Кишо Курокава. Концепция симбиотической архитектурной интеграции
Авторская концепция Кишо Курокавы наиболее полно проявляется в рамках философии симбиоза, подразумевающей взаимодействие противоположных начал для достижения нового уровня их творческой активности [134, с. 35]. Модель данного подхода строится на синтезе функционального, формального, конструктивно-технологического и градостроительного видов симбиоза. Иерархия средовой организации, обусловливающая многомерность взаимоотношений с адресатом, подразумевает выделение переходного уровня между объемом и его окружением – «серой зоны» (по определению автора) в виде открытых галерей, геопластики, искусственных водоёмов.
Мастер проповедует пять творческих принципов: уравнение в правах целого и частей, обратимость внешнего и внутреннего пространств, создание «третьего» промежуточного пространства – «серой зоны», сочетание элементов симбиоза и возврат к ценности традиционных материалов и ремесла. Постройки К. Курокавы всегда максимально тактично входят в сложившийся контекст на разных уровнях восприятия, будь то природное окружение или национальное своеобразие, сохраняя индивидуальность архитектурного образа [192, с. 197].
Таким образом, композиционное построение объектов и организация пространства находятся в постоянном диалоге внутреннего и внешнего, открытого и закрытого, единого и разделенного. Работая с крупной общей формой сооружения, К. Курокава намеренно использует разнохарактерность – разный масштаб и геометрические характеристики – и даже пространственную разобщенность его составных частей. Автор применяет контрастное противопоставление высот и уровней в построении композиции: наравне с приподнятыми над землей подиумами – своеобразными плазами – архитектор применяет заглубленные пространства, создающие эффект «утопленности» или опускает большую часть сооружения под землю. Абсолютный размер объемов невелик и носит камерный характер, однако развитие комплексов в целом приобретает масштаб среды. Иерархия средовой организации, обусловливающая уровневость и многослойность взаимоотношений с адресатом, подразумевает выделение переходного уровня между объемом и его окружением – «серой зоны» (по определению автора) в виде геопластики искусственных платформ или утопленных в землю двориков, открытых галерей и пандусов, искусственных водоёмов. Все это несет черты архитектуры сооружения, оставаясь одновременно частью окружающего пространства.
Проекты и постройки К. Курокавы иллюстрируют авторскую концепцию (табл. 38). В создании нового крыла музея Ван Гога в Амстердаме К. Курокава продолжает авторскую концепцию симбиоза, тактично взаимодействуя с архитектурой существующего здания по проекту голландского модерниста Г. Ритвельда и с окружающим ландшафтом. Максимально сохранив ощущение воздушности и простора, мастер опустил большую часть нового сооружения ниже отметки земли, выйдя наверх только небольшим лаконичным объемом изящной серповидной формы. Наземная форма дополняется своим отражением – небольшим заглубленным двориком с водным садом в традиции японской архитектуры, который замыкает эллиптическую геометрию в плане. Необычная форма нового крыла контрастирует с регулярной архитектурой Г. Ритвельда и несет яркое образное начало в своей ассоциативности [91].
Постройки К. Курокавы на родине, в Японии, раскрывают особенные грани авторского понимания синтетичности: образного строя произведения, местных традиций и колорита. Произведения воплощают образ места,притворяя в архитектуре связь прошлого, настоящего и будущего. Сазанами-холл в префектуре Щига – это относительно небольшое, но многофункциональное сооружение, включающее общественный центр региона Чузу-чо, концертный зал и оздоровительные центры. Комплекс является частью окружения, как в композиционном, так и в концептуальном плане, приобретая черты произведения искусства. Архитектура комплекса максимально проста и адресует к традиции народного храмового зодчества. Уникальность кроется в ассоциативном единстве с окружающей природой: объект расположен среди живописных рисовых полей. Центр композиции – квадратный двор, наполняемый водой, минуя который посетители проходят к залу по переходу. Искусственно созданная мелкая рябь рождает у пришедших целый комплекс ассоциаций с мифической рекой Носу и расположенным неподалеку озером Бива, знаменитого своей рябью. Целостность образному построению комплекса придает включение в интерьер зала окружающего ландшафта с известной в Японии пирамидальной горой на заднем плане путем использования стеклянного экрана позади сцены [91].