Тотан Кузембаев. Концепция художественного синтеза традиционных материалов и актуальных технологий строительства
В постройках архитектора Тотана Кузембаева используются преимущественно естественные возобновляемые строительные и отделочные материалы, что оказывает решающее влияние на художественный образ этих сооружений. Т. Кузембаев так говорит об этом: «Мы используем натуральные материалы, исходя не из их долговечности, а потому что дерево – это дружелюбный материал, мы идем от его теплоты, красоты. Меня часто спрашивают, за что я люблю дерево. Да это самый добрый, родной, нежный и теплый материал. Конечно, мы используем разные материалы. Пластик используем как защитный материал. Ценим его качественные характеристики и практичность. Хотелось бы использовать стекло, но иногда отказываемся из экономических соображений. А нелюбимых материалов просто нет. Интересно работать и с совсем новыми материалами, поскольку они дают новые возможности для создания новых эстетических вещей» [335].
Решающим посылом в эстетике произведений архитектора является применение традиционных материалов при использовании современных технологий строительства. Примером служат постройки пансионата «Клязьминское водохранилище», основной материал которых дерево, но срубы, стойки, лемех там отсутствуют, т.к. творческое кредо автора – «не повторяться никогда», в том числе, это касается и традиционных методов строительства.
«Архитектор в своем творчестве сродни изобретателю. Оба должны не копаться в прошлом, а смотреть в будущее» [335]. Отсюда направление художественных поисков бюро Т. Кузембаева, продиктованное вдохновением от художественного и архитектурного авангарда начала ХХ века: динамика композиционных решений напоминает живописные произведения кубофутуристов – Малевича, Клюна, Родченко. На этом строится объемно-пространственная композиция Дома-телескопа в Подмосковье, 2004 г. Традиционный для Средней России материал фасадов – дерево – формирует авангардные геометрические формы (табл. 38).
Архитектор не видит существенных различий между реальным, концептуальным проектированием и работой над арт-объектами. Все эти методы объединены персонально-личностным полем художественной интеграции. Междисциплинарные подходы творческого метода проявились в проекте мастерской Тотана Кузембаева – «Диффузное рассеивание», представленного в 2007 году на Биеннале в Венеции. В этом проекте использована идея оптического эффекта: мост сделан из тросов, которые к берегу становятся гуще и чаще. Мост «становится светонепроницаемым, а ближе к середине он рассеивается, как бы растворяясь в воздухе» [335].
От применения новейших технологий, нанотехнологий в архитектуре Т. Кузембаев ждет создания высокотехнологичных строительных материалов с заданными свойствами: прочный, пропускающий воздух и удерживающий тепло. Эту мысль он выражает поэтически, что интересно для нашего исследования: «Возможно, в перспективе возникнут архитектурные сады, в которых будут расти балки, фермы. А ты просто отрезаешь и строишь дом» [335].
Таким образом, в творчестве мастеров данного интегрального направления человек и окружающий его мир трактуются как взаимосвязанный, взаимопроникающий организм, а контекст воспринимается в продолжение этого естественного единства. Как следствие, пространственно-временное поле трактуется максимально широко, охватывая природные феномены, мотивы физического и личностного развития человека, устои и традиции. Архитекторы стремятся одухотворить пространство, не нарушая сложившейся естественной гармонии места, почувствовать и воспроизвести естественный ход времени. Художественное поле тяготеет к двум основным значениям: признанию ценности искусства как ремесла и художественной интерпретации проявлений природных сил, приближаясь к «искусству стихий».
Следует отметить, что в большинстве случаев, архитектурные объекты не копируют живые формы, а сохраняют архетипическую адресность – архитектура как искусство воспроизводит и укрепляет свою родовую идентичность. Границы описанного направления наиболее сложно определимы, так как оно носит межсистемный характер и имеет множество индивидуальных или фрагментарных проявлений в художественном осмыслении воды, света или рукотворных мотивов. С другой стороны, нахождение тонкого естественно-художественного баланса достигается далеко не во всех работах даже признанных последователей направления. Центральным мотивом архитектуры естественных взаимосвязей становится самоопределение, самосознание человека в едином органическом мире в совокупности физических и эмоциональных состояний, в том числе, и на уровне художественного впечатления.
Архитектура следует природе
Ориентация на природу в разнообразии и единстве ее воплощений определяет один из древнейших мотивов творческой деятельности человека. В современной и новейшей архитектуре весьма широк ряд последователей данного подхода: С. Калатрава, Р. Пиано, Н. Гримшоу, Ф. Хубен (Mecanoo), К. Курокава, Т. Андо, К. Кума и многие другие. Различны и направления деятельности: формирование архитектуры земли (лэнд-форминг); генерация природоподобных оболочек, антропоморфное и зооморфное формообразование, бионика; инсталляции временных объектов в природном окружении; «зеленая» архитектура, экологическое проектирование и использование «устойчивых» технологий, а также выражение стихий и естественных феноменов, близкое предыдущему направлению (табл. 38).
В произведениях японских зодчих трактовка природы продолжает глубокие духовные и культурно-эстетические традиции, несущие художественно-символические мотивы тишины и созерцания, что позволяет во многом отнести японскую архитектуру и к предыдущей условной группе, но все же подчеркнем именно глубинную природную ориентацию.