Концепция интегральной архитектурной формы
Бюро «Меганом»известно целым рядом проектов и реализаций высокого художественного достоинства, признанного в профессиональной среде. Жилой дом в Молочном переулке по сей день находится в первых рядах архитектурных рейтингов. Строго и качественно решенная дуга плавно вводит как в средовое окружение, так и в контексты формальных поисков отечественной архитектуры. На счету фирмы ряд статусных объектов: жилой дом в Коробейникове переулке, вилла Остоженка, вилла Роза, комплекс придорожного обслуживания Luxury Village, а также экспериментальные арт-объекты, как деревянный Сарай в Николо-Ленивце. Все эти вещи отмечены строгим вкусом и стремлением к образной выразительности емкими средствами, что в полной мере подтверждается суждениями автора: «Форма, на мой взгляд – это абрис необходимого решения, граница необходимости, чтобы не больше и не меньше необходимости» [330].
Ю. Григорян концептуально обращается к интегративным качествам архитектурной формы: «У меня есть теория (у меня вообще их нет, но одна есть) относительно феномена чистой формы: чистая форма это наивысшее состояние формы, которого стремится достичь архитектор. Архитектура возникает на пересечении массы обстоятельств – пространственных, функциональных, финансовых, политических, личных, художественных, и они очень интересны. Увлекательны. Но в итоге они все должны быть сплавлены и переведены в форму. Достичь чистоты выразительности. Случайное должно стать неслучайным. И это делает архитектор. И возможно, это – та форма, которая становится частью истории архитектуры» [330].
Таким образом, архитектор видит в форме квинтэссенцию профессии, в чем, на наш взгляд, продолжает одну из романтических линий, ярко заявленных, например, в творчестве К. Мельникова. Ю. Григорян подчеркивает значение именно «чистой формы» (в авторской терминологии), которая изначально полиинтегративна и воплощает закон своего развития, наподобие живого организма. В этом смысле это органическая форма, которая «…знает о функции, о бюджете (о грустных вещах), знает о масштабе человека, о его восприятии пространства, и внутреннего и внешнего, о его страхах, подсознательных ощущениях. Она знает об истории архитектуры, потому что не может вне ее существовать». Финальная позиция приоткрывает принцип авторской трактовки пространственно-временного поля как единства истории и современности, существующих в одной системе координат, что задает дополнительный импульс к творчеству. «Время отменяется», – восклицает Ю. Григорян [330].
Делаем вывод: форма архитектурного объекта, согласно Григоряну, интегральная метакатегория авторского творчества, органически развивающаяся в направлении наибольшей концентрации. Форма выступает как процесс и результат – она метаконтекстуальна и накапливает информацию о своей идентичности в своем «ДНК». При этом образную составляющую архитектор адресует к области жизненных значений, стараясь архитектурой активировать социальные сценарии. Для Григоряна основным измерением формы является город. «Здесь можно провести прямую аналогию с музыкой: город, квартал – это некий нотный текст с внутренней гармонией, текст, который можно читать и к которому можно что-то прибавлять с учетом гармонии», – поясняет архитектор [330].
Образцовую архитектурную методологию Григорян видит в синтезе академически выверенного и эмоционального начал, отдавая должное преподавательской деятельности. Среди мастеров, достигших сплава ясной методики и чувства, он особо выделяет П. Цумтора и С. Холла. В новейшей отечественной архитектуре, по мнению Ю. Григоряна, единомышленниками являются А. Бродский, С. Скуратов, В. Плоткин, А. Козырь, намечающие одновременно идентичные и обновленные очертания школы.
Последовательными сторонниками минималистской архитектуры в прагматических профессиональных аспектах и в вопросах экономии средств выразительности зарекомендовали себя архитекторы бюро В.Л. Пастушенко и В.А. Самогорова из Самары. Наиболее знаковой для мастерской реализацией стала гостиница «HolidayInn» в Самаре (2007 г.), воплотившая органичный синтез требований бренда и установок авторов. Сдержанный до предела объем снаружи внутри раскрывается впечатляющим атриумом, решение которого так же, как и экстерьер, продолжает интерпретировать конструктивистские мотивы, но с непривычным для отечественной школы вниманием к эстетике и качеству материала. Интерьер атриума отмечен грацией пространственных картин и выверенной работой света. На счету авторов целый ряд офисных и жилых зданий, в которых комнпозиционно-образная сдержанность реализуется на уровне художественного кредо. Лексической раскрепощенностью и артистизмом в трактовке колорита, деталей отмечены концептуальные интерьеры, например, пространства ресторанов «Белая акула» и «Винсент» в ночном клубе «Айсберг» (2005 г.).