Алваро Сиза Виейра. Эдуардо Соуто де Моура
Концепция органического минимализма и художественного аскетизма архитектурной формы
Произведения Алваро Сиза Виейра и его частого партнера, единомышленника Эдуардо Соуто де Моура исполнены аскетизма в композиции и в цвете, а художественный язык предельно лаконичен, на грани с «безмолвием», что можно обозначить концепцией органического минимализма и художественного аскетизма архитектурной формы. При кажущейся простоте найденные в объектах пропорции, масштабные соотношения с окружением и логика внутренних связей завораживают, рождая ощущение гармонии. Так, близкие по масштабу павильоны архитектурного факультета в Порто, соединенные подземными коммуникациями, формируют единый средовой ансамбль, визуально проницаемый и открытый в живописное природное окружение. Лаконичная манера мастера приглашает к диалогу о понимании и мере сложности в архитектуре. Это разговор «простого» и «сложного», сложившегося творческого подхода с памятью места. Узнаваемый авторский почерк, язык определяет эстетику предельного минимализма художественных средств, вмещающих многомерную наполненность содержания: памяти места, метафор и образов, вымыслов и легенд, игровых мотивов. Однако отношение к контексту творчества у автора скорее не средовое, а концептуальное: «Строительный участок может быть всем, что угодно. Решение никогда не приходит из самого места, а всегда из головы творца»(табл. 35).
Э. Соуто де Моура вторит своему учителю и единомышленнику в том, что «реальность архитектуры отвергает простоту…». В работе мастер старается опираться на интегральный культурологический контекст, а сдержанная геометрия и цвет мыслятся как инструменты адаптации к ситуации. Следуя культуре и традиции места, в трактовке формы архитектура Соуто де Моура обнаруживается влияние искусства, например, эстетики американского минималиста Д. Джадда. При этом амплитуда художественных исканий архитектора в вопросах колористики и формы значительно шире рамок минималистской традиции. Так, активный цвет скульптурных объемов музея художницы П. Рего «Дом историй» (2005–2009гг.) в пригороде Лиссабона активируют природный контекст места, задавая адекватный художественному содержанию градус архитектурно-художественной экспрессии (табл. 44).
А. Сиза в статье«Что-то существовало в этом месте, что требовало появления именно такого здания» подчеркивает, что контекст является для архитектора отправной точкой, основой проектирования: «интересно открыть для себя местный контекст и работать внутри него» [202]. Белизну своих построек на родине, в Португалии автор объясняет не творческим подчерком, а климатическими особенностями Порто. А. Сиза подчеркивает особый характер современной португальской архитектуры на основе синтеза интернационального начала модернизма и понимания локальности, идущего от местной традиции. Как и П. Цумтор, А. Сиза стремится к впечатлению укорененности произведения архитектуры на месте. При этом, по утверждению К. Фремптона, А. Сиза является носителем особой грамматики, которая обновляется в каждой новой ситуации…
Мастер рассуждает о родовой взаимосвязи традиции и новации, о присвоении новых значений уже существующему: «Ничто не может появиться из ниоткуда; любое изобретение – синтез решений, созданных другими людьми в других контекстах. Таким образом, несмотря на то, что прорывы существуют в определенном историческом моменте, позже они смыкаются в линию преемственности в эволюции как человека, так и архитектуры» [202].В этой связи интересно, что в начале профессиональной деятельности для А. Сизабыло характерно внимание к социальным программам, которое сделало его известным специалистом по модному направлению «архитектуры участия».
Особое отношение к контексту составляет важную грань творчества Сиза и Соуто де Моура, которая позволила бы отнести их произведения и к следующей группе коммуникативной архитектуры. Однако следует обратить внимание: среда формирует именно художественный язык, причем во многом опосредованно, выступая сложным интегративным началом внутреннего мира мастера и его архитектурно-художественной позиции.