Ричард Мейер. Концепция художественной интеграции на основе развития геометрической гармонии
Интегративная концепция Р. Мейера следует основополагающей идее порядка: строгие пропорции объемно-пространственной композиции, чистота геометрических построений, «белая архитектура», выверенная детализация. Истоками поэтики мастера стала авторская трансформация принципов формообразования Ле Корбюзье во взаимосвязи с супрематическими поисками авангарда. Складывается впечатление, что мастер овеществляет модернистскую утопию (корбюзианскую мечту о «белом мире»), делая ее равноправным членом взаимодействия в градостроительном контексте (табл. 35, 44).
Художественный мир произведений Р. Мейера объединяет контрастные начала. С одной стороны, упорядоченное геометрическое пропорционирование взято автором за основу архитектурно-художественного решения внутренних и внешних пространств, а метод ортогональной решетки применяется на всех уровнях: от объемно-пространственной композиции до аранжировки плоскости фасада здания. С другой стороны, узнаваемая авторская архитектура адресует к скульптурной трактовке пространств и объемов.
Повсеместное использование белого и абстрактной геометрии определяет метафизику авторского мышления на уровне универсалий и воплощаетсяв версиях чувственного восприятия: нетронутый белый лист, ожидание вдохновения, иллюзия всеобъемлющей пустоты. Образный строй произведений стремится к идеальной чистоте и гармонии, а «белая архитектура»стала визитной карточкой авторскогостиля. В своих интервью автор поясняет, что белый цвет позволяет яснее решать главные задачи в работе с пространством, светом и формой. Кроме этого, белые здания наделены способностью постоянно менять свой цвет, реагируя на окружение, погоду, характер освещения [155]. Узнаваемый авторский стиль мастер реализует в родственных искусствах керамики и скульптурной пластике, занимается дизайном мебели и посуды.
Авторская концепция художественной интеграции нашла удачное воплощение в проектировании и строительстве пространств для искусства и синтеза искусств: музеев, библиотек, информационно-образовательных, зрелищных и универсальных Центров творчества, в которых форма и содержание достигли максимального синтеза. В творчестве Р. Мейера сформировалось несколько типологических моделей архитектурного пространства для искусства на различных уровнях градостроительного масштаба.
Развитый в пространстве комплекс от одного квартала до мини-городаискусств представлен музеем декоративных искусств во Франкфурте-на-Майне и Гетти-центром. В рамках этой модели композиция сооружения формируется на основе выявления и анализа градостроительных решеток и внимания к контексту. Новые объекты частично воспринимают характер окружающей застройки и активно взаимодействуют с природным окружением: искусство в гармонии со средой – среда искусства – искусственная художественная среда. В музее декоративных искусств во Франкфурте-на-Майне (1980–1984 гг.) архитектор включил историческое здание в структуру комплекса; пропорциональное решение фасадов новых блоков выполнено по аналогии с существующей архитектурой. Природное окружение органично вошло в структуру музея-квартала путем раскрытия внутреннего пространства: зеленые патио, организация визуальных взаимосвязей через квадратные «окна».
Морфотип здания-скульптуры с использованием контрастных геометрий воплощен в центре творчества «Атенеум» (США, 1975–1979 гг.) и в музее современного искусства в Барселоне (MACBA, 1995 г.). Музей сам предстает произведением искусства – своеобразным «архитектоном» в насыщенной ткани города. При этом авторская версия «модернизма» чутко реагирует на масштаб исторического окружения, рождая законченное художественное целое.
Лаконичная циркульная форма как основной центрирующий элемент архитектурного ансамбля явилась определенным типологическим открытием Мейера, имеющим при этом целый ряд предшественников и аналогий, начиная от амфитеатров Древней Греции и Рима до хрестоматийной спирали Ф.Л. Райта. Идеальная и завершенная форма определяет доминирующую роль сооружения в среде – здание-магнит, здание-ориентир, здание-центр. Наличие зафиксированного композиционного центра позволяет объекту быть организующим элементом в градостроительном, архитектурно-художественном и социальном аспектах(музей «высокого» искусства в Атланте, 1983 г., здание центра истории искусств в музее П. Гетти).
В обобщенном виде синтезирующая концепция геометрической гармонии и порядка Р. Мейера представляет систему следующих подходов:
- использование универсального языка чистой геометрии;
- «белая архитектура»как стремление к идеалу;
- супрематический подход к композиционному построению, определяющий скульптурность формообразования;
- синтетический подход к организации архитектурной среды на основе геометрического пропорционирования.