Персонально-личностное поле художественной интеграции
В современной архитектуре на первый план выходят персональные авторские концепции, каждая из которых представляет уникальное единство способов мировосприятия, художественных посылов и методов, выраженных в индивидуальном творчестве. Архитектор-творец рождает авторское видение, свой пластический язык – персональную целостную систему методов и принципов, составляющую суть современной архитектурной парадигмы. Все это взаимообусловлено спецификой многополярного мира, неотъемлемыми чертами которого стали плюрализм, полицентризм, междисциплинарность, многозначность, диалогическое мышление.
Как уже отмечалось, тотальное стремление к самовыражению сопровождается серьезными проблемами в восприятии архитектуры, тем боле, что у каждого автора свой язык – своя «морфология», своя «грамматика», свой «синтаксис». Аспект непонимания или недопонимания распространяется как на профессиональную сферу, так и на восприятие архитектуры потребителем – адресатом. В сложившейся ситуации полилога сложно предоложить единое решение этой проблемы, равно как и найти необходимые начала для сопоставления различных персонифицированных смыслов.
Думается, что именно персонально-личностная художественная интегративность архитектора обладает потенциалом преодоления разобщенности и развития культуры цивилизации. Во-первых, творческая концепция является синтезирующим ядром в междисциплинарном культурном и научном пространстве, собирая факты, эмоции, контексты сквозь призму авторского взгляда. Во-вторых, что особенно важно, интегральное авторское творчество позволяет совершаться таинству искусства, перешагивающему любые преграды. Применительно к концепциям художественной интеграции термин «художественное» предлагается понимать с определенной долей условности как совокупность личностного мироощущения архитектора и способов его воплощения в материальной действительности, как меру духовного наполнения, авторской идентичности архитектурного творчества, возводящего его в ранг искусства.
Суммируя вышеизложенное, вполне правомочным представляется опереться на художественную сторону творчества современного архитектора как созидетельное интегрирующее начало, выраженное в авторских методах достижения единства времени и места, формы и содержания, единичного и всеобщего. Важно отметить, что интегральная многослойность, заложенная в авторской архитектурно-художественной концепции, содержит «ген коммуникативности» [93], рождающий диалог, а архитектурно-художественный синтез становится его средством: архитектора-автора и адресата (реального или потенциального); архитекторов различных школ, направлений, убеждений; архитектурных объектов в городском пространстве (современных и исторических).
Для разработки персонально-личностной системы художественной интеграции предлагаетсяиспользовать авторский «полевой» подход, который позволит выделить интеграционные центры творческой направленности того или иного мастера, сохраняя при этом необходимые степени свободы, позволяя многогранному персональному полю архитектора объединять сразу несколько, порой противоречивых направлений. Опираясь на наиболее универсальные проявления единства, выявим несколько взаимосвязанных «центров»: рациональные и функциональные, гуманистические и феноменологические, природные и экологические, инженерные и технологические, социальные и диалогические начала, а также интуитивные и образно-символические, теоретические и критические, семантические и архетипические основания. Отметим, что полевой принцип отражает динамичное состояние художественных ориентиров, в котором определенные центры могут быть общими для архитекторов различной стилевой принадлежности, а также с разной периодичностью актуализироваться в творчестве одного автора. Следовательно, метафора поля позволяет провести систематизацию творческих интеграционных методов в их динамике без жесткой привязки к стилям и направлениям (табл. 34).
Итак, художественная интеграция в творчестве современного архитектора рассматривается в системе персонально-личностного интеграционного «поля», которое имеет особое системообразующее значение, рождая творческие импульсы в деятельности автора-архитектора и эмоционально-смысловые отклики в восприятии адресата.
Персональные концепции рассматриваются согласно предложенной системе полей:
- интеграционный потенциал творческой концепции и определяющий фактор авторского метода архитектурно-художественного синтеза (указан в названии концепции мастера);
- авторская концепция «пространство-время» и понимание контекста;
- взаимосвязь с искусством на уровне использования художественных мотивов и соотнесенности с видами творчества;
- междисциплинарный потенциал и возможность выхода на уровень метасистемы.
Предлагается систематизировать и рассмотреть наиболее популярные направления в современной архитектурной практике с позиции архитектурно-художественной интеграции [93]. Каждая персональная художественная система отображает картину пространства и времени в авторской интерпретации, а принадлежность к искусству на всех стадиях творческого процесса выступает необходимым условием становления архитектурного произведения. Художественная интеграция в работе отдельного архитектора опирается на центральное концептуальное ядро и ведущий принцип авторского творчества, вокруг которых объединяются все аспекты деятельности мастера. При этом разработка концепции художественной интеграции на метауровне направлена на поиск объединяющих начал, которые позволят сопоставить разобщенные индивидуальные решения, персонифицированные смыслы и языки в современной архитектурной теории и практике. На основе родства творческих позиций сгруппируем и сформулируем ряд авторских концепций мастеров архитектуры в аспекте архитектурно-художественной интеграции.