Художественно-символический подход в архитектуре начала ХХI века
По словам древнеримского архитектора Витрувия, архитектура основывается на трёх началах: польза, прочность, красота. В XV веке Альберти добавил четвёртое начало – целесообразность, которую можно, впрочем, определить и как производную от первых трёх составляющих.
Анализируя бесконечный поток современных зданий и сооружений, основные стили и течения архитектурной мысли конца XX и начала XXI века, можно заметить, что архитекторы, безусловно, стараются следовать этим четырём составляющим, но часто определяют в своей архитектурной практике приоритетное направление. Формалисты думают о красоте, функционалисты – о пользе, а кто-то – только об экономической выгоде.
Сегодня сложно выявить универсальный принцип формирования архитектуры, по которому можно было бы сказать, что это – архитектура, а это – уже нет. Но стоит попробовать проанализировать разные представления об архитектуре. Рассмотрим пограничный, и в большинстве случаев спорный, пласт архитектуры – архитектуру, граничащую с дизайном. В последнее время множество проектов с доминирующей образной составляющей несут, в основном, декоративную функцию. Рождение новых образных структур в сфере архитектурно-пространственной среды вызывает потребность в очередной раз попытаться осмыслить процесс формирования архитектурного образа в нынешней ситуации и проанализировать архитектурные объекты с точки зрения художественно-символической образной составляющей [84].
При анализе архитектурных объектов с доминирующим образно-художественным качеством можно выявить два основных подхода к их проектированию:
- образно-символический подход, при котором за основу формы здания берется привычная форма повседневных предметов;
- декоративно-художественный подход, при котором главным является внешняя стилизованная аранжировка формы, здание рассматривается как некий «холст» для творчества.
Основной целью этих подходов к архитектуре является придание существующим улицам, районам и городам особого настроения, нового и удивительного для современного, привыкшего к своей реальности человека. В последнее время появилось достаточно много зданий, принимающих нетрадиционный архитектурный облик. Так, в Китае, в городе Хуайнань в 2007 году завершилось строительство здания «Дом-рояль со скрипкой» (Piano shaped building). Здание было построено, в первую очередь, как достопримечательность, чтобы выделить город из множества других неприметных китайских городов. На данный момент дом представляет собой выставочный комплекс, где демонстрируются новые проекты для обустройства города. Это сооружение – плод совместных усилий студентов Хефейского технологического университета и дизайнеров компании «HuainanFangkaiDecorationProjectCo.». Огромная скрипка служит входом в здание, в ней располагается лестнично-лифтовой узел. Стеклянное исполнение не позволяет забыть о звучании.
Пример интерпретации предметов интерьера – дом-«офисная тумбочка», построенный в самом центре крошечного средневекового городка Гельнхаузен в Германии по проекту немецкой дизайн-студии Formalhaut (табл. 29). Фасад отделан алюминиевыми панелями, а спальня представляет собой выдвижной ящик. Авторы трактуют открытое пространство небольшого города как закрытое интерьерное пространство, которое уместно наполнить элементами мебели. Архитектурной среде придается уют благодаря образно-символическому подходу, включающему в данном случае преднамеренную сбивку масштабов.
Иной архитектурный подход проявляется в случае, когда форма отступает на второй план и у объекта доминирует декоративно-художественное начало. Пример такого подхода – счастливый дом Рицци – самые позитивные офисы в мире. Он расположен в северной части Германии, в небольшом городке Брауншвейг, на окраине исторического квартала Магни. Невысокие, возможно, нелепые башенки с необычайно яркой раскраской словно играют друг с другом. В 2001 году в Брауншвейге на месте развалин герцогской резиденции было решено возвести здания современного характера, которые взяли бы на себя роль эмоционального акцента в историческом квартале. В объекте причудливым образом нашли свое сочетание приемы поп-арта и мультипликации. «Смеющиеся» башенки, построенные по проекту архитектора Конрада Клостера и раскрашенные художником Джеймсом Рицци, постоянно вызывают положительные эмоции, улыбки и даже восторг у адресатов этого произведения – горожан и туристов (табл. 29).
Пример акцентной архитектуры необычной художественной стилистики – работа архитектурной группы Klein Dytham. «Идея заключалась в том, что, поскольку здание находится в плотно застроенном жилом районе, мы хотели превратить его облик в знак, акцент», – объясняет Dytham. Нынешнее граффити – портрет женщины Анри де Тулуз-Лотрека на стене салона-парикмахерской – в дальнейшем может быть заменен любым другим изображением по желанию арендатора. Идея авторов в том, что в архитектуре, как и в дизайне, должны быть элементы, которые владелец может менять в зависимости от собственного настроения. Klein Dytham убеждены, что архитектура непременно должна нести в себе «элементы удовольствия».
Таким образом, конец ХХ и начало ХХI века ознаменованы рождением новых веяний в архитектуре: происходит переосмысление роли художественно-символического подхода в решении архитектурных задач [93]. Маловероятно, что представленные нетрадиционные архитектурные формы переломят ход развития архитектуры в сторону тотального «предметного» окружения, однако такие дома способны обратить на себя внимание, вызвать удивление, восторг или другие чувства, а значит, что архитектурная идея была реализована удачно. Создавая такие уникальные дома или другие строения оригинального вида, мастер создает определенный эмоциональный настрой в обществе и окружающей среде.