Художественное интеграционное «поле» архитектуры
Для рассмотрения интеграции искусства в архитектурную деятельность обратимся к взаимосвязанному анализу первичных языковых импульсов и сложившейся в науке системы искусства. Традиционно принято выделять вид, род, жанр, а также художественную концепцию произведения. Классификация видов творчества на пространственные, временные и пространственно-временные задает направления синтеза искусств. В свою очередь, «первоэлементы» выразительного языка, связанные с особенностями восприятия, являются, «квантами» образного мышления человека, участвующими в рождении многообразия всех форм творческого освоения действительности. Модель интеграции художественного качества в архитектуру представляет матрицу, где, с одной стороны, определены языковые коды, а с другой – сформировавшиеся в ходе эволюции виды искусства и формы художественно-эстетической деятельности (табл. 19).
В анализ взаимодействия архитектуры со всем кругом искусств включены традиционные художественные факторы: цвет и линия (живописно-графический); пластика и объем (скульптурный); слово и интонация (литературно-поэтический); звук и мелодия (музыкальный); движение и жест (театрально-хореографическое), а также относительно новые факторы и развивающиеся формы художественного творчества: кадр (фото-кинематографический); цифровой алгоритм (дигитально-цифровой). Особую интегрирующую роль играют факторы многоэлементных (синтетических) искусств: театральный, кинематографический, а также многогранный фактор дизайна, родственный архитектуре. Актуальные тенденции концептуального творчества, зрелищности или шоу, феномены моды фигурируют как общевидовые процессы. Следует отметить, что система принципиально понимается как гибкая и динамичная, в которой каждый фактор может выражаться в целом ряде художественных явлений.
Несмотря на многомерность художественного поля интеграции, можно выделить два принципиальных вектора бытования факторов искусств и архитектурно-художественный системы в целом: функциональный и художественно-символический. Первый в большинстве случаев связан с прямым использованием языка искусства архитектором: проектная графика; теоретический текст; исполнение музыки, театральные постановки, хореография и т.д. в архитектурном пространстве. Символический путь предполагает сходство языковых художественных систем и их восприятия, родство на уровне приемов и закономерностей авторского стиля архитектора и имеет гораздо более субъективную природу. Архитектура воспринимает воздействие как элементарного языкового импульса, так и сложившейся художественной системы. При этом искусство архитектуры обусловливает рождение архитектурно-художественное единства принципиально нового интегрального качества, расширяющего качества членов взаимодействия.
Обратимся к различным видам и формам родства, синтеза, интеграции искусств, которые различаются по глубине взаимопроникновения. Анализируя возможности художественного синтеза в книге «О духовном в искусстве», В.В. Кандинский выделял принципиальное и внешнее сближение видов творчества. Автор преследовал цель раскрыть суть духовного, метафизического потенциала каждого искусства, указывая на «прямое и внутреннее значение материала». Именно «чистое звучание – беспредметная сверхчувственная вибрация» каждого из искусств ложится в основу их принципиального синтеза [118]. Методика выделения и разработки первичных импульсов во многом согласуется с положениями В.В. Кандинского и использует первоэлементы, очищенные от привычной атрибутики соответствующего вида искусства и сообщающие свое «звучание» архитектуре. «Проникновение» выразительного кода в составляющие архитектурной триады можно проследить на разных уровнях: от фундаментального до внешнего, декоративного.
М. С. Каган обратил внимание на процесс дифференциации начальных синкретических форм художественной деятельности: «у истоков художественного развития человечества искусство выступало двумя относительно самостоятельными комплексами, один из которых можно назвать мусическим искусством, а другой – искусством пластическим. К первому относились все способы творчества, материалы которых человек находил в себе самом – в жесте, звучании своего голоса, в речи; ко второму – те способы творчества, в которых использовались внешние человеку материалы, найденные в природе или полученные в процессе материального производства» [105]. В свою очередь, И.А. Добрицына отмечает концептуальное, формальное и стилевое взаимодействие архитектуры и искусства [85]. Вероятно, следует рассматривать также реальное и виртуальное, позволяющее обозначить проектную и теоретическую интеграцию, а также чувственный синтез на основе архитектурных впечатлений. К последнему можно отнести явление синестезии – совместного чувствования, на котором основаны многие синестетические аналогии.
Синестезия понимается как построение художественного мира через образное воспроизведение совокупности чувств, восприятий. «Синестезия – термин литературоведения, искусствоведения, культурологии и психологии, обозначающий специфические стороны эмоционального восприятия мира. В переводе с греческого синестезия означает соощущение. В психологии синестезии лежит уникальная способность человеческой психики к обладанию дополнительными измерениями восприятия окружающего мира… Стремление найти гармонию во взаимодействии микро- и макрокосма восходит к мифологической традиции и впервые получает осмысление в античной эстетике (пифагорейцы, Платон)» [178].
Синестезия присуща всем видам художественного творчества и проявляется в осознанной или неосознанной форме. Так, в поэзии, синэстезия проявляется в лирике Блока, для художественного сознания которого было характерно стереоскопическое видение мира. «Художественное экспериментирование синэстезической природы было свойственно Скрябину и Римскому-Корсакову в музыке, Кандинскому и Чюрленису в живописи. Кандинский опирался на новаторский принцип «высвобождения» в живописном творчестве энергии движения, цвета, звука и полагал, что синтез этих начал – «ступени» к грядущему духовному обновлению человека» [178].
Для нашего исследования по художественной интеграции в новейшей архитектуре синестезия важна как неотъемлемое родовое свойство всех видах творчества, которое изначально роднит их между собой не только на понятийном уровне, но и на уровне восприятия.
В главе «Рука мастера» известной книги «Мыслящая рука: архитектура и экзистенциальная мудрость бытия» Ю. Палласмаа выстраивает оригинальную синтетическую линию взаимопроникновения и соединения художественных ощущений в творчестве, соотнесенных с различными органами чувств человека. Речь идет не столько о синтезе искусств, сколько о присутствии этих разнохарактерных художественных оттенков в каждом конкретном произведении высокого уровня. Для исследователя все виды искусства – это, в первую очередь, особые формы мышления, зависящие от специфических художественных средств каждого вида. Так, финский дизайнер Тапио Вирккала в процессе наиболее тонкой работы применял выражение «зрение пальцев». При этом, по Вирккала, «Цель художника – достичь гармонии с материалом» [173, c. 64]. Рельефы Каина Таппера, по мнению исследователя, можно назвать «осязаемой живописью». С помощью приведенных примеров Ю. Палласмаа доказывает недостаточность только визуального опыта в искусстве, который у человека всегда расширен всем комплексом физических ощущений: осязанием, слухом [173, c. 65].
Родству архитектуры и художественного творчества способствует развитие качества иллюзорности. Искусство традиционно интерпретирует реальность, рождая художественный образ, «иллюзию», оставаясь при этом в границах своего художественного языка. В изобразительном искусстве за иллюзорностью традиционно закрепилось свойство имитации жизни, создания ощущения, что можно «войти» в картину. В архитектуре под иллюзорностью понимаем трансформацию физической среды (путем нивелирования поверхности, росписью, зеркалами и т.п.), превращение ее в реальность нового художественного качества. Более того, при анализе художественного мира архитектурного творчества, правомочно говорить о «живописи», «графике», «скульптуре», «музыке», «танце» и «театре» архитектуры.
В системе интеграции архитектура изначально обладает пространственным фактором как первоэлементом архитектурного искусства, а факторы иных видов искусства приобретают пространственное измерение. Обратимся к рассмотрению оснований интеграции с факторами пластических искусств, которые традиционно вступают в синтез с архитектурой в формах монументальной живописи и скульптуры.
Художественное «поле» интеграции
Ф1 - Фактор - первоэлемент художественного языка | Ф2 - Фактор вида искусства | Новое художественное качество архитектуры |
цвет и линия | живописно-графический | живописное и графическое |
объем (пластика) | скульптурный | скульптурное |
слово | литературно-поэтический | литературное и поэтическое |
звук (мелодия) | музыкальный | музыкальное |
движение (жест) | танцевальный (актерский) | динамическое |
фото и кинокадр | фото-кинематографический | фото-кинематографическое |
цифровой алгоритм (скрипт) | цифровой, дигитальный | цифровое, дигитальное |
природа и человек | естественно-гуманистический | естественно- гуманистическое |
Ф3 – Факторы,опирающиеся на синтетические искусства:архитектуру, театр, кино, цирк, дизайн, искусство стихий, «уличное искусство», концептуальное творчество… | ||
Синтетические искусства сообщают архитектуре дополнительное интеграционное качество |
Факторы интеграции видов искусства в архитектуру