Дональд Джадд. Минимализм в синтезе концепции и дизайна
Американский скульптор Д. Джадд широко известен сегодня в качестве одного из лидеров минимал-арта, активно повлиявшего на эстетические позиции целого ряда современных архитекторов(табл. 12). Следует особо отметить так называемые «специфические объекты» Джадда, занимающие промежуточное положение между концептуальной инсталляцией и продуктом дизайна. Неслучайно, работы мастера далеко не все признавали за произведения искусства (например, скульптор Марк Ди Суверо), что не может снизить их ценности, а, скорее, указывает на их интегративный потенциал – эти объекты можно считать новыми «прибавочными элементами» внутреннего пространства, реализующими новую логику концептуального дизайна.
Франсиско Инфанте. Игровой синтез природного и концептуального
Творчество Ф. Инфанте показывает сплав концептуального искусства и природы, вернее, трансформацию, отражение природы в художественном жесте, каноническим знаком которого стал «зеркальный артефакт в пейзаже», как отмечает критик Вс. Некрасов. Зеркальные инсталляции художника из циклов «Игра жестов» (1977 г.), «Очаги искривлённого пространства» (1979 г.) являют своего рода «вторую природу» – окружение, художественно активированное языком геометрии(табл. 12). Супрематизм и неопластицизм служат отправными пунктами и основой эстетической концепции, вплоть до прямых цитат из К. Малевича, как, например, в цикле «Супрематические игры» (1968 г.). Вместе с этим, автор тонко иронизирует над тотальностью посылов супрематизма и конструктивизма в серии «Проекты реконструкции звездного неба» (1965-67 гг.), что еще раз обнаруживает принадлежность к концептуальному художественному дискурсу.
В своих работах Ф. Инфанте, преднамеренно «делит» авторство с явлениями окружающего мира, балансируя на тонкой грани: «Искусство, как Дух, – веет, где и как само хочет, но при этом обязательно на встречном движении Идеального и Реального через Сознание», – считает художник. Согласно концепция артефакта Ф. Инфанте, искусственный объект как «символ технической части мира» органически связан с окружением, природным контекстом – «символом бесконечного начала» [99, с. 535]. Обязательная фотосъемка служит документации этого синтеза и призвана зафиксировать его самые спонтанные проявления, что является важной частью концепции: «Там, где взаимодействуют артефакт и природа, возникает игровое поле… Художник… находится в эпицентре игрового поля. Через него, как через магнитный сердечник, проходят все силовые линии поля. Такая привилегированная позиция дает ему право выбора тех моментов происходящего, которые для него важны» [99, с. 536-537].
Николай Полисский. Лэнд-арт как синтез концепции и традиции
Творчество Н. Полисского прочно ассоциируется с русским ответвлением ленд-арта и социокультурным проектом в Никола-Ленивце Калужской области. Действительно, художнику удалось найти эстетически выразительную, экологически оправданную, в меру традиционную и социально привлекательную линию синтеза – «скрестить концептуализм с народными промыслами», как отмечал Г. Ревзин [99, с. 540]. Архитектонические инсталляции из бревен, сплетенных прутьев и сена несут не только концептуально-иронические смыслы, но приобретают значение временной архитектуры, становясь эпицентрами социальной активности(табл. 12).
Творческой лабораторией Н. Полисского под открытым небом стала деревня Никола-Ленивец неподалеку от Москвы на р. Угре. Наиболее частый фестивальный формат творчества мастера («Арт-Клязьма» 2003 г., «АрхСтояние» 2006 г.), ориентация на процесс и массовое действо, – все это сообщает его сооружениям форму «социальных утопий», близких, по признанию автора, абсурдным идеям В. Хлебникова или «социальным скульптурам» Й. Бойса. Все произведения живут одной жизнью с окружением, дышат одним воздухом, подчиняются суточным ритмам и погодным воздействиям, но при этом имеют гуманистическую ориентацию, что становится основополагающей базой органического синтеза. «Хочется большей органичности, стилистической определенности, вносить в природу объекты, которые ее не оскорбляют, не портят, а что-то добавляют для человека, хотя в плане ориентации в пространстве…» – размышляет автор [99, с. 545].
Выводы по Главе 2
1. Под художественной целостностью понимается неразрывное художественное единство произведения искусства или архитектуры на основе пространственно-временных, художественных и персонально-личностных оснований.
2. Основания художественной целостности выявлены на основе рассмотрения и систематизации совокупности художественных концепций деятелей искусств ХIХ-ХХI вв.: художников, скульпторов, писателей, поэтов, музыкантов, хореографов, театральных деятелей, представителей концептуального и медиа-искусства.
3. Символические основания художественной целостности связаны с конструированием модели мира образными и знаковыми средствами. К ним относятся сакральные цивилизационные символы, знаковые системы, семантические и семиотические уровни восприятия пространства. Наиболее завершенную репрезентацию символическая целостность получает в формате утопических проектов и архитектурных фантазий.
4. Органические основания художественной целостности предполагают обращение к природе и человеку как к гармонии мер высшего свойства, связывая сакрально-религиозные, философские, концептуальные, образно-символические, морфологические, художественные, гуманистические и естественнонаучные подходы
5. Творческий замысел как концептуальное ядро будущего произведения выражает синкретизм личностного мировоззрения автора и обладает наивысшей степенью художественной целостности в моменты интуитивного озарения, эвристики, открытия.
6. Личностное начало художественной целостности реализуется в творческой концепции мастера и определяет авторскую интеграцию как единство профессиональных, личностных и общекультурных проявлений в произведении искусства.
7. Пространство и форма как фундаментальные категории целостности в искусстве выступают основой художественной интеграции архитектуры и всего круга искусств и прочно укоренены в процессе стадиальных изменений пластической культуры.
8. Взаимодействие искусств активирует процесс созидания художественной целостности. Концепция синтеза искусств играет первоочередную роль на пути к архитектурно-художественной целостности в традиционной сфере монументального искусства, а также выступает внутренней концептуальной основой проявления качеств того или иного вида искусства в архитектуре.
ГЛАВА 3
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ