Уровни и основания художественной целостности
Поставив цель найти выражение интеграционной целостности для ее дальнейшей разработки в новейшей архитектуре, обозначим и проанализируем некоторые базовые уровни и основания понимания художественной целостности в различных сферах искусства и культуры, используя взгляды различных авторов. Изучая интеграционные подходы сферы культуры в целом, обратимся к рассмотрению совокупности художественных взглядов деятелей искусств по вопросам художественной единства произведения и целостности художественного мира самого автора, представленных в суждениях деятелей искусств: художников, скульпторов, писателей, поэтов, музыкантов, хореографов.
«Один во всем, Все в одном», – гласит японская мудрость. Схожее читаем у Гераклита: «Из одного – все, из всего – одно» [240]. Существует множество определений целостности, относящихся к различным онтологическим проявлениям этого понятия. Прежде всего, сама постановка задачи предполагает наличие целого и части (частей), связанных системой отношений. Идея целостности предполагает их неразрывную слитность, когда целое является органическим единством, а часть важна как выражение целого. При этом часть не обязательно во всем подобна целому, а, скорее, наоборот представлена самостоятельной индивидуальной развивающейся системой. Отсюда следует, что и целое живет во времени как трансформирующийся динамический организм, сохраняя базовое интегральное качество, структуру связей. Правда, в своих предельных формах на уровне абстрактных конструктов теория предполагает модель, когда часть тождественна, равна и идентична целому.
Такая ситуация возможна только в случае точки, точки-мгновения, когда все потоки сходятся в едином импульсе. Оставаясь во многом на уровне абстрактной формулы, такое понимание целостности исключительно существенно для искусства. Это некая точка бифуркации в жизненном цикле общекультурных процессов общества. Момент озарения, единовременного зарождения замысла художника (архитектора), открывающий автору принципиальную структуру будущего произведения. Или же точка понимания, принятия произведения адресатом или же целым кругом в развернутой исторической перспективе. Здесь совершается все и сразу. И эта одномоментная неразрывность – важнейший показатель художественной удачи, в том числе в организации пространственной среды жизни.
Вопросы интеграции и целостности проявляют диалектику открытого и закрытого, единичного и всеобщего, единого и разделенного, способствуя выражению одного через другое. Вот почему интегральное мышление является актуальной стратегией для современной ситуации в архитектуре, в которой межсистемные взаимосвязи становятся обязательной составляющей проектирования при сохранении стремления к индивидуализации авторских языков. Архитектурный объект высокого художественного достоинства одновременно открыт многомерному полю влияний и «закрыт» как уникальное, неповторимое авторское произведение.
Характерно, что целый ряд определений целостности подчеркивают определенную автономность, а в значении художественной целостности – идентичность или уникальность произведения. Понятие художественной целостности применяется в описании произведений искусства как нерасторжимое единство образного строя. Архитектура изначально рождает многомерный синтез различных видов деятельности: управления, проектирования, социального прогнозирования, экологического дизайна и, конечно, художественно ориентированного целостного мышления. Художественный аспект архитектурного творчества чутко реагирует на проявления всех остальных его составляющих и зависит от них. Таким образом, качества художественной целостности архитектурного объекта являются результатом сложного взаимодействия процессов материальной и духовной сферы.
Авторский архитектурный замысел становится средокрестьем прошлого (багажа идей проектов, наработок), настоящего (проектного задания) и «будущего» (интуитивные предчувствия и озарения) опыта архитектора, в процессе вызревания, развития может сохранять свою родовую идентичность или чутко реагировать на изменяющиеся условия. Художественное единство среды может быть нарушено или трансформировано привнесением новых качеств, не зависящих от воли первого автора. Адресат воспринимает художественный образ в совокупности личного опыта: образования, воображения, контекста восприятия.
В данном исследовании представлена концепция художественной интеграции как логическая конструкция системы архитектуры в условиях динамичного многополярного мира современной действительности.
В свою очередь, художественный аспект архитектурного творчества можно трактовать также с нескольких позиций: автора, произведения, адресата, среди которых роль автора первостепенна. В другой плоскости систематизируем архитектуру с позиции процесса, метода, стиля. Многообразие интеграционных подходов в их взаимосвязи целесообразно рассматривать в системе «автор – (произведение – ансамбль – среда) – адресат – ученый (исследователь)». Безусловно, все представленные составляющие взаимосвязаны и формируют скорее логическую конструкцию, с помощью которой можно увидеть базовые составляющие процесса художественной интеграции.
Авторское начало определяет необходимость исследования методов и методологии современных архитекторов. Речь идет об интегральном проектировании, которое материализуется в среде. Далее следует группа подходов, изучающая взаимосвязи в аспектах формирования многоуровневого архитектурного объекта: от отдельного произведения – до совокупной среды жизнедеятельности человека – интегрального пространства, интегральной архитектуры. Роль личности адресата архитектуры побуждает исследовать закономерности интегрального восприятия в непрофессиональной среде. С другой стороны, среда чутко воспринимается, обсуждается в профессиональной сфере, что определяет возможное «слияние» автора и адресата. Ученый, конечно, также может быть приглашен в команду проектировщиков или выступать в роли эксперта, но принципиально фигура ученого-исследователя стоит несколько отдельно как метафора возможности изучения всех подходов, в том числе и в их совокупности – универсальные интеграционные подходы, которые, в свою очередь, могут быть базой проектирования.
Еще одной важной интегративной составляющей, задействованной в данной последовательности модели, выступает сфера архитектурного образования – образовательные интеграционные подходы.
Принципиальная система разделения теоретических взглядов связана с оппозицией смыслового, логического, точного и эмоционально-чувственного постижения сути явления. Первое включает естественнонаучное описание мира, аналитическое рассмотрение, обращение к математическому аппарату: кибернетика, астрофизика, нелинейная математика. Вторая сторона адресует к творческой интуиции, объединяя гуманитарные, психологические, художественные, а также теологические области знаний.
Обращаясь к философии восприятия мира и его художественного освоения в наиболее общем плане, обнаружим мир мысленный и мир воплощенный, а также формируемый творческой деятельностью человека, искусством. Архитектура как интегральная сфера творчества являет материализованную «границу» пространства, социальной жизни, истории и культуры эпох. Известно, что религиозный философ и священник отец П. Флоренский отводил искусству роль границы между видимым и невидимым. Центральным мотивом его философии искусства являлась пространственно-временная цельность художественного произведения.
Идея целостности с точки зрения развития художественного метода тесно связана с вопросами и формами синкретизма, что позволяет задуматься о его проявлениях: миф как способ взгляда; детство и детские интуиции, сопровождающие и взрослого человека; спонтанное и свободное творчество; красота природы и человека.