П. Шумахер. Интегральная концепция архитектурногопараметризма
«Параметризм – новый глобальный стиль в архитектуре и градостроительстве», – так озаглавил свою программную статью один из лидеров дигитальной архитектуры и сподвижник З. Хадид последних десятилетий архитектор П. Шумахер. П. Шумахер утверждает параметризм в качестве нового большого стиля после модернизма, основанного на общности актуальных проектных направлений [349].
Действительно, сегодня параметрическое направление (или более общие его наименования) занимает одну из лидирующих позиций в интеграции интеллектуально-аналитического и эмоционально-чувственного опыта на основе технических инноваций(табл. 5). Аналитическая основа параметрики, параметрического урбанизма, связана с изучением всего поля базовых параметров среды, ее структуры, городской ткани. С другой стороны, формы параметрических объектов обладают, как правило, выраженной экспрессией, что позволяет говорить об их художественно-образном звучании. Как пишет П. Шумахер, задачей параметрической архитектуры становится отражение ситуации сложности современного мира и представлений человека, поиск и репрезентация новой, соответствующей этой сложности, эстетики. «Сенсуальный метод параметристов продвигается в противоположном (модернизму) направлении, преследуя цель максимального акцентирования явной дифференциации и визуального усиления дифференциальной логики», – отмечает архитектор и далее продолжает, обозначая художественные проявления: «Это воспринимается как элегантность упорядоченной сложности, чувство бесшовной текучести, родственной природным системам» [349].
Вполне закономерно, что параметрическая доктрина имеет очевидные аналогии с новыми научными парадигмами, в том числе и с теориями самоорганизации, а также сама выступает в качестве исследовательской программы. Стремясь заявить параметрическую архитектуру в качестве полноправного антагонистического преемника модернизма, П. Шумахер вводит определенные правила и принципы, используя специфическую терминологию.
Очерчивая своеобразный эстетический канон стиля, П. Шумахер формулирует полярные эвристики. «Отрицательные эвристики (табу): «избегать использования правильных геометрических примитивов, таких как квадраты, треугольники и окружности, избегать простого повторения элементов, избегать простого сопоставления непохожих элементов и систем. Положительная эвристика (догмы): рассматривать все формы, как параметрически пластичные, дифференцировать плавно (в различной степени), изгибать и коррелировать системно». При этом основными инструментами исследователь утверждает развитие вычисляющей геометрии и вычислительных проектных методов, таких как «скриптинг (Mel-script или Rhino-script) и параметрического моделирования (такие инструменты как GC или DP)» [349].
Особый интерес вызывают предложенные П. Шумахером пять параметрических сценариев: интер-артикуляция подсистем, акцентуация, фигурация, отзывчивость, урбанизм, которые в своей совокупности направлены на формирование условий организации сложно иерархизированного, выразительного и интерактивного архитектурного пространства на разных уровнях. Интегральный системный подход предполагает взаимосвязанное «программируемое объединение нескольких подсистем». Параметрическая акцентуация «заключается в усилении общего чувства органической интеграции во взаимодействиях, поощряющих усиление отклонений, а не уравновешивающую адаптацию». Здесь, как и в программировании формы, актуализируется принцип артикуляции выразительных провокационных ходов, вызывающих стресс или, как пишет исследователь, «gestalt-катастрофы» («формообразующие катастрофы», нем.). При этом такие кульминации формы и смысла не предполагают прозрачные символические образы, а остаются в области архитектурных значений, открытых множеству прочтений. Парадоксально, но в данной трактовке параметризма удается теоретически сочетать определенный экстремизм подчеркнуто нестабильной формы и гибкий плюрализм смыслов, реагирующих на потребности меняющейся среды и индивидуальные запросы наблюдателя. Подобная «кинетическая адаптация» параметрического моделирования пространственной среды, чутко отвечающая каждому моменту времени, ложится в основу параметрической отзывчивости [349].
В качестве полиинтегративной стратегии П. Шумахер выдвигает параметрический урбанизм [349], понимаемый как «глубокая соотносительность, то есть интеграция морфологий зданий посредством детальной артикуляции тектоники и внутренней организации. Параметрический урбанизм, преследуя целью глубокую соотносительность, должен обязательно включать параметрическое акцентирование, параметрическое формообразование и параметрическую отзывчивость». Отметим, что среди трех особо выделенных факторов первые носят характер утверждения определенных динамических ориентиров в ситуации художественной свободы настоящего и вероятного будущего.
Итак, противопоставляя модернизму, П. Шумахер трактует параметризм именно как новую ступень понимания порядка, основанного на моделировании одновременных воздействий многослойного силового поля компонентов, факторов, условий: «Теория сложности в целом и исследования Фрая Отто в частности научили нас распознавать, измерять и воспроизводить сложные модели, происходящие из процессов самоорганизации» [349]. Вследствие этого параметрическая парадигма стремиться уйти от классической геометрии в направлении эффекта «свободной», произвольной формы, которая, в свою очередь, является комплексным ответом множеству локальных запросов и ограничений. В урбанистическом срезе это философия стихийной внутренней логики и рациональности, близкая феномену «пути осла» в терминологии Ле Корбюзье, использованной мастером с отрицательной окраской и обозначающей неприемлемый опыт для современного города. П. Шумахер, напротив, ведя полемику с Корбюзье, указывает на необходимость построения новой полевой логики параметрического урбанизма, учитывающей стихийные трансформации и основанной на идее глубокой соотносительности «множества городских систем: модуляции ткани, системы улиц, системы открытых пространств и так далее». Создается впечатление, что П. Шумахер пытается предложить интегративное решение противоречий современной цивилизации по образу природы, далеко не случайно опять вспоминая Ле Корбюзье: «…природа представляется нам хаосом … дух, который движет природой, есть дух порядка» [349].
П. Шумахер так представляет новую полевую доктрину: «Параметризм дифференцирует поля. Пространство пусто. Поля – полны, словно наполнены неким жидким усредненным. Мы можем думать о движении жидкостей, структурированном радиальными волнами, ламинарными течениями, спиральными водоворотами. Рои, в рамках парадигмы, тоже выступают в качестве аналога концепции полей: рои зданий, которые дрейфуют на пространстве ландшафта. Здесь нет Платоновых дискретных форм и зон с четкими границами. Среди всех границ, имеют значение только характеристики региональных зон: допуски, течения, градиенты, и возможно заметные сингулярности, такие как излучающие центры. Деформация более не разрушает порядок, но вызывает закономерную запись информации. Современное состояние пребывания в мегаполисе в первый раз, без брони в отеле и без карты города, может спровоцировать возникновение нового типа навигации – полевой навигации. Представьте, что нет больше доминант, которых вы могли бы придерживаться, нет оси, которой можно следовать, и нет границ для пересечения» [349].
В завершающем разделе Манифеста «Осуществление параметрического урбанизма» П. Шумахер приводит ряд градостроительных конкурсных проектов бюро З. Хадид: Мастер-план многофункционального бизнес-парка в Сингапуре; Зохо-Сити в Пекине; мастер-план со смешанной функцией для города Бильбао и мастер-план Картал-Пендик. На сегодняшний день, по прошествии пяти лет, параметрический метод прочно вошел в сферу объемного и градостроительного проектирования, что следует из множества примеров реализаций небольших дизайн-объектов, ряда крупных реализаций, а также продолжения традиции применения метода в исследовательских, образовательных программах, воркшопах и мастер-классах [349].