А.А. Пелипенко. Интегральные феномены современной культуры

В вопросе взаимодействия человека, цивилизации и культуры обращает на себя внимание интегральная позиция культуролога А.А. Пелипенко, выдвигающего культурологический дискурс как связующее в любых сферах: в искусствознании, антропологии, психологии, истории, философии и даже квантовой физике. «…Культура с большой буквы – это всеобщий принцип надбиологической системной самоорганизации, а культуры (с маленькой буквы) – локально-исторические воплощения этого принципа… …Культура есть субъект, преследующий свои собственные цели, не совпадающие с целями человека, что и составляет движущую интригу двуединой системы: человек – культура. Помимо внешней надприродной среды – обобщенно говоря, цивилизации, культура включает в себя также и среду внутреннюю – ментальную. Потому, вопреки полюбившемуся в отечественной традиции мнению, культура понимается как нечто более широкое, нежели цивилизация. А структурной единицей анализа культуры и живой клеткой ее организма выступает смысл», – утверждает исследователь.

Развитию системной смыслогенетической парадигмы посвящены его монографии «Культура как система» (написанная в соавторстве с И.Г. Яковенко) и «Дуалистическая революция и смыслогенез в истории». В настоящее время дальнейшая разработка этой темы ведется в рамках исследования под общим названием «Археология культуры».

Метод, разрабатываемый и практикуемый А. Пелиненко может быть назван эвристическим. В данном случае под термином «эвристика», понимается наука о теоретической связи различных видов творчества. В англо-американской традиции наиболее близкие методы называются креативистикой.

На основе эвристического метода происходит интеграция и упорядочение мышления: складывается общая картина мира, модели поведения и восприятия.

В статье «Люди слова и люди цифры. К проблеме культурно-антропологических факторов системного кризиса современности» А.А. Пелипенко показывает типы соприкосновения человека и культуры в зависимости от базовой ориентации восприятия [325].

Обращаясь к истории, автор статьи указывает, что ранний культурогенез был связан с развитием мифоритуальной системы, которая впоследствии сменилась эрой все усиливающегося логоцентризма, связанного со становлением современной европейской цивилизации. Исследователь приходит к выводу о господстве в период с XVIII-XIX века левополушарного мышления, что в ХХ веке привело к глубокому кризису, охватившему философию, науку, искусство, религию, политику, иные сферы культуры. Следовательно, ядром кризиса цивилизационного является кризис антропологический.

Начало ХХI века ознаменовано реабилитацией правополушарного вектора культуры, сопутствующего смене культуры модернити с ее фундаментальными монистическими и логическими установками на культуру «новой естественности». «Новая естественность – это качество культурного сознания, которое идет на смену логоцентрическому», – поясняет А.А. Пелипенко. Этот переход связан с трансформацией самосознания личности, мыслящей целостно, симультанно, ситуативно.

Наметившийся поворот, по убеждению автора статьи, не снимает нарастающей напряженности, особенно, в форме общего кризиса идентичности, ставшего ощутимой гранью системного кризиса. Кроме этого, распад логоцентрического неосинкрезиса к началу этого века обусловил отчуждение феноменов окружающей действительности от человека, пребывающего сегодня в полуфантомном мире.

Подробно проследив этапы культурных изменений в истории, А.А. Пелипенко пишет что, путь нахождения равновесия лежит в направлении нового цивилизационного синтеза: взаимодополняющих мировоззрений, западных и восточных этносов [325]. Особую роль исследователь отводит преодолению кризиса в духовном измерении, связывая это движение с обретением обновленных сакральных ориентиров. Изменения должны произойти и в социальной системе, которая представляется исследователю интеграцией людей-носителей нового типа ментальности в коллективные структуры нового типа.

Именно европейская цивилизация стала местом и временем цивилизации личности, что А.А. Пелипенко относит к существенным завоеваниям на пути к возможной и, вероятно, во многом желаемой революции личности в преодолении логоцентристского полюса. В качестве новой модели предлагается медиационная матрица отношений человек-культура, построенная с помощью медиационного синтеза. Это стратегия синтеза промежуточных смыслов между элементами любых бинарных оппозиций.

Наши рекомендации