Ю. Палласмаа. Концепция ремесленной интеграции в архитектуре,дизайне и изобразительном искусстве
Современный финский архитектор и теоретик архитектуры Ю. Палласмаа относится к продолжателям органической и гуманистической линий, рассматривающих архитектуру в широком мировоззренческом и физическом контекстах(табл. 2). Выступая с лекциями, Ю. Палласмаа ведет активную публичную деятельность и является автором ряда книг, в которых развивает концепцию целостного понимания архитектуры на уровне феномена сознания, активной среды жизнедеятельности и в аспекте восприятия всем физическим и эмоциональным опытом человека. Принципиальной позицией Ю. Палласмаа становится недоверие к сугубо визуальному характеру значительного массива новейшей архитектуры, которая часто отдаляется от человека.
Интеграционные проявления авторских взглядов основаны на утверждении традиционной связанности, соотнесенности всего человеческого сознания и тела с организуемой им предметно-пространственной средой через переоткрытие ремесленных ценностей искусства и признание роли всех органов чувств человека в совокупном представлении об окружающем пространстве. Области воззрений Ю. Палласмаа, раскрывающих целостность архитектора в творчестве, демонстрируют его лекции, статьи, книги разных лет, к которым относится работа «Глаза кожи: архитектура и пять органов чувств» (1995-96 гг., переиздана в 2005 с предисловием С. Холла).
Длявыявление ключевых интегративных позиций Ю. Палласмаа обратимся к анализу его книги «Мыслящая рука: архитектура и экзистенциальная мудрость бытия», ставшей своеобразным итогом и обобщением материала, прочитанного в лекциях, среди которых: «Пространство обитания: материализация опыта и сенсорного анализа» (Копенгаген, 1999 г.); «Прикосновение к миру: пространство обитания, зрение и осязание» (Барселона, 2007 г.); «Материя, осязание и время: язык материи и материальность воображения» (Альмагро, 2007 г.); «Личность и мир: пространство обитания, зрение и осязание» (Вена, 2008г.). Автор книги выстраивает взаимосвязанную концепцию интегрального мышления и творчества посредством объединяющей темы руки, выступающей как реальный инструмент, образ цельности человека, метафоры ремесла, что нашло отражение в названиях разделов книги: «Рисующая рука», «Таинственная рука», «Рабочая рука». Кроме этого, рука как образ соединения мыслительной воли и действия символизирует особую роль физического начала в жизни и творчестве [173, c. 24].
Различные грани авторского понимания демонстрируют определения архитектуры, которые автор приводит в разных разделах книги.
На основе анализа концепций Ю. Палласмаа можно сформулировать, что, по его мнению, архитектура – это философское осмысление человеческого бытия, выраженное в физическом процессе сооружения. Кроме этого, Ю. Палласмаа приводит важное в контексте повествования суждение А. Сиза «Архитекторы ничего не изобретают, они просто видоизменяет реальность» [173, c. 18].Ю. Палласмаа называет архитектуру «продуктом экзистенциального метафизического философствования» и приходит к ключевому для себя выводу: «Архитектура не воспринимается нами как набор отдельных зрительных образов; мы ощущаем ее через прикосновение, зрение, слух во всей полноте, ее материальной, телесной и духовной сущности. Глубокие архитектурные произведения всегда воспринимаются нами во всей сложности, на многих уровнях, как маленькая вселенная» [173, c. 155].
Архитектура, по мнению Ю. Палласмаа, держится на трех взаимосвязанных основаниях: исследование, осуществление и восприятие [173, c. 165].При этом архитектура как искусство, отражающее авторскую картину мира мастера и проявляющееся как феномен персонального восприятия, призвано защитить индивидуальность личности[173, c. 167].
Интегральные взгляды Ю. Палласмаа имеют три базовых неиерархических основания:
- отношение к архитектурной деятельности как к форме обобщающего мышления, несущего философские, экзистенциальные, культурные и художественные смыслы;
- утверждение органического единства человека и мира, признание творческого значения биологической сути человека, а вернее ее неразрывной взаимосвязи с духовным началом;
- возврат к ценностям ремесла на новом уровне понимания связи проектирование – строительство с учетом фактора развития технологий.
Ю. Палласмаа оспаривает традицию раздельного восприятия и изучения явлений действительности, особенно, разграничение тела и духа, которое, по его мнению, невозможно в архитектурном мышлении. Показательно, что именно в противостоянии жесткому разграничению фундаментальных оснований самосознания человека, культуры, архитектурной профессии в европейской цивилизации обнаруживает основное достоинство книги Ю. Палласмаа С. Ситар и высказывает надежду на то, что «…для ХХI века архитектурное мышление станет таким же интегральным началом, каким для ХVII и ХIХ веков послужила область естественнонаучного знания».
Интегральное мироощущение укоренено в понимании единства мира и человека, всех проявлений действительности, а следовательно, человека-творца и мира, естественного и создаваемого. Основу целокупности можно увидеть в единой нематериальной основе «души мира» – термин, который Ю. Палласмаа использует вслед за Р.М. Рильке. Такова идеалистическая сторона рассуждений Ю. Палласмаа: «Архитектура – это продукт экзистенциального метафизического философствования». Вместе с этим Ю. Палласмаа делает упор на биокультурной сути человека, которой все сложнее проявлять себя в век технологий.
Для демонстрации своих идей исследователь постоянно обращается к определённым дуальным парам, одновременно пытаясь трансформировать противостояние понятий в их содействие и соразвитие. В этом проявляется авторская методика обнаружения единства, по сути диалектического. Примером такой пары выступает «рука и инструмент», противостоящие по природе, но стремящиеся к единому целому в ремесленном творчестве. Инструмент совершенствуется под влиянием необходимых технологических требований, оставаясь «ручным», что определяет его безусловную и вечную красоту. В этом контексте автор называет постройки австралийского архитектора Гленна Меркатта «архитектурными инструментами», подчеркивая их изначальную уместность, особенно в следовании природному контексту, а также средовую обусловленность [173, c. 55].Ю. Палласмаа затрагивает также дуалистическую тему взаимосвязи ремесла и воображения как явлений в основе своей контрастных, но находящих воплощение с помощью руки зодчего. По его мнению, мастер должен «прожить» свое произведение [173, c. 61], а сама личность мастера, рука и дух мастерской должны воплощать единые авторские начала.Ю. Палласмаа утверждает, что цепь «рука – глаз – мысль» должна всегда сохранять свою целесообразную органическую связанность.