Ю.И. Кармазин.«Творческий метод архитектора. Введение в теоретические и методологические основы» как полиинтегративная теория
Ю.И. Кармазин в программной работе «Творческий метод архитектора. Введение в теоретические и методологические основы» ориентируется прежде всего на сопоставление теории классической диалектики и синергетической парадигмы постнеклассической науки, на системную теорию архитектуры Коротковского и работы Ф.Т. Мартынова.
Автор метода настаивает на «включение в сферу архитектурного творчества широких универсалий культуры и через их моделирование полноценной эмоционально и духовно-содержательной среды». Искомый творческий метод архитектора мыслится как целостная система сущностных понятий, соединяющая иерархическую и неиерархическую логику, социально обусловленную профессиональную целесообразность и личностные ориентации отдельного архитектора, диапазон метаидей, метаподходов, метаэвристик. Главным смысловым ориентиром предложенной методологии автор считает расширение спектра возможностей проявления креативных процессов (табл. 2).
В формировании метода архитектора Ю.И. Кармазин предлагает опираться на триаду сфер архитектурного опыта, предложенную Раппапортом и Сомовым в работе «Форма в архитектуре»: морфология, символика, феноменология. Из перечисленных составляющих ученый ставит акцент на углубленном рассмотрении феноменологического измерения, определяющего духовность, осмысленность, ценностную и культурную сообразность, гуманность архитектурного творчества. Феноменологическая направленность, по убеждению автора, определяет фундаментальный мировоззренческий ракурс, задает импульс гуманитарного творчества [120, с. 25]. Проведенное теоретическое исследование и предложенный метод следует рассматривать согласно авторской логике как обобщающую систему по трем уровням: аналитическому, интегрированному, сущностному. Таким образом, исследование Ю.И. Кармазина задало три важных методологических обобщения: взаимосвязанного анализа практических работ и теоретических взглядов мастеров отечественной и зарубежной архитектуры; моделирование динамической структуры метода архитектора; концептуальное обоснование единства материального и духовного начал архитектуры на основе выявления синкретичности парадигм классической и постнеклассической науки.
Ю.И. Кармазин представляет целостную концепцию творческого метода архитектора. Синтетическая концепция метода организуется по принципу дерева, имеющего ветвящийся ствол и крону и подчеркивает, что архитектор в самом общем смысле обращается ко всем уровням реальности, которые, по классификации Ф.Т. Мартынова, можно подразделить на вещественно-энергетическую, социальную, природно-духовную, индивидуально-личностную. Автор обозначает четыре обобщённых направления архитектурного творчества: композиционно-художественное, научно-теоретическое, конструктивно-технологическое и информационно-аналитическое, среди которых именно научно-теоретический уровень в его взаимосвязи с остальными выделяется как предмет искомого метода. Используя комплексный системный подход целостного рассмотрения проблемы метода, Ю.И. Кармазин выделяет четыре ступени движения от частного к общему: «ноль-пустая система», «объект-система», «система объектов» и «система вообще» как некий будущий созидательный универсум.
Первым шагом является формирование «объекта-системы» как многофакторного целостного образования, в сфере которого могут быть выделены области знаний специалиста-архитектора по секторам (модель А. Э. Коротковского) [120, c. 96]. Именно этот спектр формирует, по мысли Ю.И. Кармазина, интеллектуальный и концептуальный контекст творчества архитектора [120, c. 94]. Ученый составляет энергетический каркас системы в сочетании рациональных и иррациональных компонентов как необходимых полярных сил полноценного архитектурного творчества, а также применяя алгоритмизированную основу метода. Взаимосвязь этих составляющих ученый предлагает выстраивать через парные блоки: субъективное/объективное, рациональное/иррациональное, интуитивное/алгоритмизированное [120, c. 89, 98]. Ученый подчеркивает роль теории самоорганизации в развитии интуитивной линии: «Интуиция – один из способов осознания действительности, в нем тесно связано восприятие мышления и чувство…» [120, c. 102].
Иррациональные компоненты метода у Ю.И. Кармазина ассоциируются, прежде всего, с художественными началами, так как иррациональный тип мышления более соответствует художественному творчеству. Ю.И. Кармазин перечисляет исследователей художественного аспекта творчества в зодчестве, среди которых А.Г. Габричевский, Г.Б. Борисовский, Л.М. Тверской, А.А. Тиц, М.С. Каган, Э.А. Гольдзамт, Л. К. Шепетис, З.Н. Яргина, А.В. Иконников, В. Л. Глазычев, Г.Н. Лаврик, Т.Ф. Саваренская, И.Г. Лежава, И.А. Бондаренко, В.Ф. Маркузон, С.П. Заварихин, В.И. Иовлев, А.Э. Коротковский и др. При этом автор подчеркивает, что художественное основание – только часть комплексного метода, имеющего более сложную структуру.
Очевидно, здесь возникает некоторое расхождение с позициями нашей концепции художественной интеграции в архитектуре, для которой художественное начало становится центральной системообразующей доминантой всего многофакторного поля архитектурных интересов. При определенном ракурсе рассмотрения эта нестыковка нивелируется, когда мы действительно признаем художественное только частью более развернутой системы, но частью важнейшей, определяющей всю оптику и средства архитектора, концептуальную основу в которых преломляется многообразие контекстов его деятельности. И все же принципиальная разница во взглядах нашей теории и теории Кармазина сохраняется: по нашему мнению, художественное шире и глубже иррациональных начал и вполне правомерно может претендовать на метасистемное интеграционное начало архитектурного творчества.
Ю.И. Кармазин демонстрирует взаимодействие рациональных и иррациональных компонентов с помощью следующих объединяющих начал: законы диалектики, категории диалектики, всеобщие принципы единства мира, закономерность межпарадигмального мышления, принцип синтеза, принцип гармонизации, принцип развития, принцип учета человеческого фактора. При этом ученый стремится уберечь от чрезмерного аналитического взгляда и своеобразного «архитектуроцентризма», подчёркивая, что среда всегда предстает в синкретической форме. В этом аспекте цельность познаваемой действительности позволяет сохранить эмоционально-психологический план восприятия, адресующий к личностным чувствам архитектора или просто человека в архитектурном окружении – это феноменологическое восприятие, связующее разнохарактерные проявления на уровне мыслей и чувств. Восхождение от абстрактного к конкретному, по Ю.И. Кармазину, происходит с применением «стержнезации» в следовании ведущей идее проекта и «цементации», которая проявляется в углубленной проработке его частей [120, c. 112].
Ю.И. Кармазин указывает на значение пространственно-временного поля, которое по автору является обобщающей категорией информационного архитектурного поля – совокупность визуальных образов, смысловых систем и пространственных структур в их временной развертке. На основе рационального и иррационального типов восприятия осуществляется взаимообмен с человеком, при котором особую роль играет «художественная» энергия.
В своем исследовании Ю.И. Кармазин описывает целый ряд интегральных моделей процесса проектирования, которые отражают интегрирующую функцию метода. Автор акцентирует внимание на процессуальной методически ориентированной модели и концептуально-типологической, основанной на взаимосвязи рационального и иррационального. Построение структуры методов архитектурного творчества обнаруживается в работах следующих архитекторов и исследователей архитектуры: Кр. Александер, И. Фридман, И. Араухо, Ч. Дженкс, Б. Г. Бархин, Г. З. Каганов, П. В. Капустин, О. И. Адамов и др.
Предлагая аналогию с «деревом бифуркации» И. Пригожина, Ю.И. Кармазин подтверждает динамическое пошаговое развитие творческого метода архитектора, в котором ветвление в зависимости от выбора на каждом этапе проектирования определяет дальнейшую траекторию продвижения замысла. Ю.И. Кармазин разрабатывает сводную типологию методов согласно критериальной дифференциации. Анализируя частные методы, ученый обозначает символический уровень мышления, связанный с созданием эмоциональной ауры, и феноменологический, соответствующий научному и философско-мировоззренческому дискурсу [120, c. 129]. При этом выстраивается иерархическая система методов от частных к общим, интегральным. Автор раскрывает феноменологические грани метода, которые, во-первых, связаны с формированием всеобщей парадигмы, «архива цивилизации», а, во-вторых, дают культурно-исторический срез во времени – «зеркало эпохи».
Автором приводятся восемь уровней, которым соответствует ряд структур и систем творческого метода: структура предпосылок оснований, структура знаний, структура целей, структура средств, методологические основания со структурой стратегий, структура профессиональных качеств архитектора, структура научных исследований, педагогические стратегии. [120, c. 136]. Анализируя интегрирующие функции творческого метода архитектора, Ю.И. Кармазин утверждает целостность и иерархичность поля методов. Авторская собирательная классификация представлена как система, развивающаяся по «принципу древа» [120, c. 138-139]. Ученый систематизирует семь кластеров методов: «интегрированные методы, методы приоритетного мыслительного процесса, дифференцированные методы, организационно-прикладные методы, методы проблемной реальности, принципы как методы, случайные методы» [120, c. 138]. Предполагая эволюцию методов по обозначенным ранее ступеням: «ноль-пустая система», «объект-система», «система объектов» и «система вообще», Ю.И. Кармазин наделяет особым интеграционным значением третью и четвертую фазы [120, c. 144-146]. Так, «система объектов», черты которой характерны для новейшего времени, предполагает складывание ансамблевого, средового мышления, сопровождающегося оформлением персональных методов.
Следующая ступень соотносится автором с утверждением в обществе идеи гармонии, становлением синтетического мировоззрения, что соответствует выработке общекультурного метода созидания ценностей – единого «органона созидания». Результатом этой созидательной стадии предполагается морфологическое разнообразие архитектуры, наполненной символическим содержанием и феноменологическим духом. На этом, будущем этапе «абстрактной системы», весь багаж многообразного знания и методик будет, по мысли исследователя, составлять интегральную сеть систем [120, c. 147].
Эти положения Ю.И. Кармазина позволяют наиболее ясно увидеть интегральную концепцию авторской теории метода, в основе которого мыслится энергетический каркас, собирающий воедино аспекты профессионального сознания и деятельности: философско-мировоззренческие, композиционно-художественные, научно-теоретические, инженерно-технические [120, c. 151]. Этот качественно новый уровень должен вывести на интеграцию универсалий различных сфер деятельности, что, с нашей точки зрения, актуализирует концепцию именно художественной интеграции как инструмента удержания и развития целостности искусства архитектуры. В свою очередь, Ю.И. Кармазин также указывает на расширение диапазона связей со всей художественной сферой, что дает новые горизонты мышлению архитектора.
Приоритетами концепции творческого метода архитектора Ю.И. Кармазин считает креативность и новаторство. Признавая необходимость сосуществования рационального и иррационального в структуре метода, ученый приветствует алгоритмизированный поиск, который дает спектр возможностей для возникновения новых эвристик нового уровня. При этом архитектору следует быть интегрированным в многоплановое поле креативности, где возникают определенные находки, озарения, представляющие фокусы эвристик [120, c. 161]. Таким образом, исследователь поддерживает креативность на научной основе с опорой на научные категории и принципы.
Возможным вариантом ученый считает систему пяти «И» Энди Грина, объединяющую «информацию», «инкубацию», «озарение» (illumination), «интеграцию» и «иллюстрацию», среди которых, по нашему мнению, интегративное начало должно быть выделено как обобщающее.
Пристальное внимание исследователя приковано к проблеме разрыва теории и практики, необходимое единство которых должно быть структурно организовано в сочетании авторской рефлексии и накопленного им опыта, знаний, умений. Определяя необходимую совокупность методик в проектной деятельности, Ю.И. Кармазин утверждает: «Творческий метод архитектора есть не только синтез методов: философско-мировоззренческого метода, метода художника, метода инженера, метода ученого, метода ученого, но и других методов: метода эколога, метода социолога, метода психолога, т.е. методов, детерминируемых проблемами реальной действительности».
Творческий метод архитектора мыслится как общекультурное явление, направленное на очеловечивание целей, задач и деятельности архитектора в целом. Роль архитектора так определяется ученым: ««Душа» творческого метода архитектора – это личность, обладающая, прежде всего, высоким интеллектом, гуманитарно ориентированным мировоззрением, концептуальностью мышления, интуицией, высокими морально-волевыми качествами, а также высоким уровнем профессионализма, выраженном в развитом умении, мастерстве, владении богатым «арсеналом» средств архитектурной композиции, архитектурной графики, методикой архитектурного проектирования» [120, c. 173].
Показательно, что Ю.И. Кармазин концентрирует интеллектуально-мировоззренческие основы концепции метода вокруг гуманистических ориентиров человека. Таким образом, ученый представляет гуманитарно-культурологические аспекты профессии в тесной взаимосвязи с ее художественной стороной, что ложится в основу формирования важной коммуникативной надстройки – гуманитарно ориентированной проектной культуры. В методологическом аспекте организации межпредметных связей ученый предлагает опираться на два интеграционных процесса: стержнезации как нахождении центрального остова, ядра, основания и цементации, позволяющей связать все составляющие в органичную систему. Ю.И. Кармазин в своей теории в качестве объединяющей силы выдвигает философско-мировоззренческий метод, основой которого должен послужить бытийно-осмысляющий подход Ф. Т. Мартынова. Ю.И. Кармазин пишет: «Главным предметом внимания философско-мировоззренческого метода являются: мир человека, социальные миры, всеобщие миры, архитектурно организованная среда, нацеленные на создание архитектурно-эстетических миров».