О.А. Кривцун. Интегративная роль эстетики

Проблемами художественной культуры занимается эстетическая теория. В работе «Эстетика»О.А. Кривцун отмечает, что особая природа эстетики как науки заключа­ется в ее междисциплинарном характере: «Эстетика ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии выразительных форм окружающего мира. В широком смысле это универсалии произведения искусства, ху­дожественного творчества и восприятия, универсалии художе­ственной деятельности вне искусства (дизайн, промышленность, спорт, мода и др.), универсалии эстетического восприятия при­роды». Методологические подходы эстетики опираются на макроанализ в развернутой пространственной и временной перспективе, что представляет «панораму всеобщего художественного процесса в единстве его внутренних ритмов (стадиальности) и исторической целостности»[317].

Исследователь выделяет основополагающие категории эстетики: «эстетические категории – это наиболее общие признаки, с помощью которых описываются процессы художе­ственного творчества, строение и своеобразие произведений искусства, природа и механизмы художественного восприятия» [317, с. 11]. Особую роль играет художественное созна­ние эпохи, объединяющее «представления о природе искусства и его языка, художественные вкусы, художественные потребности и художе­ственные идеалы, эстетические концепции искусства, художе­ственные оценки и критерии, формируемые художественной кри­тикой, и т.п. …В сложении художественного сознания каждого исторического этапа участвовали творческая практика всех видов искусств, культивируемые массовые формы художественного досуга и др.» [317, с. 8].

Природа художественно-твор­ческой деятельности предполагает поиск и реализацию художественной формы. «Процесс ху­дожественного формообразования – мощный культурный фак­тор структурирования мира, осуществление средствами искусст­ва общих целей культурной деятельности человека – преобразо­вание хаоса в порядок, аморфного – в целостное. В этом смысле понятие художественной формы используется в эстетике как си­ноним произведения искусства, как знак его самоопределения, выразительно-смысловой целостности», – пишет О.А. Кривцун [317, с. 7]. Механизм этого таинственного преобразования или рождения в эстетике связан с явлением энтелехии, представляющей по Аристотелю единство про­цесса и результата. В процессе энтелехии духовная или физическая материя обретает облик и форму, воплощая творческую энергию через автора-творца. Важно отметить, что процессы художествен­ной энтелехии в познавательном отношении порой опережают научные. Особенность художественной энтелехии воплощена в диалогичности и творческой динамике: «Эта окончательная художественная форма сохраняет в себе всю «рассеянную энергетику», через ее завершенность про­свечивает незавершенность, стимулирующая череду художественных ассоциаций, богатство воображения», – подчеркивает О.А. Кривцун [317].

Далеко неслучайно О.А. Кривцун обозначает целый этап философско-эстетической мысли, связанный с формированием концепции «си­лового поля» художественно-исторического цикла как синтеза раз­ных эстетических измерений.Это концепция междисциплинарных ис­следований, основанная на синтетической истории искусств как истории целостных типов художественного видения. Свои версии истории искусства «без имен» свыявлением существенных сдвигов в миропонимании и миро­ощущении предлагали А. Гильдебранд, К. Фолль, Г. Вёльфлин, М. Дворжак, О. Бенеш в первые десятилетия XX века.

Создание и изучение все­общей истории искусств с позиции истории художественных ментальностей (по терминологии М. Дворжака) несет интегративный потенциал, особенно, при эстетическом конструировании худо­жественных циклов. При этом общее «силовое поле» в твор­ческой практике разных видов искусств на определенном этапе детерминируют межэпохальные рубежи. У Г. Вёльфлина близким концептом становится художественного видение, аккумули­рующее художественные ориентации эпохи. Данилевский, в свою очередь, выделял десять циклов всемирно-исторического про­цесса. Несколько иной ракурс интегрального рассмотрения проявился по линии единства доминант художественной лексики у М. Шапиро, Э. Панофского [317, с. 82-84].

Интеграция

Обратимся к определениям интеграции, раскрывающим многомерный потенциал этого понятия(табл. 1). Наиболее лаконичное значение интеграции – объединение, точнее, объединение в единоецелое отдельных частей (по Ефремовой). В Энциклопедическом словаре интеграция (лат. integratio - восстановление – восполнение, от integer – целый) раскрывается в двух значениях:

- «понятие,означающеесостояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию;

- процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации», что означает выход в междисциплинарное или метасистемное поле.

В рассмотрении понятий интеграции и целостности как процесса и результата следует учитывать, что оба понятия имеют один исходный корень «integer», по смыслу означающий скорее «целый». В Философском энциклопедическом словаре (1997 г.) интеграция – «процесс, или действие, имеющий своим результатом, целостность; объединение, соединение, восстановление единства». Еще более подробное определение дает Философский энциклопедический словарь (1983 г.): «сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов[338].

Процессы интеграции могут иметь место как в рамках уже сложившейся системы – в этом случае они ведут к повышению уровня ее целостности и организованности, так и при возникновении новой системы из ранее не связанных элементов» [338, с. 210]. В этих дефинициях, помимо целостности, ключевыми становятся понятия развития и системы, что применительно к архитектуре понимаем как усиление системности процессов и вновь возникающих связей. Развитие сопровождается интеграцией и дезинтеграцией, связанными в философии Спенсера с категорией движения.

В своей монографии «Социокультурная антропоморфология городского ансамбля» Е. С. Крашенинникова приводит такое определение: «Интеграция – это процесс, результатом которого является целостность, объединение. Имеет место в социальных группах, в рамках общества в целом; благодаря интеграции данная структура превращается в целостный социальный организм» [131, с. 277]. Действительно, термин пришел из социально-экономических наук и политологии, но сегодня находит широкое применение в различных дисциплинах культурной сферы.

Как отмечает И.О. Сорокина в статье «Теоретические основы понятия «интеграция» и принципы ее осуществления» [333], сам термин «интеграция», как и процесс интеграции, появились в политическом словаре в 1920-х годах, что связано с именами немецких ученых: Р. Шмед, Х. Кельзен и Д. Шиндлер. Понятие со временем перешагнуло свой первоначальный смысл объединения людей или государств в некую социально-политическую общность и стало использоваться также в экономической и культурной сферах, следуя сути одноименных процессов. И.О. Сорокина приводит актуальный спектр употребления понятия:

- «политической интеграции (согласование стратегических интересов, законотворческая деятельность);

- социальной интеграции (родственные взаимоотношения, трудовая миграция и пр.);

- производственной интеграции (промышленные, транспортные, энергетические аспекты);

- экономической интеграции (зона свободной торговли, таможенный союз, тарифы, рынок труда и пр.);

- финансовой интеграции (инвестиционный климат, рынок капитала и пр.);

- обеспечении безопасности (борьба с организованной преступностью, наркотрафиком, военно-техническое сотрудничество, борьба с терроризмом, совместная охрана границ);

- культурной интеграции (языковое пространство, культурный обмен);

- научной и образовательной интеграции».

Примечательно, что ряд исследователей указывает на определенные переклички интегративного и эклектического подходов ввиду линейных оснований объединения. В нашей работе мы не приветствуем механический эклектический принцип и ориентируемся на живое явление искомой целостности, что особенно необходимо в сфере культуры. Энциклопедия культурологии трактует культурную интеграцию как «состояние внутренней целостности культуры и согласованности между различными ее элементами, а также процесс, результатом которого является такое взаимосогласование». В этом смысле подразумевается определенное культурное поле, объединяющее различные культуры с их элементами (обычаями, институтами, культурными практиками и т.п.), а также носителей культуры, что преимущественно применяется в американской культурной антропологии, приближаясь к понятию «социальная интеграция», и в английской школе социальной антропологии.

Для процесса интеграции характерен аспект художественного заимствования, когда в архитектуре образно-символически осваиваются теории, открытия и визуальные факты из различных областей науки, техники, искусства, дизайна, экологической сферы или просто из окружающего мира. Такой внешнее, изобразительное присвоение, как правило, происходит соответственно внутренним созвучиям и общим мировоззренческим позициям, которые со временем проявляются как общекультурные закономерности данного исторического периода. Важным качеством при этом выступает художественная (творческая) свобода, позволяющая интерпретировать сложные научные факты в авторском творческом ключе средствами архитектуры, что обусловливает возникновение не аналогичных, а принципиально новых произведений новой художественной формы, но созвучных, когерентных своим концептуальным «прототипам».

Итак, интеграция соотносится с пониманием целостности на уровне явления или процесса и способствует достижению целостности как единого неделимого. В интеграции может быть выделено несколько логических составляющих:

- непосредственно явление целого;

- связующее, объединяющее начало или процесс;

- включение каких-либо компонентов в иную систему.

Все эти ракурсы проявляются в архитектуре и описываются интегральными, синтетическими, целостными подходами и теориями, которых мы коснемся в нашей работе.

Целостность

Определения целостности задают спектр основополагающих позиций – ориентиров искомой интеграционной теории. Так как архитектура интегральна, то для исследования важны различные версии понятия, ориентированные на проблемы деятельности человека, среды, художественного совершенства и уровня культуры(табл. 1). Отметим, что художественная целостность не исчерпывает эти значения, выступая конкретно критерием художественного качества произведения.

Рассматривая целостности, полезно обратиться к взглядам на понятие из разных областей знаний, а также увидеть близкие по значению термины, образующие смысловое поле значений. Они многообразны и сопоставимы, что видно из словаря русских синонимов: единство, цельность, неделимость, нераздельность; неиспорченность, полнота, общность, невредимость, нерасчленимость, неразделимость, неразрывность, всеобщность, целость, слитность, организм, унитарность, монолитность, синтез. Антонимами целостности являются понятия: частичность, делимость, раздельность. Общий интегральный вектор задан.

«Целостность – внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды»[131, с. 298]. Гегель обращается к целостности в идее о всеобщем: «всеобщее можно понять, если его одновременно представить как расчленение всеобщее, как бесконечное подразделение (через моменты развертывания абсолютного знания) и как целостно всеобщее, которое обще всем своим моментам, есть их снятость» [322]. Таким образом, целостность отражает принцип мирового устройства –нерасторжимое единство составляющих какого-либо явления или процесса, определяющий его идентичность.

Отметим важные грани целостности.

Во-первых, выделим аспект внутренней системной интегрированности. В Новой философской энциклопедии (2001 г.) под целостностью понимается «свойство объектов как совокупности составляющих их элементов, организованных в соответствии с определенными принципами» [322], а в Философском энциклопедическом словаре (1983 г.) целостность представлена как обобщённая характеристика объектов, обладающих сложной внутренней структурой (напр., общество, личность, биологическая популяция, клетка)[338]. Там же далее отмечается, что целостность выражает самодостаточность и интегрированность, связанную с их внутренними закономерностями функционирования и развития.

Следовательно, органичность, как и в случае интеграции, входит в понятийную сферу целостности: целое, как организм, не «составлено» из частей, в нем только различаются части, в каждой из которых действует целое, образуя динамическую целостность. Философский энциклопедический словарь (2010 г.) обозначает целостность как «завершенность, тотальность, цельность и собственная закономерность вещи». Завершенность, еще одна сторона понятия, может трактоваться уже как критерий для произведения, в том числе художественный. Здесь важно уточнить, что в данной работе акцент сделан, скорее, не на целостном результате, во многом «закрытом» для анализа, а на «открытой» стороне процесса движения к целостности – интеграции, которая объединяет множественные факторы и свойства реальности.

Целостность выводит на проблемы мышления и восприятия мира, что мы встречаем не только у Гегеля, но и у более ранних классиков. Так, соотношение единого и многого воспринималось ключом к целостному мышлению в древнегреческой философии как познание всеобщее через единичное. Платон писал: «...Беспредельное множество отдельных вещей и (свойств), содержащихся в них, неизбежно делает также беспредельной и бессмысленной твою мысль...»[322].

Вполне закономерно, что целостные интенции традиционно ложатся в основу различных духовных учений и психологических практик, в которых целостность понимается как фундаментальная идея единства и однородности по отношению к миру и применительно к собственной личности. Целостность или целокупность – своего рода универсальный элемент, который крепит воедино и удерживает всевозможные продукты воспринимающего существа. Так, применительно к личности говорят о чувстве целостности на разных уровнях сознания, проявляющейся в интеграции всех областей психики, и интеграции всех энергетических полей.

В Психологической энциклопедии находим диалектическую модель понятия: «целостность (Wholeness; Ganzheit) – состояние, в котором сознание и бессознательное сотрудничают вместе в гармоническом согласии. Согласно Юнгу, целостность соответствует здоровью, одновременно представляя потенциал и способность. Отсюда достижение целостности можно рассматривать как цель или назначение жизни. Для Юнга целостность больше означала «полноту», нежели «совершенство». Идея целостности связана с понятием противоположности. Если две конфликтующие противоположности сходятся вместе и синтезируются, то результат входит в большую целостность». Универсальность понятия определяет применимость целостности как на уровне отдельной личности так и на уровне сообщества.

В Социологическом словаре читаем: «целостность – англ. integrity; нем. Ganzheit – обобщенная характеристика объектов, обладающих сложной внутренней структурой (напр., общество, личность, биол. популяция, клетка и т. п.). Ц. выражает интегрированность, самодостаточность, автономность этих объектов, их противопоставленность окружению, связанную с их внутренней активностью; характеризует их качественное своеобразие, обусловленное присущими им специфическими закономерностями функционирования и развития».

Художественные значения рассматриваемого явления и понятия раскрывают спектр проявлений пространственно-временного, художественно-эстетического и личностного свойства. Согласно словарю терминов изобразительного и декоративного искусства и архитектуры «Аполлон», целостность – это, во-первых, «всеобщность, полнота, единство художественного творчества, характеризующие искусство в предметно-пространственном и временном отношениях». Отмечается, что проблема целостности адресует к классическому вопросу философии о соотнесении части и целого. При этом она традиционно отсылает к целому ряду важных проблем художественной состоятельности произведения:

- единство в многообразии;

- единства формы и содержания;

- органичности, гармонии и совершенства;

- синтеза искусств.

Принципиально важно, что понятие и принцип целостности, соотносятся, как с наиболее фундаментальными, универсальными категориями культуры человека, так и со специальными, профессионально ориентированными аспектами искусства. К основополагающим интегральным проявлениям относят соединение чувства, разума и воли в творческом порыве; единство прошлого, настоящего и будущего в целостном искусстве, хранящем «генопамять» на уровне «архетипов» (в теории К.Г. Юнга). Здесь принцип целостности позволяет сохранить самобытность малых народов и мировой культуры.

Органичность, как неотделимый принцип, сопутствует целостности: искусство с его истоками, преемственностью и развитием можно уподобить росту дерева или живого организма. Это абстракция живой системы с неделимым внутренним строением: корнями, разветвлениями, потенцией к росту. В этом аспекте целостное понимание определяет актуальную сегодня органическую эстетику, включающую экологическое сознание, культурную этику, гуманистические ориентиры и междисциплинарную научную парадигматику.

Одновременно с этим, целостность можно понять специфически: как способ профессиональной искусствоведческой оценки произведений или как способность художника воспринимать натуру. Восприятие – вторая крупная грань понятия, адресующая к психофизиологическим и духовным установкам личности в данный период времени.

Подходы, нацеленные на достижение целостности, порой называют холистическими (целостными), хотя этот термин больше употребим в экологической сфере и, как следствие, приобрел выраженную органическую окраску соотнесенности любой отдельной целостности со всем миром. Холизм, в сравнении с интеграцией, имеет несколько иной оттенок смысла, связанный с изначальной «заданностью» внутреннего единства, в то время как интеграция указывает на процесс его формирования. Отсюда несколько разные векторы рассуждений: холистические теории отталкиваются от признания целостности и объясняют ее неделимую основу, а интеграционные представляют поиск методологии составления этого взаимосвязанного целого.

Движение к целостности на протяжении существования и развития культуры человечества всегда оставалось и остается одним из центральных и сложно достижимых приоритетов. С другой стороны, целостный метод важен как самоценный созидательный путь деятельности разного рода.

Художественная целостность

Как отмечает М.М. Гиршман, «художественная целостность признается сейчас во многих научных направлениях одной из самых существенных философско-эстетических характеристик произведения в искусстве нового времени» [301]. Проблема целостности восходит еще к античной философии и эстетике. Исследуемое явление изначально проявляет двоемирие: «внутреннее противостояние идеальной гармонии мирового целого и реальной раздробленности действительности», что в немецкой классической философии выражено терминами Totalitat (духовная целостность) и Ganzheit (эмпирическая цельность). Понятия «целостность» и «целое» содержательно согласуются, но различаются системно: целостность служит «мировой целокупности», реализуемой множеством различных целых, согласно Аристотелю, «имеющих начало, середину и конец». У М.М. Бахтина это названо «полнотой космического и человеческого универсума», рождающей произведение как «модель последнего целого, модель мира... Эта модель мира перестраивается на протяжении столетий (а радикально – тысячелетий)».

По М.М. Гиршману, художественная целостность произведения опирается на три смысловых условия: первоначальное единство, саморазвивающееся обособление и глубинная неделимость. Таким образом, понятие «художественная целостность» основывается на выражении идеального единства бытия мира и личности в художественной реальности произведения. Именно этим обусловлены традиционные эстетические приоритеты поиска «универсума в образе искусства» как «синтеза абсолютного с особенным» [301]. У Гегеля эти характеристики образуют концепт «индивидуального единства, в котором всеобщее и целостная индивидуальность должны быть просто тождественными, самоцелью для себя, замкнутым целым». Рассматривая истоки понятия в отечественной эстетической мысли, М.М. Гиршман вспоминает В.Г. Белинского с идеей обращенности произведения искусства к «мировой целокупности», представляющей «вновь созданный мир», целую художественную вселенную.

Итак, целостность состоит из разнородного множества отдельных, конкретных целых и указывает на наличие глубинных связей, их изначальной родовой неделимости. Здесь целостность приобретает принципиальный качественный характер, зависящий от уровня рассмотрения. Во многом это логическая или символическая абстракция, с помощью которой явление, процесс или многоуровневый комплексный объект соотносится с единством мирового строения. При этом важны характерные структурные связи, удерживающие специфику взятой системы при любых трансформациях, сохраняющих ее качественную идентичность.

Целостность художественного произведения, как правило, характеризуется наличием центра и определенной системной взаимосвязи и взаимозависимости частей друг с другом и с целым, что порождает новые свойства и новую образно-смысловую содержательность, не сводимую кпростой сумме отдельных компонентов и частей. Выделяется «целостность, основанная на уравновешенности всех компонентов и отношений между ними, и есть целостность экспрессивно-драматического, гротесково-заостренного характера, когда четко выделяется некая доминанта содержательно-формального плана» [345]. Важно подчеркнуть, что в современных системных исследованиях акцентируется роль целостности в формировании основа­ний для более глубокого соотнесения искусства с действительностью, что осуществимо в состоянии не полной, а относительной замкнутости системы. Эта стратегия актуального научного мышления может быть подтверждена словами академика Д. Лихачёва о необходимости изучать целостно – «не в розницу и не по час­тям» [345].

Художественная целостность адресует к творческому воссозданию целостности бытия в произведении искусства. Несмотря на распространенное соотнесение целостного мышления с закономерностями естественно-природного миром, органичность художественной целостности не сводится к аналогиям с природой и противопоставлениям с техносферой, а являет собой сверхприродное начало культурно-творческой созидательной сферы бытия. Как подчеркивает М.М. Гиршман, художественная целостность характеризует отношения в системах художественно-образной коммуникации «автор – герой произведения – адресат» или художественной интерпретации «художественный мир – художественное произведение – художественный текст». В архитектурном ракурсе к целостному характеру стремятся аналогичные последовательности «автор – архитектурный образ – адресат» и «концепция архитектора – архитектурное произведение – авторская лексика мастера». В этом аспекте показателем целостности становится единая совокупность смыслов, образов, эмоциональных переживаний, проявляющаяся в каждом компоненте цепочки как внутренняя энергия их взаимодействия.

Показательно значение целостности в перспективе развития: целостное произведение не представляет миру раз и навсегда «завершенный» продукт, а рождает открытую органическую сферу, «поле» интерпретации. В литературе – это постоянно возобновляющееся в поколениях смыслотворение в процессе нового прочтения. Примечательно, что имея возможность более явного бытия в физической реальности, архитектура, по причине все той же материализации, порой более уязвима и подвержена корректировке, трансформации, разрушению в ходе истории. Целостные законы, заложенные при строительстве и уважаемые в поколениях, помогаю сохранению пространственных комплексов в системе мер их родового единства общности: масштаба, художественного строя, пространственных образов и ощущений.

Наши рекомендации