Глава 1 интегральные подходы и художественные ракурсы современной науки
1.1 Основные понятия и определения
В первой главерассматривается художественный интеграционный потенциал в искусстве и архитектуре, а также предложен принцип полей художественной интеграции.
Существует множество дефиниций архитектуры как искусства, среди которых наибольший интерес для разрабатываемой темы представляют определения, адресующие к художественной природе в наиболее широком, интегральном значении (табл. 1). Выявим отдельные грани архитектуры на уровне искусства:
- творческое мироосвоение индивидом Универсума и формирование авторской Картины Мира средствами архитектуры;
- архитектура с наиболее сильной художественно-образной составляющей, ориентированная, прежде всего, на развитие и восприятие категории архитектурной формы;
- искусство гармоничного соединения всех требований и аспектов профессии в едином целостном проекте или объекте;
- произведение архитектурного искусства, обладающее высокими художественными достоинствами – «шедевр».
Художественная интеграция – это объединение в единое художественное целое составляющих произведения архитектуры, архитектурной среды или процесса архитектурной деятельности на основе художественного начала, представленное системой проявлений:
- явление художественной целостности искусства архитектуры;
- процесс создания единого художественного целого в творчестве архитектора на основе художественных закономерностей;
- методология исследования архитектурной деятельности в многомерном единстве ее составляющих.
В процессе художественной интеграции искусство архитектуры гармонично объединяет необходимые общечеловеческие и профессиональные, искусственные и естественные, общественные и индивидуальные, концептуальные и образно-выразительные факторы в единое художественное целое – произведение архитектурного искусства, выражающее персональную авторскую картину мира посредством индивидуального языка архитектора в контекстах места и времени. Под влиянием актуальных факторов развития архитектуры формируются типы художественной интеграции: культурологическая, контекстуальная, гуманистическая, техногенная, информационная, экологическая и полиинтеграция.
Фундаментальным критерием интеграции выступает художественное начало, определяющее качественную стратегию архитектурно-художественного синтеза и рождение принципиально нового интегрального качества произведения искусства архитектуры. Именно искусство архитектуры в процессе художественной интеграции создает произведения, обладающие особой выразительностью и интегральными качествами воздействия на адресата.
Логика художественной интеграции задает два взаимосвязанных вектора исследования: художественных и интеграционных явлений, качеств, процессов. При этом аспекты синтеза искусств являются только частью всей совокупности исследуемых явлений. Следовательно, в обзоре теоретического, равно как и практического, опыта необходимо проанализировать как работы (научные, экспериментальные, практические), посвященные художественной стороне творчества в целом и архитектуры в частности, так и универсальным интеграционным концепциям жизнеустройства.
В современном мире очевидна заинтересованность в интеграционных теориях и методах в различных областях знаний. При этом понимание интеграции многомерно, что вместе с положительным эффектом порождает и определенные проблемы терминологического характера.
Обратимся к взаимосвязанному анализу используемых в работе базовых понятий профессиональной культурной сферы «архитектура», «искусство», «художественное», а также понятий методологически ценных с позиции достижения искомого единства: «интеграция», «целостность», «холизм», «холистический подход». Необходимым звеном также будет рассмотрение приставок «мета-» и «поли-», несущих обобщающие и интегративные смыслы. Определимся с термином «концепция» и категориями его смыслового поля.
Концепция
Понятие «концепция» синтетично по природе. «Концепция (лат. conceptio – понимание, единый замысел, ведущая мысль) – система взглядов, выражающая определенный способ видения («точку зрения»), понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и презентирующая ведущую идею или (и) конструктивный принцип, реализующие определенный замысел в той или иной теоретической знаниевой практике. Концепция – базовый способ оформления, организации и развертывания дисциплинарного знания…» [165, с. 433]. К основным составляющим понятия относятся: первенство, целостность, системность, структурность, авторская индивидуальность и универсальность.
Концепция для архитектуры понятие и «внешнее», и «внутреннее», в зависимости от принятой позиции. А.Г. Раппаппорт в рассуждениях о «судьбе теории архитектуры» отводит концепции роль живого начала в рождении архитектуры, называя концепт «архетипическим моментом зачатия». В таком ракурсе концепция – сама суть архитектуры, явленая еще до физического воплощения. С других позиций концептуальным считают утопическую ветку творчества, тяготеющую к свободному искусству или теоретический дискурс.
«Концепт – это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека», – утверждает Ю. С. Степанов в авторском определении [334]. Нам близка позиция, позволяющая соединить в концепте смысловые и чувственные начала; запрограммированное (запроектированное) и спонтанное; архитектурное и художественное.