КОНЦЕПЦИЯ ХудожественноЙ интегрАЦИИ

КОНЦЕПЦИЯ ХудожественноЙ интегрАЦИИ

В НОВЕЙШЕЙ архитектуре

05.23.20 – Теория и история архитектуры, реставрация

и реконструкция историко-архитектурного наследия

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени

доктора архитектуры

ТОМ I

Нижний Новгород – 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ5

ГЛАВА 1 ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РАКУРСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ18

1.1 Основные понятия и определения 18

1.2 Интегративные подходы в архитектурной науке 44

1.3 Теоретические и методологические аспекты интеграции

в новейшей архитектуре 76

1.4Философские и междисциплинарные направления интеграции 96

1.5 Теория «поля» в ракурсе новейшей архитектуры 138

Выводы по Главе 1 146

ГЛАВА 2 ОСНОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ149

2.1 Символические основания художественной целостности 154

2.2 Органические основания художественной целостности 165

2.3 Личностное начало художественной целостности в искусстве 175

2.4 Художественная целостность творческого замысла 180

2.5 Пространство и форма как фундаментальные категории

целостности в искусстве 186

2.6 Синтез искусств в создании архитектурно-художественной

целостности 209

Выводы по Главе 2 233

ГЛАВА 3 ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ

АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ235

3.1 Теоретические и методологические аспекты

пространственно-временной интеграции 236

3.2 Пространственно-временное поле художественной интеграции 241

3.3 Пространственная художественная интеграция 245

3.4 Художественная интеграция во времени 274

3.5 Пространственно-временная художественная интеграция 286

3.6 Интегративная роль промежутка в современной архитектуре 307

Выводы по Главе 3 314

ГЛАВА 4 ИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВА

В НОВЕЙШУЮ АРХИТЕКТУРУ317

4.1 Теоретические предпосылки художественной интеграции

в архитектуре 317

4.2 Художественное интеграционное «поле» архитектуры 339

4.3 Традиционные художественные факторы интеграции 345

4.4 Художественные факторы мультимедиа, цифрового искусства

и дизайна 358

4.5 Факторы концептуального творчества 374

4.6 Гуманистическое и естественно-природное начала интеграции 383

Выводы по Главе 4 402

ГЛАВА 5 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННОГО АРХИТЕКТОРА4045.1 Теоретические аспекты интеграции

современной архитектурной деятельности 405

5.2 Методологические аспекты интеграции

современной архитектурной деятельности 433

5.3 Персонально-личностное поле художественной интеграции 451

5.4 Современные авторские концепции архитектурно-художественной

интеграции 454

5.5 Художественный язык современного архитектора 534

Выводы по Главе 5 544

ГЛАВА 6 КОНЦЕПЦИЯ «ПОЛЕЙ» ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ

В НОВЕЙШЕЙ АРХИТЕКТУРЕ.

МОДЕЛИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ5506.1 Концепция «полей» художественной интеграции

в новейшей архитектуре 550

6.2 Основания художественной интеграции 554

6.3 Стратегии художественной интеграции в новейшей архитектуре 555

6.4 Принципы художественной интеграции в новейшей архитектуре 556

6.5 Модель художественной интеграции в новейшей архитектуре 560

Выводы по Главе 6 562

ЗАКЛЮЧЕНИЕ565Библиографический список 572

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Разработка концепции художественной интеграции, заявленная настоящим исследованием, является актуальной для новейшей архитектуры как путь решения фундаментальной проблемы утраты целостности и потери художественных качеств архитектурной деятельности и архитектурной среды. Художественная интеграция трактуется как необходимая теоретическая концепция реализации многомерного художественного потенциала среды, путь взаимосвязанного осмысления современных процессов индивидуализации и глобализации архитектурного творчества, средство образно-символической коммуникации, способ нахождения межсистемных связей в контексте современных направлений архитектурной науки.

Архитектурное произведение достигает наибольшей цельности, когда становится синтезом авторской концепции; социальных запросов; эстетических предпочтений общества; градостроительных, объемно-пространственных, функциональных, конструктивных закономерностей; художественных посылов; духа места и ощущения времени. Следовательно, в области архитектурного творчества актуальность исследования заключается в поиске и систематизации базовых оснований для синтеза множества разнородных планов произведения искусства архитектуры.

В аспекте архитектурной коммуникации актуальность исследования заключается в необходимости определения интегрирующих начал, которые позволят сопоставить разобщенные индивидуальные подходы, решения, концепции, различные персонифицированные смыслы, языки в современной архитектурной теории и практике. В связи с активно развивающимися во всем мире процессами глобализации и сопутствующей этому борьбой за сохранение идентичности именно многомерная архитектурно-художественная интеграция выступает как средство диалога и проявляется в коммуникативном пространстве города; в творческих концепциях архитектурной деятельности; в аспекте историко-культурных коммуникаций, а также в методике архитектурно-художественного образования.

Проблемное поле исследования:

Ряд фундаментальных проблем современной архитектурной науки и проектной практики связан с потребностью в целостных решениях на основе художественного подхода в новейшей архитектуре.

Наиболее общей является проблема частичной потери ориентиров профессиональной деятельности архитектора и нивелирования приоритетов общекультурной сферы в целом – процесс, который во многом продиктован нарастающим индивидуализмом и разобщенностью. В настоящее время встает проблема утраты архитектором ремесла в высоком значении, своеобразной «интуиции профессии», что во многом уже поколебало основания архитектуры.

Нивелирование собирательной роли зодчего обусловило наметившийся разрыв основополагающей связи: теория – практика – образование. Кризис предельной индивидуализации спровоцировал проблемы отсутствия единого стиля и общепринятого профессионального языка, единых стандартов и подходов в сфере образования; трудности в типологической классификации объектов новейшей архитектуры. Кардинальные изменения в архитектурном сознании повлекла трансформация научной и культурной парадигмы в развитии принципов многополярности, нестабильности и неопределимости систем и нелинейной логики структурных построений. Так, например, известный принцип деконструкции перешагнул рамки соответствующего направления и часто фигурирует сегодня как универсальный прием формообразования, лишенный теоретического каркаса.

Ситуация вседозволенности приводит архитектуру к немыслимой в прошлом свободе, в первую очередь, – к свободе формообразования, или формы как таковой в широком смысле. Наряду с эти проявляется чрезмерная увлеченность внешним эффектом, зрелищностью, своеобразной «фотогеничностью» архитектуры. Выразительность архитектуры приобретает черты рекламного хода, не связанного с гуманистическими задачами организации пространственной среды, в чем уже обнаруживается разрыв с традиционными целями профессии.

Глобализация как всеохватный фактор нашего времени предопределяет нивелирование региональных черт, самобытности и уникальности поселений и ландшафтов различных культур, что также рождает проблему разрушения идентичности и необходимость переоценки ценностей. Развитие и взаимное влияние смежных творческих областей привело к взаимопроникновению архитектуры и дизайна, что добавляет сложности в самоопределение профессии. Дизайн все активнее приобретает черты универсального проектного метода, перешагивая границы предмета промышленного производства. Сегодня правомочно рассуждать о средовом дизайне или о предметном дизайне архитектурного объекта.

Следующим активатором проблемного поля можно обозначить приоритет технологий в плане их реального физического действия и в аспекте особенностей мышления. Повсеместное внедрение технологий в творческую среду и мышление творческого человека можно считать еще одним важным фактором трансформации изначальных архитектурных установок. С техногенностью и стереотипностью мировосприятия архитектора сопряжены проблемы идентичности среды исторических поселений, а также растворение идентичности самого архитектора. Близкая проблема обозначилась и в отношении естественно-природной сущности архитектуры, к возврату которой призывают различные бионические, экологические и энерго- и ресурсосберегающие подходы и направления, установка на устойчивое развитие и, как следствие, на устойчивую архитектуру.

Отчуждение человека от архитектуры стало очевидной глубинной проблемой архитектурной деятельности на уровне автора-архитектора, потребителя-адресата и на уровне произведения, в котором порой чувствуется «омертвение», выключенность из системы естественно-гуманистических потребностей и условий. Этому способствует и развитие компьютерных технологий, которые уже сейчас максимально сокращают дистанцию между замыслом и реализацией, что предполагает более фрагментарную роль архитектора. При этом уход технических компетенций (рисование, черчение) все больше отдаляет его от собственного произведения в плане художественного творчества в традиционном его понимании как творчества рукотворного. Возникает необходимость поиска новых проектных алгоритмов, обеспечивающих сохранение «художественности» при применении новых проектных технологий.

Концептуальная линия современного искусства в совокупности с новыми информационными возможностями задали вектор дальнейшей виртуализации архитектуры, лишения материальности и ясности пространственной организации объектов. Архитектура все больше начинает тяготеть к миру мультимедиа и рекламы. В этой связи исследователи указывают на тенденцию реальности виртуального, которую можно понимать и обратно – как складывание виртуального мира архитектуры, вполне приемлемого для современного адресата. Увлеченность иллюзорной выразительностью выглядит странно в ситуациях частой неустроенности, а порой деградации, исторических городов, их неприспособленности к меняющимся требованиям урбанистического развития.

Во многом вследствие перечисленных метаморфоз профессии наиболее тотальная ситуация сложилась в области художественного значения архитектуры и роли архитектора. Архитектурный объект коммерческой архитектуры далек от воплощения картины мира и не восходит на уровень произведения, а уникальные иконические постройки тяготеют более к области маркетинга и социальной политики. Теряя связи с человеком, средой, ремесленно-художественным способом создания на всех уровнях от эскиза до сооружения, искусство архитектуры часто начинает утрачивать художественное качество.

В настоящее время в архитектурной сфере разрабатываются различные стратегии преодоления негативных факторов техногенной цивилизации, глобализации и всеобъемлющего рынка. Среди них экологическое направление, разнообразные социальные программы, линия нового урбанизма или альтернативные идеи возвращения человека к простым вечным ценностям, психологическому и физическому здоровью в гармонии с окружением. Большинство из этих подходов используют интегративный ресурс, но не имеют художественных ориентиров. Следовательно, необходим поиск, изучение и систематизация художественных проявлений новейших архитектурных течений в их целостном значении.

Таким образом, назрела необходимость разработки нового единого научного подхода к формированию взаимосвязанной системы архитектурной деятельности, достижению художественного единства архитектурного произведения и целостности архитектурной среды с учетом художественных ориентиров. Это определило цель настоящего исследования – разработать концепцию художественной интеграции в новейшей архитектуре.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

- изучитьинтеграционные подходы и художественные аспекты современных научных теорий, на которые опирается новейшая архитектура;

- определить основания художественной целостности и архитектурно-художественного взаимодействия;

- сформулировать концепцию архитектурно-художественногоединства в пространственно-временном контексте;

- выявить основные направления интеграции искусства в новейшую архитектуру;

- проанализировать методологию художественной интеграции в авторском творчестве современного архитектора;

- сформулировать концепцию «полей» художественной интеграции в новейшей архитектуре;

- разработать теоретическую модель и принципы художественной интеграции в новейшей архитектуре.

Гипотезаисследования

В качестве научной гипотезы выдвигается предположение, что концепция художественной интеграции является основополагающей для достижения целостности художественного качества в новейшей архитектуре и базируется на пространственно-временном контексте, художественных началах, индивидуальном творческом видении автора или адресата архитектуры.

Гипотеза основана на следующих утверждениях:

- именно художественная интеграция позволяет соединить разнородные явления целого: архитектурного произведения, архитектурной среды, архитектурной деятельности;

- механизмы художественной интеграции представлены единовременно в феномене авторского творчества архитектора;

- концепция художественной интеграции опирается на утверждение взаимосвязанного существования происходящих в архитектурном творчестве интегративных процессов и процессов дифференциации;

- для теоретического описания концепции введена система «полей» художественной интеграции: пространственно-временного, художественного, персонально-личностного, которые являются метафорами изначально присущих архитектуре многомерных интегральных систем

Предмет исследования –предпосылки, основания, приемы, методы и актуальные тенденции художественной интеграции в творческих концепциях архитектурной деятельности и объектах новейшей архитектуры.

Объект исследования – произведения новейшей архитектуры, современные городские пространства, творческие концепции архитектурной деятельности в их взаимосвязи, современные интегративные подходы и теории в архитектурной науке.

Границы исследования:

Географические: мировой опыт (Европа, Азия, США, Япония, Россия). Хронологические: новейшая архитектура начала XXI века с анализом наиболее близких теме персональных концепций мастеров современной архитектуры и отдельных, центральных для авторского творчества, объектов архитектуры ХХ века; ряд примеров художественного синтеза в архитектуре разных эпох.

Методология исследования является звеном в общенаучной интегральной методологии взаимосвязанного исследования архитектуры, искусства, дизайна среды, философии как феноменов культуры по уровням среды, деятельности, информации и метасистемы их взаимодействия. Методика исследования базируется на структурно-аналитическом методе, восходящем к системному подходу, и состоит из нескольких взаимосвязанных этапов и звеньев, объединенных общей интегральной концепцией.

Вначале посредством научного анализа и синтеза определены актуальные теоретические ориентиры интегрального подхода в фундаментальной архитектурной науке, в философии и междисциплинарных областях знания. На основе методов историко-культурного анализа и синтеза исследовано современное состояние системы искусства в совокупности актуальных процессов интеграции и индивидуализации, выявлены и систематизированы основания художественной целостности и предпосылки синтеза искусств в истории архитектуры и культуры в целом.

Для учета свойств многополярности, подвижности, нестабильности новейшей архитектуры предложен «полевой» метод исследования. Введена неиерархическая система трех обобщенных «полей»: пространственно-временного, художественного и персонально-личностного, позволяющих разработать концепцию художественной интеграции, сохраняя необходимые степени свободы. Для каждого «поля» выявлены базовые интегральные основания, «центры притяжения», основные интеграционные процессы и их участники. Используемая методика позволила соотнести «полевые» центры и объединить три указанных блока в единую метасистему на основе специфических и универсальных принципов художественной интеграции.

Методика исследования включает разработку авторских классификаций актуальных интеграционных стратегий и синтетических творческих концепций мастеров новейшей архитектуры. Применен экспериментальный метод поиска прикладного значения архитектурно-художественной интеграции в методике архитектурного образования в форме авторских проектных семинаров.

На основе метода теоретического моделирования разработаны модели каждого «поля» художественной интеграции как системы центров и связей, представленных в необходимых слоях и уровнях. Полученные модели сведены в единую объемную модель метасистемы интеграции.

Концепция

Понятие «концепция» синтетично по природе. «Концепция (лат. conceptio – понимание, единый замысел, ведущая мысль) – система взглядов, выражающая определенный способ видения («точку зрения»), понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и презентирующая ведущую идею или (и) конструктивный принцип, реализующие определенный замысел в той или иной теоретической знаниевой практике. Концепция – базовый способ оформления, организации и развертывания дисциплинарного знания…» [165, с. 433]. К основным составляющим понятия относятся: первенство, целостность, системность, структурность, авторская индивидуальность и универсальность.

Концепция для архитектуры понятие и «внешнее», и «внутреннее», в зависимости от принятой позиции. А.Г. Раппаппорт в рассуждениях о «судьбе теории архитектуры» отводит концепции роль живого начала в рождении архитектуры, называя концепт «архетипическим моментом зачатия». В таком ракурсе концепция – сама суть архитектуры, явленая еще до физического воплощения. С других позиций концептуальным считают утопическую ветку творчества, тяготеющую к свободному искусству или теоретический дискурс.

«Концепт – это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека», – утверждает Ю. С. Степанов в авторском определении [334]. Нам близка позиция, позволяющая соединить в концепте смысловые и чувственные начала; запрограммированное (запроектированное) и спонтанное; архитектурное и художественное.

Интеграция

Обратимся к определениям интеграции, раскрывающим многомерный потенциал этого понятия(табл. 1). Наиболее лаконичное значение интеграции – объединение, точнее, объединение в единоецелое отдельных частей (по Ефремовой). В Энциклопедическом словаре интеграция (лат. integratio - восстановление – восполнение, от integer – целый) раскрывается в двух значениях:

- «понятие,означающеесостояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию;

- процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации», что означает выход в междисциплинарное или метасистемное поле.

В рассмотрении понятий интеграции и целостности как процесса и результата следует учитывать, что оба понятия имеют один исходный корень «integer», по смыслу означающий скорее «целый». В Философском энциклопедическом словаре (1997 г.) интеграция – «процесс, или действие, имеющий своим результатом, целостность; объединение, соединение, восстановление единства». Еще более подробное определение дает Философский энциклопедический словарь (1983 г.): «сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов[338].

Процессы интеграции могут иметь место как в рамках уже сложившейся системы – в этом случае они ведут к повышению уровня ее целостности и организованности, так и при возникновении новой системы из ранее не связанных элементов» [338, с. 210]. В этих дефинициях, помимо целостности, ключевыми становятся понятия развития и системы, что применительно к архитектуре понимаем как усиление системности процессов и вновь возникающих связей. Развитие сопровождается интеграцией и дезинтеграцией, связанными в философии Спенсера с категорией движения.

В своей монографии «Социокультурная антропоморфология городского ансамбля» Е. С. Крашенинникова приводит такое определение: «Интеграция – это процесс, результатом которого является целостность, объединение. Имеет место в социальных группах, в рамках общества в целом; благодаря интеграции данная структура превращается в целостный социальный организм» [131, с. 277]. Действительно, термин пришел из социально-экономических наук и политологии, но сегодня находит широкое применение в различных дисциплинах культурной сферы.

Как отмечает И.О. Сорокина в статье «Теоретические основы понятия «интеграция» и принципы ее осуществления» [333], сам термин «интеграция», как и процесс интеграции, появились в политическом словаре в 1920-х годах, что связано с именами немецких ученых: Р. Шмед, Х. Кельзен и Д. Шиндлер. Понятие со временем перешагнуло свой первоначальный смысл объединения людей или государств в некую социально-политическую общность и стало использоваться также в экономической и культурной сферах, следуя сути одноименных процессов. И.О. Сорокина приводит актуальный спектр употребления понятия:

- «политической интеграции (согласование стратегических интересов, законотворческая деятельность);

- социальной интеграции (родственные взаимоотношения, трудовая миграция и пр.);

- производственной интеграции (промышленные, транспортные, энергетические аспекты);

- экономической интеграции (зона свободной торговли, таможенный союз, тарифы, рынок труда и пр.);

- финансовой интеграции (инвестиционный климат, рынок капитала и пр.);

- обеспечении безопасности (борьба с организованной преступностью, наркотрафиком, военно-техническое сотрудничество, борьба с терроризмом, совместная охрана границ);

- культурной интеграции (языковое пространство, культурный обмен);

- научной и образовательной интеграции».

Примечательно, что ряд исследователей указывает на определенные переклички интегративного и эклектического подходов ввиду линейных оснований объединения. В нашей работе мы не приветствуем механический эклектический принцип и ориентируемся на живое явление искомой целостности, что особенно необходимо в сфере культуры. Энциклопедия культурологии трактует культурную интеграцию как «состояние внутренней целостности культуры и согласованности между различными ее элементами, а также процесс, результатом которого является такое взаимосогласование». В этом смысле подразумевается определенное культурное поле, объединяющее различные культуры с их элементами (обычаями, институтами, культурными практиками и т.п.), а также носителей культуры, что преимущественно применяется в американской культурной антропологии, приближаясь к понятию «социальная интеграция», и в английской школе социальной антропологии.

Для процесса интеграции характерен аспект художественного заимствования, когда в архитектуре образно-символически осваиваются теории, открытия и визуальные факты из различных областей науки, техники, искусства, дизайна, экологической сферы или просто из окружающего мира. Такой внешнее, изобразительное присвоение, как правило, происходит соответственно внутренним созвучиям и общим мировоззренческим позициям, которые со временем проявляются как общекультурные закономерности данного исторического периода. Важным качеством при этом выступает художественная (творческая) свобода, позволяющая интерпретировать сложные научные факты в авторском творческом ключе средствами архитектуры, что обусловливает возникновение не аналогичных, а принципиально новых произведений новой художественной формы, но созвучных, когерентных своим концептуальным «прототипам».

Итак, интеграция соотносится с пониманием целостности на уровне явления или процесса и способствует достижению целостности как единого неделимого. В интеграции может быть выделено несколько логических составляющих:

- непосредственно явление целого;

- связующее, объединяющее начало или процесс;

- включение каких-либо компонентов в иную систему.

Все эти ракурсы проявляются в архитектуре и описываются интегральными, синтетическими, целостными подходами и теориями, которых мы коснемся в нашей работе.

Целостность

Определения целостности задают спектр основополагающих позиций – ориентиров искомой интеграционной теории. Так как архитектура интегральна, то для исследования важны различные версии понятия, ориентированные на проблемы деятельности человека, среды, художественного совершенства и уровня культуры(табл. 1). Отметим, что художественная целостность не исчерпывает эти значения, выступая конкретно критерием художественного качества произведения.

Рассматривая целостности, полезно обратиться к взглядам на понятие из разных областей знаний, а также увидеть близкие по значению термины, образующие смысловое поле значений. Они многообразны и сопоставимы, что видно из словаря русских синонимов: единство, цельность, неделимость, нераздельность; неиспорченность, полнота, общность, невредимость, нерасчленимость, неразделимость, неразрывность, всеобщность, целость, слитность, организм, унитарность, монолитность, синтез. Антонимами целостности являются понятия: частичность, делимость, раздельность. Общий интегральный вектор задан.

«Целостность – внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды»[131, с. 298]. Гегель обращается к целостности в идее о всеобщем: «всеобщее можно понять, если его одновременно представить как расчленение всеобщее, как бесконечное подразделение (через моменты развертывания абсолютного знания) и как целостно всеобщее, которое обще всем своим моментам, есть их снятость» [322]. Таким образом, целостность отражает принцип мирового устройства –нерасторжимое единство составляющих какого-либо явления или процесса, определяющий его идентичность.

Отметим важные грани целостности.

Во-первых, выделим аспект внутренней системной интегрированности. В Новой философской энциклопедии (2001 г.) под целостностью понимается «свойство объектов как совокупности составляющих их элементов, организованных в соответствии с определенными принципами» [322], а в Философском энциклопедическом словаре (1983 г.) целостность представлена как обобщённая характеристика объектов, обладающих сложной внутренней структурой (напр., общество, личность, биологическая популяция, клетка)[338]. Там же далее отмечается, что целостность выражает самодостаточность и интегрированность, связанную с их внутренними закономерностями функционирования и развития.

Следовательно, органичность, как и в случае интеграции, входит в понятийную сферу целостности: целое, как организм, не «составлено» из частей, в нем только различаются части, в каждой из которых действует целое, образуя динамическую целостность. Философский энциклопедический словарь (2010 г.) обозначает целостность как «завершенность, тотальность, цельность и собственная закономерность вещи». Завершенность, еще одна сторона понятия, может трактоваться уже как критерий для произведения, в том числе художественный. Здесь важно уточнить, что в данной работе акцент сделан, скорее, не на целостном результате, во многом «закрытом» для анализа, а на «открытой» стороне процесса движения к целостности – интеграции, которая объединяет множественные факторы и свойства реальности.

Целостность выводит на проблемы мышления и восприятия мира, что мы встречаем не только у Гегеля, но и у более ранних классиков. Так, соотношение единого и многого воспринималось ключом к целостному мышлению в древнегреческой философии как познание всеобщее через единичное. Платон писал: «...Беспредельное множество отдельных вещей и (свойств), содержащихся в них, неизбежно делает также беспредельной и бессмысленной твою мысль...»[322].

Вполне закономерно, что целостные интенции традиционно ложатся в основу различных духовных учений и психологических практик, в которых целостность понимается как фундаментальная идея единства и однородности по отношению к миру и применительно к собственной личности. Целостность или целокупность – своего рода универсальный элемент, который крепит воедино и удерживает всевозможные продукты воспринимающего существа. Так, применительно к личности говорят о чувстве целостности на разных уровнях сознания, проявляющейся в интеграции всех областей психики, и интеграции всех энергетических полей.

В Психологической энциклопедии находим диалектическую модель понятия: «целостность (Wholeness; Ganzheit) – состояние, в котором сознание и бессознательное сотрудничают вместе в гармоническом согласии. Согласно Юнгу, целостность соответствует здоровью, одновременно представляя потенциал и способность. Отсюда достижение целостности можно рассматривать как цель или назначение жизни. Для Юнга целостность больше означала «полноту», нежели «совершенство». Идея целостности связана с понятием противоположности. Если две конфликтующие противоположности сходятся вместе и синтезируются, то результат входит в большую целостность». Универсальность понятия определяет применимость целостности как на уровне отдельной личности так и на уровне сообщества.

В Социологическом словаре читаем: «целостность – англ. integrity; нем. Ganzheit – обобщенная характеристика объектов, обладающих сложной внутренней структурой (напр., общество, личность, биол. популяция, клетка и т. п.). Ц. выражает интегрированность, самодостаточность, автономность этих объектов, их противопоставленность окружению, связанную с их внутренней активностью; характеризует их качественное своеобразие, обусловленное присущими им специфическими закономерностями функционирования и развития».

Художественные значения рассматриваемого явления и понятия раскрывают спектр проявлений пространственно-временного, художественно-эстетического и личностного свойства. Согласно словарю терминов изобразительного и декоративного искусства и архитектуры «Аполлон», целостность – это, во-первых, «всеобщность, полнота, единство художественного творчества, характеризующие искусство в предметно-пространственном и временном отношениях». Отмечается, что проблема целостности адресует к классическому вопросу философии о соотнесении части и целого. При этом она традиционно отсылает к целому ряду важных проблем художественной состоятельности произведения:

- единство в многообразии;

- единства формы и содержания;

- органичности, гармонии и совершенства;

- синтеза искусств.

Принципиально важно, что понятие и принцип целостности, соотносятся, как с наиболее фундаментальными, универсальными категориями культуры человека, так и со специальными, профессионально ориентированными аспектами искусства. К основополагающим интегральным проявлениям относят соединение чувства, разума и воли в творческом порыве; единство прошлого, настоящего и будущего в целостном искусстве, хранящем «генопамять» на уровне «архетипов» (в теории К.Г. Юнга). Здесь принцип целостности позволяет сохранить самобытность малых народов и мировой культуры.

Органичность, как неотделимый принцип, сопутствует целостности: искусство с его истоками, преемственностью и развитием можно уподобить росту дерева или живого организма. Это абстракция живой системы с неделимым внутренним строением: корнями, разветвлениями, потенцией к росту. В этом аспекте целостное понимание определяет актуальную сегодня органическую эстетику, включающую экологическое сознание, культурную этику, гуманистические ориентиры и междисциплинарную научную парадигматику.

Одновременно с этим, целостность можно понять специфически: как способ профессиональной искусствоведческой оценки произведений или как способность художника воспринимать натуру. Восприятие – вторая крупная грань понятия, адресующая к психофизиологическим и духовным установкам личности в данный период времени.

Подходы, нацеленные на достижение целостности, порой называют холистическими (целостными), хотя этот термин больше употребим в экологической сфере и, как следствие, приобрел выраженную органическую окраску соотнесенности любой отдельной целостности со всем миром. Холизм, в сравнении с интеграцией, имеет несколько иной оттенок смысла, связанный с изначальной «заданностью» внутреннего единства, в то время как интеграция указывает на процесс его формирования. Отсюда несколько разные векторы рассуждений: холистические теории отталкиваются от признания целостности и объясняют ее неделимую основу, а интеграционные представляют поиск методологии составления этого взаимосвязанного целого.

Движение к целостности на протяжении существования и развития культуры человечества всегда оставалось и остается одним из центральных и сложно достижимых приоритетов. С другой стороны, целостный метод важен как самоценный созидательный путь деятельности разного рода.

Художественная целостность

Как отмечает М.М. Гиршман, «художественная целостность признается сейчас во многих научных направлениях одной из самых существенных философско-эстетических характеристик произведения в искусстве нового времени» [301]. Проблема целостности восходит еще к античной философии и эстетике. Исследуемое явление изначально проявляет двоемирие: «внутреннее противостояние идеальной гармонии мирового целого и реальной раздробленности действительности», что в немецкой классической философии выражено терминами Totalitat (духовная целостность) и Ganzheit (эмпирическая цельность). Понятия «целостность» и «целое» содержательно согласуются, но различаются системно: целостность служит «мировой целокупности», реализуемой множеством различных целых, согласно Аристотелю, «имеющих начало, середину и конец». У М.М. Бахтина это названо «полнотой космического и человеческого универсума», рождающей произведение как «модель последнего целого, модель мира... Эта модель мира перестраивается на протяжении столетий (а радикально – тысячелетий)».

По М.М. Гиршману, художественная целостность произведения опирается на три смысловых условия: первоначальное единство, саморазвивающееся обособление и глубинная неделимость. Таким образом, понятие «художественная целостность» основывается на выражении идеального единства бытия мира и личности в художественной реальности произведения. Именно этим обусловлены традиционные эстетические приоритеты поиска «универсума в образе искусства» как «синтеза абсолютного с особенным» [301]. У Гегеля эти характеристики образуют концепт «индивидуального единства, в котором всеобщее и целостная индивидуальность должны быть просто тождественными, самоцелью для себя, замкнутым целым». Рассматривая истоки понятия в отечественной эстетической мысли, М.М. Гиршман вспоминает В.Г. Белинского с идеей обращенности произведения искусства к «мировой целокупности», представляющей «вновь созданный мир», целую художест

Наши рекомендации