Точка отсчёта в развитии стиля хай-тек.
Под точкой отсчёта в развитии «технологического» направления в архитектуре можно рассматривать эпоху Первой промышленной революции, когда появились такие металлические сооружения как Хрустальный дворец Джозефа Пекстопа (рис. 1), Эйфелева башня (рис. 2).
Рис. 1
Рис.2
В конце ХIХ века русская инженерная архитектура находилась в авангарде новых технологий, в строительстве. Изобретатели испытывали и внедряли в массовое строительство новые материалы, конструктивные решения, полученные на основе самых современных научных знаний. Воздействие на формообразование современного хай-тека оказала архитектура советского авангарда. В мировой архитектуре наблюдается возврат к русской архитектуре 20-х годов.
Вторая половина ХХ века была периодом наиболее интенсивного развития техники. Прорыв, который был сделан в 40-е годы в силу военной необходимости, по инерции давал свои результаты. Новый этап технического прогресса, связанный с наукоёмкостью техники и синтезом различных областей естественно научных знаний, способствовал широкому вхождению техники в повседневную жизнь человека и, как следствие, её «эстетическому восприятию», а также к заметным изменениям в социальной, и культурной атмосфере. Компьютерная «революция» 70-х поставила новые задачи и открыла новые возможности перед архитектором. Общие состояние оптимизма относительно первых успехов в области электроники, информатики, и главным образом космонавтики, атмосфера романтического ожиданий и футуристических поисков архитекторов – всё это способствовало появлению экстраординарного проекта Центр Помпеду (Р. Роджерс и Р. Пиано) в Париже (рис.3).
Основатели.
Основоположники и самые яркие представители являются Ричард Роджерс, Норман Фостер.
Ричард Роджерс (Richard Rogers; род. 23 июля 1933 г.) — британский архитектор, который в сотрудничестве с Ренцо Пиано и Норманом Фостером создал стиль «хай-тек». Лауреат Императорской и Прицкеровской премий. Королева Великобритании произвела его в бароны (Baron Rogers of Riverside).
Учился с Фостером в Йельском университете. Позднее они с жёнами создали бюро «Team 4». Манифестом нового стиля стал его совместный проект c Пиано — Центр Помпиду в Париже (1971-77). Другие крупные проекты — штаб-квартира страховой компании «Ллойд» в Лондоне (1979-84, рис.5), Европейский суд по правам человека в Страсбурге (1984, рис. 6), выставочный зал Милленниум-доум в Лондоне (1999, рис.4), проект восстановления Мирового торгового центра в Нью-Йорке.
Рис.4
Рис. 5
Рис.6
Норман Фостер родился в 1935 году в Манчестере. Окончил Архитектурную школу Манчестерского университета и архитектурный факультет Йельского университета в США. Первые работы создавал вместе со знаменитым архитектором Ричардом Роджерсом. В 1967 году основал архитектурное бюро «Фостер и партнеры». Выиграл более 50 национальных и международных архитектурных конкурсов, получил за свои проекты более 190 премий и наград. Автор более ста зданий и других проектов во многих странах мира. В том числе :Миллениум Тауэр в Токио (1989 г., рис.7, 8, 9), реконструкция британского музея (1993 г., рис. 10, 11),
Рис. 7 Рис.8
Рис.9
Рис. 10
Рис. 11
В 1999 году королева Великобритании пожаловала архитектору титул пожизненного лорда за заслуги в области его отрасли знаний.
Произведения Нормана Фостера ценят за виртуозную художественную трактовку, многообразие возможностей современной техники, а также за постоянное стремление ее гуманизировать и превратить из пугающей отчужденной силы в источник человеческой радости и красоты. Именно в этом состоит ядро его творческой концепции, ее глубинная цельность.
Фостер стал лидером направления новейшей архитектуры — хай-тека («high tech» — сокращенное от английских «high technology» — высокая технология). Архитектурный хай-тек призван стремиться к эстетическому освоению различных технологических и конструктивных элементов. Фостеру всегда удавалось сочетать в своих проектах и то, и другое. Но Норман Фостер выступает против однозначного уравнивания его деятельности с архитектурой хай-тека. Если последнюю рассматривать как неразборчивую погоню за передовой и изощренной технологией ради ее же самой, то тогда зодчий категорически против того, что именуют сегодня как «хай-тек». Для него новая технология — это функция, с помощью которой достигается что-то неповторимое. Главное для Фостера создать новый, ранее неиспользованный ракурс или поворот. С именем архитектора обусловлено появление такого понятия как «умные здания», когда строение превращается в сложнейшую машину, управляемую компьютером. Поэтому найденные им архитектурные находки очень неожиданны для понимания человеком его идеи. Недаром сам архитектор считает, что использование передовых технологий, не свойственных современному строительству, всегда были главной заботой его компании. По натуре Фостер — экспериментатор в сфере технологической образности пример Офис компании Swiss Re. (1997–2004, рис. 12, 13, 14).
40-этажная башня Мэри-Экс, офис Swiss Re, расположена в район небоскребов в финансовом центре Лондона. Это первый небоскреб, который претендует на звание экологического. К тому же, это не только офисное здание, его первые этажи – открытая общественная зона, плаза, обслуживающая всех работающих в этом районе.
По мнению его близких друзей, архитектор — большой оригинал, поскольку финансовые ограничения, накладываемые заказчиками, а также головоломные функциональные и экспрессивные требования лишь воодушевляют архитектора на творчество, а не заставляют его отказаться от предлагаемых проектов. В этом его отличие от многих современных архитекторов, привыкшие навязывать свои идеи клиентам.
На его счету множество сооружений, получивших мировую известность. Причем Фостеру интересно проектировать здания самого различного назначения, от небольших частных домов до метро, музеев и банков
Рис. 12 Рис. 13
Рис.14
II. РАЗВИТИЕ. ВИДЫ СТИЛЯ ВЫСОКИХ НАУЧНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ «ХАЙ-ТЕК».