Полоцко-витебская архитектурная школа. Черты, материалы и приемы.
Полоцкое княжество достигло своего высшего экономического и политического развития в XI в. В этот период на его территории начинается строительство монументальных каменных крестово-купольных храмов в традициях византийского зодчества.
Первым таким монументальным храмом на территории Беларуси был Полоцкий Софийский собор (XI в.). Уже в этом раннем архитектурном памятнике проявились некоторые принципиальные черты местного зодчества, связанные с народным искусством Полоцкой земли.
На рубеже XI—XII вв. сложилась оригинальная и самобытная Полоцкая школа зодчества. Основанная на традициях византийской архитектуры, она отличается своеобразной трактовкой крестово-купольной системы храмов. Характерным признаком Полоцкой школы зодчества является кладка стен из кирпича-плинфы «со спрятанным рядом», создававшая контрастную двухцветную поверхность объема здания. Местные храмы имеют план, вытянутый по продольной оси, более узкие боковые нефы, главную среднюю апсиду и внутренние боковые апсиды, спрятанные в массиве алтарных стен.
Полоцкий зодчий Иоанн первым создал отличительный тип храма башнеобразной архитектурной композиции по заказу игуменьи монастыря св. Спаса в Полоцке Евфросинии — великой белорусской просветительницы и православной святой. Внучка князя Всеслава Чародея Евфросиния Полоцкая строила церкви и основывала монастыри, переписывала книги, занималась просветительством, активной миротворческой деятельностью. Она стала первой женщиной, канонизированной русской православной церковью (1147). В 1984 г. Евфросиния Полоцкая причислена к Собору Белорусских Святых.
Построенная зодчим Иоанном между 1152—1161 гг. как соборный храм Спасо-Евфросиниевского монастыря Полоцкая Спасо- Евфросиниевская (Спасо-Преображенская) церковь представляет собой шестистолпное кресгово-купольное одноглавое сооружение, отличающееся небольшими размерами, простотой плана и, одновременно, монументальностью архитектурного облика. Центральный неф церкви с восточной стороны завершен полукруглой апсидой, более узкие боковые нефы — полукруглыми нишами в толще стены. Массивные южные и северные фасады снаружи расчленены пилястрами с полуколоннами, имеют два яруса полуциркульных оконных проемов. Сводчатые перекрытия храма увенчаны куполом на высоком барабане, прорезанном узкими высокими окнами.
Храм хорошо сохранился и перестроен преимущественно в верхней части. Первоначально церковь имела закомарное покрытие, которое в 1830-х гг. заменено трехскатной кровлей. Лестничный ход на хоры расположен в более толстой западной стене, что является особенностью полоцкой школы зодчества. По сторонам хоров имеются две небольшие кельи, одна из которых, по преданию, была кельей Евфросинии Полоцкой. Спасо-Евфросиниевская церковь — выдающийся памятник средневекового белорусского каменного зодчества.
Офомную историко-художественную ценность имеют фрески XII в., открытые реставраторами в 1835 г., покрывающие стены и столпы храма. На фресках изображены святые с книгами и свитками в руках, монахини, различные сюжетные и орнаментальные композиции. Лики святых на фресках характерны особенной выразительностью. Наиболее впечатляющий индивидуализированный лик юной святой находится на северо-западном столпе Спасской церкви. По мнению исследователей, этот художественный шедевр является портретом реального человека XII в., как полагают, Евфросинии Полоцкой.
Древняя живопись отличается высоким художественным уровнем, отражает влияние византийско-киевских традиций в живописи и является ценнейшим произведением средневекового монументального искусства мирового значения.
Мощи святой Евфросинии до начала XX в. хранились в Киево-Печерской лавре. В 1910 г. по просьбе жителей Полоцка они были перенесены крестным ходом в Спасский собор, где хранятся в серебряной раке, восстановленной в последние годы взамен исчезнувшей в годы Великой Отечественной войны.
В келье святой в Спасо-Преображенской церкви хранился напрестольный крест Евфросинии Полоцкой, изготовленный по ее заказу в 1161 г. полоцким ювелирных дел мастером Лазарем Богшей. Это произведение древнебелорусского эмальерного искусства является национальной религиозной и культурной ценностью.
Шестиконечный крест полуметровой высоты был изготовлен из дерева. Внутри его хранятся кусочек Креста Господня, осколок камня от гроба Богородицы, частицы мощей святых Стефана и Пантелеймона, крови святого Дмитрия. По лицевой и оборотной сторонам крест обит золотыми, по бокам — серебряными пластинами. Золотые пластины были украшены тончайшими эмалевыми ликами святых, орнаментом, драгоценными камнями, края лицевой стороны.— нитью крупных жемчужин. На кресте просечены надписи, сообщающие дату изготовления и цену реликвии, имена заказчицы и мастера, а также предупреждение-проклятие тому, кто покусится на святыню.
С лета 1941 г. крест исчез при невыясненных обстоятельствах. Все его поиски в послевоенное время оказались безрезультатными. В 1997 г. брестский художник Н. Кузьмич на благотворительные средства изготовил точную копию креста Евфросинии Полоцкой, которая была освящена и передана в Спасо-Евфросиниевский монастырь.
Композиционную общность со Спасо-Евфросиниевской церковью имела более ранняя Борисоглебская церковь в Бельчицах — пригороде Полоцка. Многоярусные декоративные кокошники-закомары впоследствии стали классическим архитектурным элементом православных русских церквей XV—XVI вв.
Археологическое изучение древних архитектурных культовых памятников в Беларуси началось в конце XVIII — начале XIX в. в Полоцке. В 1790-е гг. неизвестный исследователь осуществил в городе раскопки храма-триконха Бельчицкого Борисоглебского монастыря XII в. Этот крупнейший на Полоцкой земле монастырь находился в двух километрах от Полоцкого Верхнего замка на левом берегу Западной Двины, при впадении реки Бельчанка (нынешний район ул. Юбилейной и Юбилейного переулка в Полоцке). В XII в. здесь находилась укрепленная княжеская резиденция (Воронин).
Более поздняя «Хроника Литовская и Жемойтская» отмечает, что князь Борис Всеславович «на Бельчици также монастырь з вежами барзо хорошими и церковь святых мучеников Бориса и Глеба оздобы не змуровал, чверть мили от Полоцка».
Бельчицкий Борисоглебский монастырь был обнесен каменной стеной и состоял из четыре каменных храмов уникального культового комплекса XII в. Они различаются своими масштабами, планировкой и свидетельствуют о многообразии приемов архитектурного творчества полоцкой школы зодчества.
Большой шестистолпный трехапсидный собор (название неизвестно, 1120—1130-е гг.) был разрушен в XVI в., от него сохранились лишь фундаменты. Пол здания был выложен глазурованной плиткой, стены украшены фресками.
Второй храм — однонефная Пятницкая церковь-усыпальница 1-ой половины XII в. Небольшой, размерами 5,1 х 5,8 м храм, построенный, вероятно, зодчим Иоанном, представлял собой бес- столпное сооружение с прямоугольной апсидой, нартексом и криптой. Около входа в алтарь была фреска с изображениями в полный рост князей Бориса и Глеба, убитых их братом киевским князем Свягополком, по прозвищу Окаянный. В Пятницкой церкви были также другие фрески с евангельскими сюжетами. Церковь разрушена после 1920 г.
Борисоглебская церковь (середина XII в., разрушена после 1920 г.) — трехнефный крестово-купольный шестистолпный храм, построенный зодчим Иоанном. Церковь имела узкие боковые нефы, притвор с хорами над ним, три апсиды. В Борисоглебской церкви имелась богатая фресковая живопись с преобладавшими растительными орнаментами, изображениями святых, воинов и великомучеников. По стилю и технике исполнения фрески были близки к киево-византийской художественной традиции.
Четвертая постройка — храм-триконх (XII—XIII вв.), крестово-купольный в плане с тремя полукруглыми апсидами, был разрушен до XVIII в., остатки его найдены в 1790 г. во время земляных работ. Все постройки Бельчиц были возведены в одинаковой технике двухцветной полосатой кладки из кирпича-плинфы «со спрятанным рядом».
В фондах библиотеки Вильнюсского университета хранится акварель художника Трутнева (1866). На картине видны частично раскопанный большой собор, Борисоглебская и Пятницкая церкви. Окончательно храмы Бельчицкого комплекса были уничтожены в 1950-е гг. Сейчас на месте Бельчиц в Задвинье находится один из микрорайонов Полоцка.
Полоцкие зодчие участвовали также в строительстве храмов за пределами своего княжества: Новогрудской Борисоглебской церкви, заложили фундамент Минской замковой церкви, строили в Смоленске и Новгороде. Традиции одной из древнейших архитектурных школ оказали большое влияние на дальнейшее развитие белорусского зодчества и других восточнославянских земель XII—XVI вв.
В XIV в. Полоцк был одним из крупнейших городов княжества (польский историк Я. Чарнковский назвал его «крепостью Белой Руси»). В 1498 г. город получил Магдебургское право, в 1504 г. стал центром Полоцкого воеводства. Однако с XVI в. начались кровопролитные войны BKJI с Московским государством, нанесшие большой урон многим древнейшим архитектурным сооружениям Полоцка.
В 1-й половине XVI в. в городе был возведен деревянный кальвинистский собор, сгоревший в 1660 г. В 1580 г. поставлены деревянные здания коллегиума иезуитов на острове Западной Двины; в 1-й половине XVII в. — деревянный костел Св. Стефана, кельи и училища между городом и замком. В 1733—1745 гг. на месте деревянного было возведено каменное здание костела (позже Николаевский собор, взорван в 1964 г.), перед которым создана большая Парадная площадь (ныне пл. Ленина). Во 2-й половине XVIII в. рядом с костелом воздвигнуты каменные корпуса иезуитского коллегиума (в 1812—1820 гг. Полоцкая иезуитская академия; здания частично сохранились).
В конце XVI в. планировочная структура города включала Верхний и Нижний замки и шесть посадов: Великий, Заполотский, Островский, Экиманский, Кривцов, Слободской. В городе было около 80 улиц и переулков.
В XVII — начале XVIII в. в Полоцке было много каменных монастырей, церквей, костелов, среди них православный Богоявленский монастырь (1582—1918) в центре города, на правом берегу Западной Двины. Большинство его зданий сохранились, в том числе Богоявленская церковь XVIII в. в стиле классицизма. В XVII в. в монастыре действовала братская школа, в которой преподавал просветитель Симеон Полоцкий (с 1990 г. в здании размещается Музей-библиотека просветителя).
На левом берегу Западной Двины находятся остатки костела и монастыря бернардинцев (1498—1832 гг., вероятно, в нем получил начальное образование Франциск Скорина; в XVIII в. при монастыре была школа философии), памятник архитектуры барокко, сохранился жилой корпус. На правом берегу Западной Двины (по ул.Ленина) находятся остатки монастыря францисканцев (XVII в.— 1832 г.), в стиле барокко, сохранился двухэтажный жилой корпус начала XVIII в.
Историко-культурный интерес представляет каменное одноэтажное (с полуподвальным этажом) здание жилой архитектуры с элементами стиля барокко — Полоцкий жилой дом (дом Петра I, 1692 г., перестроен на рубеже XVIII—XIX вв.). Перед зданием сооружен памятник Л. Толстому. На некоторых улицах сохранились отдельные дома жилой застройки в стиле барокко, классицизма или смешанных стилей.
Войны и разрушения 2-й половины XVII — 1-й половины XVIII в. привели к упадку экономику и архитектуру Полоцка. Его центральная часть к середине XVIII в. сохраняла исторически сложившуюся прямоугольную планировку.
После 1-го раздела Речи Посполитой (1772) правобережная часть Полоцка отошла к России. В 1778 г. для нее был разработан регулярный проектный план с тремя площадями: главной, городского магистрата и торговой. План был составлен с учетом прежней уличной сети и комплексов капитальных зданий. Парадная площадь, сформированная в XVII в., была совмещена с главной площадью и в 1776—1784 гг. застроена жилыми и административными зданиями по проекту архитектору И. Зигфридона. Монументальные здания иезуитской академии и костела на западной стороне площади были преобразованы в кадетский корпус и кафедральный Николаевский собор.
От ансамбля площади доныне сохранились здания коллегиума и магистрата, а также дома: губернатора (проспект Ф. Скорины, 6, перестроен в XIX в.), вице-губернатора (XIX в., Замковый проезд, 2), коменданта, верхней и нижней управ. Двухэтажные каменные здания в стиле неоклассицизма соединялись каменными оградами, создавая единый фасад застройки и обеспечивая новое содержание ансамбля.
Сейчас в бывших корпусах Полоцкого коллегиума, и академии занимаются студенты историко-филологического факультета Полоцкого университета.
В начале XIX в. регулярная система планировки была разработана для всего города.
Ныне Полоцк стал туристической столицей Беларуси. В городе действуют 11 государственных музеев, в последние годы появились также частные музеи. Усилиями ученых и городских властей — энтузиастов национальной истории и культуры в Полоцке установлены памятники выдающимся личностям национальной истории: первопечатнику Франциску Скорине, Евфросинии Полоцкой, общественному и церковному деятелю, писателю Симеону Полоцкому, князю Всеславу Чародею, уникальной букве белорусского алфавита «У», памятный знак «Центр Европы».