Государственная политика в области охраны историко-архитектурного наследия
Полоцко-витебская архитектурная школа. Характерные черты, материалы и приемы, выдающиеся объекты.
Каменное зодчество Полоцкого княжества начинается с постройки в середине XI века Софийского собора в Полоцке — произведения, всецело находящегося в русле византийской строительной традиции Древнерусского государства. Строительная деятельность в княжестве возобновляется после распада киевской державы (1132) и интенсивно продолжается с 1140-х по 1170-е годы.
В Полоцке каменное строительство велось в зоне княжеского детинца, в Бельчицком мужском монастыре и в Ефросиньевском — женском. Помимо Полоцка, каменные храмы возводились в Витебске и в Минске — городах, которыми правили младшие представители княжеского дома Изяславичей. Из летописей известно о высылке полоцких князей в Византию (1127); после их возвращения наблюдается усвоение полоцкими зодчими отдельных приёмов византийской строительной практики. Вершиной полоцкого зодчество стало возведение соборной Спасской церкви Ефросиньевской обители — первого памятника, в котором в полной мере выявилась характерная для Древней Руси и не свойственная Византии форма столпообразного храма.
После 1170-х в Полоцке каменно-кирпичного строительства не велось, сами сведения о раздираемом междоусобицами княжестве исчезают из русских летописей. Есть основания предполагать, что местные строители переместились в Смоленск и Гродно, перенеся свои строительные наработки в эти княжества. Ниже перечислены все каменные сооружения, о существовании которых на территории Полоцкого княжества до монгольского нашествия известно по археологическим и летописным материалам.
Витебск
Благовещенская церковь 1140-е Взорвана в 1961 году, восстановлена из современных материалов в 1996 году. В ныне существующей постройке сохранились незначительные фрагменты подлинных западной и южной стен. Одноапсидный шестистолпный храм, в котором западная пара столбов соединена с боковыми стенами, выделяя нартекс. Хоры занимали западное членение и в боковых нефах образовывали замкнутые камеры-часовни. Лестница для подъёма размещена в толще западной стены. Пары столбов делят здание на равные отрезки, придавая квадратный план среднему нефу, что более характерно для византийского зодчества, чем для древнерусского. То же можно сказать о технике кладки из тёсаных известняковых квадров, проложенных двойчатыми рядами плинф. Стены снаружи затёрты раствором, по которому имитируется кладка из крупных каменных блоков. Та же артель, вероятно, работала и в Новогрудке (см. архитектура Городенского княжества).
Новые градостроительные приемы в архитектуре бел городов 16-17 вв.
Градостроительная деятельность Антония Тизенгауза.
Биография
Антоний Тизенгауз (Антоний Тизенгаузен; 1733, Вильно — 31 марта 1785, Варшава) — политический и общественный деятель Великого княжества Литовского, один из талантливейших финансистов своего времени.
Родился в семье богатого и влиятельного вельможи Бенедикта Тизенгауза. Образование получил в иезуитской коллегии в Вильно. С 1764 года конюший литовский. С 1765 года литовский надворный подскарбий. Гродненский староста при Станиславе Понятовском. Видный гродненский меценат.
В 1770—1780 годах гродненский староста Антоний Тизенгауз основал в городе и его окрестностях ряд мануфактур: суконную, полотяную, оружейную, чулочную, каретную и т. д. Им же был открыт первый в городе театр.
По инициативе Тизенгауза в Гродно был построен жилой, административный и культурный комплекс Гоpодница, основаны театр и театpальная школа, музыкальная капелла, медицинская школа (академия), школы: акушерская, ветеpинаpная, черчения и рисования, бухгалтерская и счетоводов, землемерная, строительная; кадетский корпус, библиотека и музей истоpии пpиpоды, заложен ботанический сад - первый в РП и крупнейший в Европе, здесь работал выдающийся французский ученый Жан Эммануэль Жилибер (сейчас его имя носит Старый парк в Гродно - бывший ботанический сад), в королевской типографии издавались (на польском языке) «Gazeta Grodzienska» («Гpодненская газета», 1776-1783), «Wiadomosci Grodzienskie» («Гродненские ведомости», 1792), «Kurier Litewski» («Литовский курьер», 1796-97).
Современные стили и направления в бел архитектуре.
Зрелое барокко в беларуси.
Ведущим архитектурным стилем в период Контрреформации являлось барокко. В своем развитии оно прошло три этапа: раннее, высокое (зрелое), позднее. На вторую половину XVII — начало XVIII в. приходится зрелое барокко. Католические храмы строили с двумя башнями. Увеличилось количество ярусов башен. Фасады приобрели большую пластику. Примером является Андреевский костел в Слониме. В 1730-е гг. в церковном зодчестве сформировался своеобразный архитектурный стиль — виленское барокко. Его разработал архитектор Ян Глаубитц. Историческая личность ЯН (ИОГАНН) КРИШТОФ ГЛАУБИТЦ (1700-1767) работал в Вильне, где восстановил местные храмы после пожара 1737 г. Он построил в столице ВКЛ костелы святых Яна, Казимира, Екатерины, Рафала, визиток, а также в Беларуси костел Иоанна Крестителя в Столовичах Новогрудского повета, церковь Могилевского Спасского монастыря и др. Виленскому барокко были свойственны изысканность пропорций, легкость и ажурность строений, пышный декор фасада, разнообразие отделки интерьеров. Все это можно увидеть на примере Полоцкого Софийского собора. В 1738— 1750 гг. храм был перестроен Глаубитцем после разрушений, вызванных взрывом пороха. Продолжали строиться дворцово-замковые комплексы. Среди них выделялись замок в Гольшанах (Ошмянский район Гродненской области), Гродненский Новый замок, Несвижский дворец Радзивиллов (Минская область). Гольшанский каменный замок был возведен в первой половине XVII в. и по своей композиции напоминал Мирский замок: прямоугольное здание с замкнутым двором. Однако в Гольшанах уже отсутствовали могучие оборонительные стены. Они уступили место фасаду жилого дома. Башни замка еще не утратили своего оборонительного значения, однако основа защиты переместилась на земляные валы и рвы, заполненные водой. По внешнему виду Гольшанский замок напоминал голландские здания того времени. В 1726 г. сейм принял решение о строительстве Гродненского Нового замка — королевской резиденции и места заседания сеймов Речи Посполитой. Королевский дворец был построен к 1744 г. в стиле позднего барокко. В стиле барокко после 1726 г. был перестроен Несвижский дворец Радзивиллов. Руководил работами архитектор К. Жданович. После него в строительстве дворца принимали участие итальянские мастера. Замок включал дворец и вспомогательные корпуса с обеих сторон въездных ворот. На время войн середины XVII в. приходится подъем городского оборонительного строительства. Наиболее прочные укрепления в то время имел Витебск. Верхний, Нижний и Взгорский замки защищали город от врагов. Торговые площади городов украшали ратуши. Своей оригинальностью привлекает здание городского магистрата в Могилеве, возведенное в конце XVII в. Около ратуш и при них возникали торговые ряды, гостиные дворы для купцов, корчмы, шинки, аустерии.
Виленское барокко.
Ви́ленское баро́кко — условное название позднего этапа развития стиля барокко в храмовой архитектуре Римско-католической церкви в Речи Посполитой, в том числе на территории распространения Брестской церковной унии[1]. Архитектурно-художественная система виленского барокко получила распространение во второй половине XVIII века благодаря деятельности выпускников архитектурного отделения Виленского университета и наибольшая концентрация памятников этой ветви барокко сосредоточенa в Вильнюсе.[2]
Костёл Святых Иоаннов в Вильнюсе
У истоков виленского барокко стоял архитектор Ян Кристоф Глаубиц (ум. 1767), который, перестраивая существующие и проектируя новые храмы столицы ВКЛ, черпал вдохновение[источник не указан 155 дней] в современных постройках Австрии и Баварии. Много общего[источник не указан 155 дней] с памятниками виленского барокко имеют польские постройки Паоло Фонтана (например, собор Винницы). Особенную популярность[источник не указан 155 дней] стиль получил и среди греко-католиков; отсюда его второе название[источник не указан 155 дней] — униатское барокко. Примерами виленского барокко могут служить:
Список примеров в этой статье или её разделе не основывается на авторитетных источниках непосредственно о предмете статьи или её раздела.
Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, содержащие данные элементы списка как примеры. В противном случае раздел может быть удалён.
в Вильнюсе
Костёл Пресвятой Девы Марии Утешительницы (Августинцев)
Костёл Св. Екатерины. По проекту Иоганна Кристофа Глаубица, в 1741—1743 построен фронтон и верхние ярусы двух колоколен костёла, в 1746 году реконструирована капелла.
Костёл Святого Казимира - перестроен, снесены башни
Костёл Вознесения Господня (Миссионеров). Иконические башни костёла миссионеров надстроены в 1750—1756 по проекту Иоганна Кристофа Глаубица.
Костёл Св. Троицы (Тринаполь)
Костёл Обретения Святого Креста (Кальварийский)
Костёл Господа Иисуса
Костёл Св. Креста (Бонифратров)
Костёл Св. Архангела Рафаила
Костёл Всех Святых
Костёл Святого Духа
Костёл Св. Иоаннов. Главный западный фасад и восточный фронтон костёла Святых Иоаннов (1738—1748) по проекту Иоганна Кристофа Глаубица, в интерьере был сооружён уникальный ансамбль из 23 алтарей в стиле барокко (сохранилось 10 алтарей).
Костёл Сердца Иисуса (Визиток)
Костёл Св. Якова и Филиппа
Церковь и монастырь Святого Духа - экстерьер перестроен
Никольская церковь- экстерьер реконструирован
Костёл Св. Георгия
Интерьеры Евангелико-лютеранский костёла по проекту Иоганна Кристофа Глаубица.
Ворота монастыря Базилианов построены в 1761 г. по проекту Иоганна Кристофа Глаубица. Предполагается также, что Глаубиц в 1750 году возвёл две грациозные боковые башни при восточного фасада церкви Святой Троицы и в 1760—1763 годах на прежнем фундаменте построил здания монастыря, восстановил часовню Скуминов.
Государственная политика в области охраны историко-архитектурного наследия
Сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Беларуси
Историко-культурное наследие народа Беларуси, созданное им за время пребывания в различных государственных образованиях (в Полоцком, Туровском и др. княжествах; в Великом княжестве Литовском, Русском и Жемойтском; в Речи Посполитой, в Российской империи, в БССР) является не только его достоянием, но и неотъемлемой частью достижений всего человечества. Духовные, художественные и документальные ценности Беларуси создают необходимые условия для интеллектуального, духовного и экономического развития белорусского общества.
Для любого народа сохранение культурного наследия важно по трем причинам.
Во-первых, историко-культурное наследие существенно воздействует на сознание и самосознание людей, позволяя им ощутить свою причастность к культурной традиции многих поколений.
Во-вторых, историко-культурное наследие является самым объективным свидетельством прошлого.
В-третьих, историко-культурное наследие - это часть материальной и духовной культуры, созданная, сохраненная и переданная современникам как нечто почитаемое и уникальное, как неизменная ценность.
Ценность объекта культуры представляет собой его социокультурную значимость. Ценными для человека являются те материальные и духовные предметы и явления, которые способны побуждать его к активной деятельности и придавать ей смысл. Ценности ориентируют человека в мире, направляют его повседневную деятельность. Исходя из ценностей, человек определяет для себя приоритеты собственной жизненной стратегии. Представления человека о ценностях формируются на основе определенных социальных и духовных традиций. Поэтому причастность к культурному наследию обогащает человека, расширяет его возможности и переводит его взаимодействие с миром на качественно иной уровень. Важность культурных ценностей как фактора развития человечества признана международным сообществом.
Предоставление всем людям возможностей пользоваться культурным наследием стало одной из целей Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Благодаря деятельности этой организации определение «культурные ценности» вошло в дипломатическую лексику.
Сущностным свойством культурных явлений является их символическое значение. Но, поскольку они могут по-разному восприниматься, переживаться и интерпретироваться, то существующие правовые определения понятия «культурные ценности» носят структурно-описательный характер. Они основаны на перечислении категорий объектов и групп таковых и сформулированы с учетом только формальных критериев.
Сохранение и приумножение историко-культурных ценностей имеет исключительно важное значение для развития национальной культуры белорусского народа. Отношения по по.воду сохранения историко-культурного и духовного наследия регулируется Конституцией Республики Беларусь, Законом «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь» и другими нормативными правовыми актами. Согласно ст. 1 указанного закона, историко-культурное наследие – это «совокупность отличительных итогов свидетельств исторического и духовного развития народа Беларуси, воплощенных в историко-культурных ценностях». Государство гарантирует сохранность и защиту историко-культурного наследия не только коренной нации, но и всех национальных общностей, проживающих на территории Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 2 Закона «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь», под историко-культурными ценностями понимаются «наиболее отличительные материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и документальные достоинства и взяты под охрану государства в порядке, определенном данным законом».
Из числа объектов, имеющих культурную ценность в список Всемирного наследия ЮНЕСКО включены Беловежская пуща (1979), комплекс Мирского замка (2000), архитектурный, жилой и культурный комплекс рода Радзивилов в Несвиже (2005) и шесть пунктов геодезической дуги Струве (2005). В перспективе ожидается пополнение этого списка за счет таких объектов как Борисоглебская (Каложская) церковь в Гродно, дворцово-парковый ансамбль в Гомеле, Спасо-Преображенская церковь в Гомеле, Августовский канал, Сынковичская церковь, Каменецкая башня, Троицкое предместье в Минске.
Белорусское законодательство предусматривает гарантии создания, сохранения, распространения и популяризации произведений материальной и духовной культуры, сохранения и передачи культурных традиций; охраны исторических и культурных ценностей.