Система озеленения современного города
В современных условиях весьма важной является проблема сохранения и оздоровления среды, окружающей человека в городе, формирования в городе условий, благотворно влияющих на психофизическое состояние человека, что особенно важно в период интенсивного роста городов, развития всех видов транспорта, повышения с каждым годом тонуса городской жизни. Зеленые насаждения влияют на температурно-влажностный режим: даже небольшой зеленый массив снижает температуру летом на несколько градусов не только внутри себя, но и в прилегающих районах. Зеленые насаждения влияют на ионизацию воздуха, также насаждения обладают большой испаряющей способностью [].
Важную роль играют зеленые насаждения в процессе газообмена: они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Это их свойство используется в условиях города. Зеленые насаждения по-разному участвуют в этом процессе. Например, тополь берлинский почти в 7 раз больше ели обыкновенной поглощает углекислый газ и выделяет кислород, дуб черешчатый – в 4,5 раза, липа крупнолистная – в 2,5 раза. При подборе деревьев и кустарников для городских условий следует учитывать активность зеленых насаждений в этом процессе.
Зеленые насаждения с успехом можно использовать для очищения городской среды от пыли и газа. Эту особенность деревьев полезно учитывать при проектировании посадок, защищающих от пыли [].
Велика роль зеленых насаждений в формировании городской среды. Шелест листьев, пение птиц, эстетическое воздействие благотворно влияют на нервно-психическое состояние человека, озеленение организует микроклимат и приближает условия окружающей человека среды к оптимальным.
Санитарно-гигиенические требования к жилой застройке определяют необходимость защиты жилых массивов от шума. Одним из главных источников шума на городских магистралях является автотранспорт. Зеленые насаждения помогают человеку в борьбе с шумом. Проведенные исследования показывают, что даже в безлиственном состоянии зеленые насаждения снижают уровень шума на 2–6 дБА. Зеленые насаждения поглощают до 24% звуковой энергии, а оставшуюся ее часть отражают, рассеивая ее во всех направлениях. Отсутствие зеленых насаждений часто приводит к возрастанию уровня шума, так как звуковые волны усиливаются, отражаясь от вертикальных плоскостей зданий [].
Для защиты территории от шума устраивают экраны из зеленых насаждений между источником шума и защищаемыми объ ектами. Высоту таких экранов принимают по специальным расчетам. В соответствии с ними и выбирают породы деревьев нужной высоты (обычно не менее 5–8 м). Зеленые насаждения в шумозащитном экране должны плотно смыкаться своими кронами как по горизонтали, так и по вертикали. Для этого используют в верхнем ярусе лиственные густокронные деревья, а в нижнем – кустарники.
Внутри микрорайона зеленые насаждения снижают шум от других источников шума: спортивных, детских и хозяйственных площадок.
Зеленые насаждения используют в инженерном благоустройстве для преодоления некоторых нежелательных явлений природы. Эффективно озеленение в борьбе с селевыми потоками, когда вместе с тающим снегом с гор низвергаются потоки камней и размытых пород. С помощью зеленых насаждений изменяют направление потока, защищая таким образом населенные пункты. Озеленение помогает защищать объект от снежных и песчаных бурь, предотвратить снежные заносы, а где требуется, наоборот, сформировать достаточный снежный покров. При помощи озеленения укрепляются откосы, прекращаются процессы оврагообразования, осушают заболоченные районы, ликвидируют оползневые явления. Для этих целей используют породы деревьев и кустарников с особыми качествами: влаголюбивые, с густой разветвленной мощной корневой системой.
Зеленые насаждения имеют архитектурно-планировочное значение. В обогащении архитектурного облика застройки жилых районов и микрорайонов важная роль отводится ландшафту. Наряду с выразительностью застройки и пластикой малых архитектурных форм природные условия оказывают важное влияние на общее эстетическое восприятие. С помощью ландшафта можно заметно обогатить облик города, придать черты индивидуальной выразительности любому району города. В слиянии с природой оживают традиции древнерусского градостроительства. Использование имеющегося холмистого рельефа, живописных очертаний берегов рек и водоемов, крупных массивов зеленых насаждений, оврагов, ручейков, скопления валунов и других, пусть даже невзрачных с первого взгляда элементов ландшафта приводит к неповторимой живописности и выразительности природы. В случае необходимости природная среда обогащается элементами ландшафтной архитектуры. Все это придает своеобразие силуэту и панораме отдельных районов и города в целом [].
Озеленение обладает неограниченным многообразием цветовых оттенков, изменяющихся во времени и пространстве. Зелень в любое время года действует на человека умиротворяюще. Деревья, кустарники, цветы украшают нашу жизнь. Велика сила их эстетического воздействия на человека. Современный уровень цивилизации удалил человека от природы, поэтому теперь человеку ее особенно не хватает [].
Зелень всегда приятна для глаза, она оживляет силуэты каменных городов. С помощью озеленения можно объединить воедино и создать композиционно целое из отдельных зданий. При правильном подборе ассортимента деревьев и кустарников, вьющихся растений, цветов и газона можно искусственно создать разные цветовые гаммы, выразительные сочетания растений по их формам, очертанию, структуре, объему.
В целом система озеленения современного города включает три группы насаждений []:
– общего пользования;
– ограниченного пользования;
– специального назначения.
Рассмотрим более подробно классификацию городских зеленых насаждений по назначению.
Насаждения общего пользования. В эту группу включены зеленые насаждения, доступные всем жителям города:
– парки культуры и отдыха, центральные парки общегородского и районного значения;
– лесопарки и парки-заповедники;
– детские парки;
– городские сады, скверы, бульвары;
– насаждения на улицах и при общественных учреждениях.
Насаждения общего пользования защищают пешеходов от шума, пыли, избыточной солнечной радиации, помогают улучшить условия для продолжительного и кратковременного отдыха населения и организовать массовые культурно-просветительные, политические, зрелищно-развлекательные мероприятия, занятия физкультурой и проведение оздоровительной работы среди населения.
Насаждения ограниченного пользования. К этой категории относятся зеленые насаждения, располагающиеся на территории учреждений и предприятий:
– насаждения при учебных заведениях, детских учреждениях, при клубах, дворцах культуры, домах пионеров, при научно-исследовательских учреждениях, больницах и лечебно-профилактических учреждениях;
– насаждения внутриквартальные (за исключением садов микрорайонов) и т.д.
Эта категория зеленых насаждений используется для занятий на открытом воздухе физкультурой, для проведения игр детей, лечебных и профилактических процедур, специальных исследований и отдыха людей в перерывах от работы.
Насаждения специального назначения. Эта категория зеленых насаждений включает:
– защитные зоны при промышленных предприятиях, защищающие от неблагоприятных природных явлений;
– водоохранные зоны;
– противопожарные насаждения защитного и мелиоративного назначения;
– насаждения вдоль улиц, автомобильных дорог;
– насаждения при спецобъектах (питомники, цветочные хозяйства, ботанические и зоологические сады).
В соответствии с назначением насаждений выбирают типы посадок, ассортимент деревьев. Зеленые насаждения специального назначения уменьшают неблагоприятные влияния промышленных предприятий, транспорта на окружающую среду, защищают от ветров, снежных и песчаных бурь, служат препятствием для распространения огня, дыма, шума, селевых потоков, защищают от загрязнения и излишнего испарения водоемы, формируют ландшафт.
Насаждения общего, ограниченного пользования и специального назначения вместе составляют и в целом характеризуют систему озеленения города. Зеленые насаждения общего пользования являются наиболее важным показателем степени озеленения города. Хорошо озелененным можно считать город, в котором на 1 жителя приходится 20–30 м2 и более зеленых насаждений общего пользования. Поскольку в настоящее время градостроительство отводит важное место зеленому строительству, то степень озеленения города дает представление об успехах благоустройства при создании данного населенного пункта.
Все категории зеленых насаждений представляют в совокупности единую систему озеленения, в которой каждый объект выполняет свои функции. Для всех объектов в системе озеленения городов на основе практических данных разработаны теоретически обоснованные нормативы. СНиП П-60–75 в озеленении общего пользования подразделяет группы озеленения общегородского (общепоселкового) и озеленения жилых районов.
Общегородские зеленые насаждения. К этой группе относятся лесопарки, городские парки культуры и отдыха, назначение которых – обеспечение длительного отдыха населения (от 2 до 8 ч). Лесопарки представляют собой обширные территории благоустроенных, но все же естественных лесов. В лесопарках при наличии водоемов размещаются пляжи, лодочные станции, спортивные комплексы, зоны отдыха. Парки культуры и отдыха более благоустроены. Их территории зонируются для обособленного размещения зрелищных сооружений, культурно-просветительных объектов, спортивных и физкультурных сооружений, детских площадок, площадок тихого отдыха взрослых и хозяйственной зоны.
Насаждения жилых районов. К этой группе относятся парки, скверы, сады, насаждения общественных и культурно-бытовых учреждений, посадки на улицах и при жилых домах.
Среди парков наиболее часто встречаются детские, спортивные парки общего назначения. Существуют и другие разновидности парков, наличие которых в городе определяется конкретными особенностями развития населенного пункта, его назначением и климатическими условиями. Например, исторический и мемориальный парки создаются на основе памятников, связанных с яркими историческими событиями, именами замечательных людей. Ботанический, этнографический парки возникают в местах с особыми климатическими условиями, богатой древней культурой. Зоологический парк, парк развлечений, парк-выставка создаются в особо развитых или курортных центрах [].
Планировочно все парки решаются как лугопарки, гидропарки или обычные парки. В лугопарках основная часть территорий занята открытыми пространствами с луговым газоном. Гидропарки насыщены гидросооружениями – водоемами, прудами, каскадами, фонтанами и т.д.
Особый вид зеленых насаждений – подходы к важным общественным комплексам – решаются в торжественном парадном стиле и связывают внутреннюю планировку комплексов с городскими магистралями.
Сады, скверы, бульвары и насаждения на улицах служат для кратковременного отдыха и защищают жителей от неприятных явлений: шума, пыли, излишнего солнечного облучения, а также организуют пешеходное движение. Озеленение жилых территорий улучшает микроклимат и создает оптимальные условия для круглосуточного отдыха населения непосредственно у жилых домов. Зеленые насаждения на участках школ и детских яслей-садов способствуют полноценному развитию детей. Озеленение общественных учреждений используется для кратковременного отдыха посетителей.
В городах должна проектироваться единая система парков, скверов, бульваров и других видов озеленения. Особый эффект достигается, если обеспечивается непрерывность зеленой сети. В связи с этим необыкновенно привлекательна идея, получившая название «поляризованный ландшафт», или «зеленые коридоры», пронизывающие города по их радиусу. Ее автор Б.Б. Родоман отмечает, что «при движении вдоль включенного в такую сеть зеленого коридора по тропе, изолированной растительностью и рельефом от городского шума и вида зданий, рекреационное пространство практически бесконечно, хотя и занимает ничтожную площадь. Ответвления от зеленой сети должны подходить к каждому жилому комплексу» [].
Таким образом, осуществляется связь с природой в городах. Необходимо учитывать и то, что город, развиваясь и расширяясь, все больше сокращает общение человека с природой, а внутригородские насаждения, эту связь поддерживают.
Архитектурно-художественный облик города, как и качество его среды, во многом зависят от площади озеленения территорий, находящихся в его пределах. Они оказывают также значительное влияние на возможности организации полноценного отдыха городских жителей, на их психологическое состояние. Неоднократно отмечалось, что жители оценивают облик города более высоко, когда есть достаточная площадь озелененных территорий. Именно поэтому градостроительные нормы всегда предусматривали определенную площадь озеленения на одного жителя, а также еще дополнительное количество зелени. К этому необходимо добавить озеленение санитарно-защитных зон (размеры, которых устанавливаются в соответствии с классом вредности предприятия или транспортной магистрали), а так же ботанические сады, зоопарки, лесопарки.
Большое значение имеет рациональный характер использования природных компонентов, правильное распределение посетителей и зонирование, мастерство в формировании пейзажей и отдельных сооружений. Велика ценность естественного природного ландшафта: эта среда считается идеальной для полного восстановления физических и нравственных сил. Поэтому уже многие десятилетия существует стремление сохранить естественные лесные массивы, включая их в городские границы при развитии города и использовать в дальнейшем в качестве парков.
Формирование «зеленой территории» в центре города – это средство создания архитектурного пространства, продолжающего и развивающего ансамбль города. В этом случае природные элементы: рельеф, вода, насаждения – дополнение к открытой архитектурной композиции.
Озеленение при многоэтажной застройке, долгое время осуществлялось путем создания своеобразных садов и скверов парадной планировки, с подпорными стенками, лестницами, беседками, которые копировались с парковых, как и приемы посадок деревьев и кустарников – преобладали рядовые посадки и стриженные зеленые «стенки». Такие сады оказывались не всегда функционально полноценными; затенение от многоэтажных домов угнетало растительность, а «двойное» затенение от домов и деревьев создавало в ряде случаев неблагоприятный микроклимат в самом саду. Такой тип озеленения наблюдается в городе Симферополе, особенно в пределах новых жилых многоэтажных микрорайонов. В целом в формировании ландшафта современных жилых районов еще не выработались приемы, в полной мере соответствующие функциональным, экологическим и эстетическим задачам создания полноценной внешней жилой среды. Удачные решения могут быть получены путем более полного учета природно-климатического комплекса в его микроклиматических характеристиках. При создании озеленительных систем решают три основные группы задач, тесно связанные с экологией:
– градостроительные, связанные с членением отдельных зон и структур населенного места, объединением частей в одно целое, повышением выразительности архитектурных ансамблей;
– оздоровительные, связанные с оптимизацией микроклимата, повышением санирующего эффекта. Так, умелым размещением растительности, сочетанием открытых и закрытых участков в парке, сквере, можно снизить скорость ветрового потока, регулировать температуру воздуха и относительную влажность;
– рекреационные, решающие проблемы отдыха городского населения. Важное значение в решении этих задач играет озеленение. В системе озеленения городов и поселков входят разнообразные по своему функциональному значению объекты озеленения.
Обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности является основной целью градостроительной политики, осуществляемой в пределах жилых территорий органами государственной власти Российской Федерации, отдельных субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Наряду с градостроительными, архитектурными, техническими аспектами важное значение для формирования высоких архитектурно-художественных, функционально-планировочных, социально-бытовых, санитарно-гигиенических и экологических качеств городских территорий в целом, и территорий жилой застройки в частности, имеет благоустройство территорий. Жилье не может считаться комфортным, если окружение здания не благоустроено [, c. 127].
Деятельность в сфере благоустройства и озеленения на федеральном уровне регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации от 10 января 2005 года №190-ФЗ, который нормирует отношения в области создания системы расселения, градостроительного планирования, застройки, благоустройства и охраны окружающей природной среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения [].
Кодексом разграничены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, в том числе благоустройстве территории населенных мест.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся:
– подготовка и утверждение документов территориального планирования Российской Федерации;
– утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства федерального значения в случаях, предусмотренных Кодексом;
– установление порядка осуществления государственного строительного надзора и организация научно-методического обеспечения такого надзора;
– осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Кодексом и др.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся:
– подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов Российской Федерации;
– утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения в случаях, предусмотренных Кодексом;
– утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования и др.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:
– подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;
– утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
– утверждение правил землепользования и застройки поселений;
– утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом;
– выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений и др.
Органы государственной власти Республики Татарстан, согласно Градостроительному кодексу Республики Татарстан, утверждают:
– схему территориального планирования Республики Татарстан;
– план (программу) реализации схемы территориального планирования Республики Татарстан;
– проекты планировки территории населенных мест;
– проектную документацию для объектов капитального строительства регионального значения Республики Татарстан;
– региональные нормативы градостроительного проектирования в Республики Татарстан.
Органы местного самоуправления муниципальных районов Республики Татарстан утверждают схемы территориального планирования муниципальных районов Республики Татарстан; местные нормативы градостроительного проектирования на соответствующих межселенных территориях; правила землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий.
Таким образом, вопросы комплексного благоустройства решаются на всех стадиях градостроительного и архитектурно-строительного проектирования и реализуются в полном соответствии с разработанными проектами. Основные идеи комплексного благоустройства определяются проектами детальной планировки жилых территорий, а конкретные решения, объемы, стоимости – в проектах застройки отдельных жилых комплексов. Общим принципом формирования жилых территорий является обеспечение максимальных удобств населению в удовлетворении его социально-культурных и бытовых потребностей при рациональном использовании ресурсов и городских земель. Этот принцип реализуется путем формирования жилых комплексов разного территориального уровня.
1.3 Деятельность органов местного самоуправления в сфере благоустройства территории муниципального образования
Понятие «благоустройство городской территории» включает в себя работу по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию городской улично-дорожной сети, мостов, тоннелей, путепроводов, содержанию и развитию сетей освещения, содержанию рекреационных зон, работу по озеленению городских территорий, содержанию общественных туалетов, содержанию и развитию объектов ливневой канализации, организации площадок для выгула собак, комплексному развитию внутридворовых территорий.
Все эти виды работ осуществляются для приведения территории в состояние пригодное для создания условий, способствующих нормальной жизнедеятельности населения города. Иными словами, улучшение благоустройства городских территорий – это такая организация территории, которая будет способствовать экологической безопасности здоровья человека, повышению качественного уровня жизни горожан.
Города и поселки представляют собой рациональную комплексную организацию производственных зон, жилых районов, сети общественных и культурных учреждений, бытовых предприятий, транспорта, инженерного оборудования и энергетики, обеспечивающих наилучшие условия труда, быта и отдыха людей.
Населенные пункты создают материальную, социальную, культурную и эстетическую среду, в которой живут, работают, проводят досуг граждане, воспитываются новые поколения и реализуются иные формы жизнедеятельности населения. Другими словами – среду обитания (жизнедеятельности) населения.
Уровень благоустройства населенных пунктов – один из показателей качества среды обитания, а целенаправленная деятельность по формированию благоприятной среды обитания населения составляет суть государственной градостроительной политики.
Современное качество среды обитания во многих населенных пунктах нельзя назвать удовлетворительным. Структура организационного построения сети населенных пунктов существенно нарушена, особенно на низовом территориальном уровне, где перестали существовать многие колхозы и совхозы, а их центральные усадьбы утратили свое значение многофункциональных центров и пришли в упадок. Материальное положение подавляющей части населения в существующих экономических условиях не позволяет справиться с такой задачей.
Объектами деятельности муниципального образования в сфере благоустройства являются []:
– территория муниципального образования в пределах его городской черты;
– территориальные зоны (подзоны);
– территории планировочных районов;
– градостроительные комплексы;
– земельные участки с возводимыми на них: зданиями или сооружениями;
– объекты инженерной и транспортной инфраструктуры;
– временные сооружения, в том числе элементами благоустройства;
– объекты реконструкции и капитального ремонта.
Территория муниципального образования – в Российской Федерации – земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения [].
Территориальная зона – это территория, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент разрешенного использования и строительного изменения объектов недвижимости. Разрешенное использование устанавливается в соответствии с законодательством и с учетом сервитута.
Территориальные зоны имеют следующую классификацию:
– городская зона – условная территориальная единица города. Городские зоны:
1) отражают историческое развитие и внутреннюю организацию города;
2) различаются по интенсивности использования занимаемой площади, составу населения и другим социально-экономическим характеристикам;
– пригородная зона – это территория, прилегающая к городу и находящаяся с ним в тесной функциональной, культурно-бытовой и другой взаимосвязи. Пригородные зоны особенно развиты вокруг крупных городов и являются частью городских агломераций. В пригородных зонах крупных городов размещаются пригороды, города-спутники, зоны отдыха, сельскохозяйственные угодья;
– зона загородного отдыха – территория:
1) охватывающая акватории, леса, горы и луга;
2) расположенная в пригородной зоне;
3) используемая для кратковременного или длительного отдыха городского населения;
– рекреационная зона – специально выделяемая территория в пригородной местности или в городе, предназначенная для организации мест отдыха населения и включающие в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты. В рекреационные зоны могут включаться особо охраняемые природные территории и природные объекты;
– водоохранная зона – территория:
1) примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов;
2) выделяемая для охраны вод от загрязнения.
В водоохранной зоне запрещена или ограничена хозяйственная деятельность в интересах:
1) предотвращения загрязнения, заиления и истощения водных объектов;
2) сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира;
– зеленая зона – территория вокруг населенного пункта, где сохраняются древесная растительность, кустарники, травяной покров и животный мир в целях создания условий для очистки среды от загрязнений, обогащения воздуха кислородом и поддержания условий для отдыха жителей. Зеленая зона в Российской Федерации составляет 50 км. вокруг населенного пункта;
– санитарно-защитная зона – ГОСТ Р 22.0.04–95 – территория вокруг фермы, животноводческого комплекса, предприятий и учреждений биологического профиля, свободная от жилых построек, на которой запрещены проезд транспорта, пастьба и водопой животных.
Придомовая территория – примыкающий к дому земельный участок, включающий:
– тротуары, дворовые и внутриквартальные проезды;
– зеленые насаждения;
– хозяйственные, детские и спортивные площадки, площадки;
– оборудованные для сбора твердых бытовых отходов и т.п.
Благоустройство придомовой территории предполагает проведения комплекса базовых работ и услуг по поддержанию в исправном состоянии площадок, оград, мест отдыха, зеленых насаждений и других элементов благоустройства [].
При благоустройстве территории муниципального образования предполагает учет баланса территории объекта озеленения, т.е. учет соотношения площадей на озелененной территории, занятых под насаждениями, дорогами, площадками, сооружениями или отведенных под различные функциональные зоны.
Деятельность органов местного самоуправления предполагает проведение специальных мероприятий, решение определенных задач. Основными задачами благоустройства являются:
– привлечение инвестиций в инфраструктуру и коммунальное хозяйство, в жилищное строительство;
– упорядочение земельных отношений и правил оборота недвижимости;
– предвидение и предупреждение негативных общественных последствий социального и имущественного расслоения города;
– планомерный контроль экологической ситуации в городе.
Система благоустройства и озеленения муниципального образования – это система принятия решений, направленных на социально-экономическое, экологическое, инженерное и архитектурно-планировочное решение территории муниципального образования.
В соответствии с Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года в ст. ст. 14–16, к вопросам местного значения поселения относятся []:
– организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
– создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;
– утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство и т.д.;
– организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
– организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
– организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов и т.д.
Основные виды деятельности органов местного самоуправления в области благоустройства: прогнозирование, программирование, проектирование.
Прогнозная деятельности в сфере благоустройства – это результат комплексной оценки экологической и градостроительной ситуации, анализа социальных, экономических, инженерно-технических, строительных, санитарно-гигиенических условий и выявления тенденций развития территории города с использованием метода научно-обоснованного предвидения. Общей целью прогнозирования является создание необходимой информационной базы для принятия долгосрочных градостроительных решений и разработка этих решений в виде вариантов, моделей, стратегий. Прогнозирование является средством получения необходимого общего представления о возможных или желаемых путях и параметрах развития. Органы местного самоуправления обеспечивают разработку долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных градостроительных прогнозов.
Классификация объектов прогнозирования в благоустройстве:
– город как сложная динамическая система;
– отдельные подсистемы города, идентифицированные по отраслевому, функциональному или структурному признаку;
– отдельные территориальные образования города.
Задачи прогнозирования:
– принятие административных решений в области городского развития;
– выработка градостроительной, жилищной и инвестиционной политики;
– разработка предложений по системам городского управления;
– разработка предложений для составления целевых муниципальных программ в области городского планирования и благоустройства;
– разработка предложений для разработки градостроительной проектной документации.
План стратегического развития города разрабатывается с учетом документов градостроительного и экономического прогнозирования территориального развития города.
Основным документом прогнозирования является долгосрочная стратегия градостроительного развития города, которая разрабатывается органами местного самоуправления на срок 25–30 лет. Внесение обоснованных изменений в стратегию допускается по решению Городской Думы, Советом муниципального образования.
В настоящее время очень распространена практика принятия муниципальных целевых программ по благоустройству территории.
Целевая программа – это комплекс мероприятий, направленных на достижение четко очерченной градостроительной цели, имеющей социальное, культурное, экономическое и техническое измерение, с определением состава и содержания мероприятий, объема необходимых финансовых и иных ресурсов, источников их поступления и механизмов реализации программных мероприятий.
Муниципальные целевые программы по благоустройству разрабатываются в соответствии с утвержденным планом первоочередных мероприятий реализации генерального плана развития города, либо на основе документации градостроительных и экономических прогнозов и принимаются представительным органом местного самоуправления. Финансирование программ по благоустройству производится из средств местного бюджета по соответствующему разделу доходной части в пределах, утвержденных на очередной финансовый год. Муниципальные целевые программы по благоустройству разрабатываются на срок от 1 до 5 лет [].
Обязательными являются следующие виды муниципальных программ: программа по улучшению жилищных условий граждан города с учетом сноса ветхого и фенольного жилья, а также строительства нового жилого фонда; программа по озеленению городских территорий; программа по размещению рекламы и визуальной информации; программа ночного освещения города; экологическая программа; программа по предотвращению чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, основными направлениями благоустройства и озеленения городской территории являются:
– деятельность по территориальному планированию, направленная на создание условий для устойчивого социально-экономического развития города;
– создание системы управления земельными ресурсами и недвижимостью, улучшение инвестиционного климата;
– развитие жилищного строительства всех форм собственности;
– организация систем инженерной и транспортной инфраструктур, озеленение городской территории, а также обеспечение условий экономии ресурсов;
– создание условий для обеспечения населения сферой социальных услуг (в т.ч. обеспечение малоимущих жильем), объектами спортивного, культурного и бытового обслуживания, образования и здравоохранения;
– охрана окружающей среды, сохранение культурного наследия, предупреждение чрезвычайных ситуаций.
Благоустройство территории – создание на какой-либо территории удобств (сооружений, инфраструктуры) для жизни, работы и отдыха людей (водопровод, канализация, озеленение, дороги, скамейки на остановках и в парках, детские площадки, бульвары и т.д.) [].
В целях осуществления более эффективной деятельности необходимо предусмотреть осуществление ряда мероприятий, направленных на устранение недостатков современной организации территории города. Основными из мероприятий являются:
– определение четкого функционального зонирования городской территории;
– выявление направления развития городского центра;
– создание четкой структуры магистралей и зеленых насаждений;
– обеспечение жилых районов необходимыми видами инженерного оборудования и благоустройства;
– создание и обустройство зон отдыха горожан.
Также следует отметить, что роль благоустройства и озеленения в оздоровлении атмосферы, их санитарно-гигиенические функции придают содержанию и охране зеленых насаждений немаловажное значение, наряду с решением других экологических проблем. Вопросы формирования полноценной среды обитания человека в настоящее время приобрели особую актуальность и остроту. В условиях жизнедеятельности большого города характерными факторами, сопутствующими развитию цивилизации, становятся загазованность и запыленность воздуха, в летнее время отмечается перегрев асфальтовых и плиточных покрытий, стен зданий, с увеличением потока автотранспорта з<