Эвристические методы формирования идеи-замысла.
В ходе проектной деятельности, направленной вначале исходным логическим замыслом (целевой установкой) с помощью интуитивного, эвристического подхода к проектированию архитектурных объектов, при известной доле логического компонента, формируются интуитивные модель ситуации. Творческое мышление, с появлением вдохновения и воображения, выходит за пределы формальной логики, предшествующих теоретических знаний и опыта, направлено на создание нового представления об объекте проектирования. Творческий подход к формированию идеи-замысла архитектурного объекта может быть подразделен на ряд практических методов.
Метод ассоциаций.
В проектном моделировании в качестве исходной позиции принимается, выработанная на основе анализа информации, целевая установка и гипотетическое представление об объекте проектирования. В соответствии с целевой установкой на основе личного и «внешнего» опыта, за счет интуиции, образно-пространственного воображения формируются эмоционально-художественные абстрактные представления об объекте.
Ассоциативные впечатления возникают в сознании и подсознании человека в связи с чувственно-предметными образами, присущими человеческой деятельности. Они не всегда зависят от реальных событийных процессов жизнедеятельности, а часто являются отражением субъективных виртуальных фантазий. Ассоциации по смежности, сходству и контрасту по теме проектирования, почерпнутые из «внутреннего мира» проектировщика и возникающими как духовный, мировоззренческий чувственно-психологический комплекс, часто характеризуются неопределенными эмоционально-чувственными ощущениями без конкретизации образных представлений или воображаемыми образно-предметными представлениями, не имеющими прямого отношения к теме. Ассоциативные образы формируются в процессе эвристического мышления в осознании цели и задач проектирования в соотнесении, сопоставлении с ними. Материализации ассоциаций сопутствует мыслительный процесс, адаптирующий эмоционально-чувственные представления в архитектурную деятельность посредством словесных или графических интуитивных моделей.
Метод «вживания в роль».
Эвристическое мышление в процессе проектирования облекается в форму зрительно-образных представлений. При использовании данного метода проектировщик берет на себя роль будущего потребителя (критика), прогнозируя функциональное и зрительное ощущения, реакцию на проектируемый объект. Проектируя здание или открытую территорию, архитектор всегда должен уметь представить объект в законченном виде, который он может воспринимать в процессе посещения. Проектировщик должен «увидеть» представление об объекте и оттенки переживания, связанные с пространственными элементами градостроительной и природной среды. Мысленное перемещение к объекту и перемещение по объекту на основе предполагаемой функциональной программы позволяет обеспечить переход от функции, готовой к трансформациям и изменениям в ходе осмысления, к пространственной концепции, отражающей целевую установку. Он должен «видеть» объект изнутри, представлять последовательность восприятия интерьера, его функционально-пространственной организации и эстетической направленности, отмечая в своем воображении, кажущиеся наиболее значимые, кульминационные моменты, переходя от абстрактных мысленных изображений к конкретизации отдельных элементов. Вместе с этим, проектировщик должен обладать способностью к «свертыванию» цепи рассуждений и разрозненных образов с заменой их одним обобщающим представлением об объекте, с выявлением главного и второстепенного.
Метод инверсии.
В условиях недостаточности накопленных результатов варьирования поиска идеи-замысла, либо «зашоривании» идеи-замысла, связанное с «давлением» традиционного мышления при проектировании архитектурного объекта, проектировщику необходимо стремиться освободиться от стереотипов. Традиционность и вместе с этим фантазии, отражающие субъективные чувственно-эмоциональные всплески и ощущения, образуют некий запутанный клубок, который «мешает» выработке ясного представления о проектируемом объекте, формированию рациональной идеи. В таком случае предпочтительным становится иррациональный путь, который может оказаться гораздо продуктивнее. Для этого применим метод инверсии (противоположностей). Инверсия - инструмент изменения порядка связей, показателей объекта на противоположный, изменение принципов построения, перевод недостатков в преимущество, «выворачивание» и т.д. [Эвр ]
Метод базируется на остранении - попытке сделать странным, в противоположность традиционному подходу представление об объекте, взглянуть со стороны, встать на непривычную точку зрения или сменить творческую установку.
Нарушение устоявшихся представлений и стереотипов как композиционный прием, где рождающийся образ, противоречий канону своей «иррациональностью», формирует новые ассоциации, новое образное представление [Теор. Комп.].
В этом случае развитие нешаблонного мышления проявляется в стремлении соединения, сочетания разнородных, несовместимых противоречивых суждений, высказываний, взглядов, которые согласно логике и повседневному опыту, одновременно истинными быть не могут, решения проблемы оригинальным путем вне рамок формального. В поиске идеи-замысла следует отойти от ожидаемого, привычного, использовать ассоциативные переходы и логические и информационные разрывы, актуализировать информацию, не имеющую прямого отношения к проблеме
Каждое возмущающее установленный порядок явление, в том числе отклонение от устоявшейся нормы – проблема, которая является основой для творчества, основой выдвижения альтернатив и новаторства. Творческая деятельность позволяет в контексте живого переживания с внутренними сомнениями и противоречиями осуществлять мучительный поиск истины в решении проблемы, где свободное творчество, связанное с воображением, позволяют выходить за рамки обыденного [Осн. Арх. Эвр.].