Маркировка дефектных и остродефектных рельсов.
Остродефектные и дефектные рельсы, выявленные при дефектоскопном или другом контроле, маркируются следующим образом:
на шейке с внутренней стороны колеи на расстоянии около 1 м от левого стыка (зазора) светлой масляной краской наносят: для остродефектных рельсов - два, а для дефектных рельсов - один косой крест;
на шейке рядом с дефектом с той стороны, с которой виден дефект (или всегда с внутренней стороны колеи, если дефект обнаружен дефектоскопными средствами), повторяются два косых креста для остродефектных рельсов и один косой - для дефектных рельсов с указанием кода дефекта. Если дефект распространен по всей длине рельса (например, износ), то в середине рельса указывают номер кода этого дефекта с черточками - соответственно перед и после кода (-41.2-).
Если дефект расположен на левом конце в пределах стыка, то код дефекта ставят рядом с первой маркировкой и вторую маркировку не делают.
При расположении дефекта на правом конце рельса в пределах стыка дополнительно к первой маркировке повторяют ее на правом конце с указанием кода дефекта.
Примечание. Образцы маркировки дефектных рельсов приведены на рисунке (не приводится), где рассмотренные схемы маркировки обозначены следующим образом: а) дефект вне стыка; б) дефект по всей длине рельса; в) дефект на левом коне рельса; г) дефект на правом конце рельса; д) остродефектный рельс при расположении дефекта вне стыка.
При замене остродефектного рельса с обнаруженным в нем дефектом маркировку делают сразу же после изъятия его из пути.
Основными методами неразрушающего контроля, позволяющего выявлять внутренние дефекты и их структурные неоднородности, являются магнитный (в т. ч. индукционный) и ультразвуковой. Дефекты определяются с помощью специальных искателей -дефектоскопов, которые могут быть съемными, устанавливаемыми на т. н. дефектоскопных тележках, перемещающихся по рельсовой колее вдоль пути (служат для проверки одновременно обеих рельсовых нитей); переносимыми (для проверки отдельных рельсов); стационарными, устанавливаемыми на рельсопрокатных заводах и в рельсосварочных поездах, а также в виде вагонов-дефектоскопов и самоходных дефектоскопных автомотрис (в России с 1993 г.).
Магнитный метод основан на образовании в зоне дефекта резко выраженной неоднородности поля, наведенного в металле извне (рис. 3.79). В силу различной магнитной проницаемости неповрежденных и дефектных участков в зоне дефекта (трещины, инородных включений и т.п.) имеет место интенсивное искажение магнитных силовых линий.
Токовихревой (индукционный) метод основан на улавливании изменений вихревых токов в области дефекта, являющегося препятствием для этих токов (рис. 3.80).
В ультразвуковом методе используется снижение акустической проницаемости металла в зоне трещин, раковин, инородных включений и расслоений. В зависимости от способа обнаружения дефекта в ультразвуковой дефектоскопии различают эхо-метод, зеркально-теневой, теневой и дельта-метод. На практике в основном применяются первые три метода, выявляющие соответственно 93%, 5% и ок. 2% всех дефектов. Эхо-метод основан на излучении в контролируемое изделие коротких зондирующих ультразвуковых импульсов и регистрации эхо-сигнала, отраженного от дефекта (рис. 3.81). В зеркально-теневом методе (рис. 3.82) дефект обнаруживается по существенному местному уменьшению интенсивности (амплитуды) и полному исчезновению отраженной от противоположной поверхности изделия ультразвуковой волны. При теневом методе дефекты определяют по местному уменьшению амплитуды ультразвуковой волны, прошедшей сквозь металл. Дельта-метод ультразвукового контроля (пока не применялся для дефектоскопии рельсов) основан на явлении дифракции ультразвука на неоднородностях, наиболее интенсивно возникающей на краях дефектов.
Магнитный и индукционный методы позволяют выявить поперечные трещины в головке рельса под поверхностью катания на глубине 2-6 мм и менее и площадью 25-35% от сечения головки; ультразвуковые методы- различно ориентированные дефекты практически по всему сечению рельса на ранней стадии их развития.
Наиболее распространенными дефектоскопами являются: двухниточные для сплошного контроля рельсов; магнитный МРД-66; ультразвуковые – Рельс-5, Поиск-2, Поиск-10Э; однониточные – Рельс-4, УРДО-3; для контроля сварных соединений – Рельс-6, УД2-12. Реже используются дефектоскопы ранних лет выпуска: УЗД-НИИМ-6М; УРД-63, ДУК-ббП(М), УД11-ПЧ. Кроме того, введены в эксплуатацию: многоканальный двухниточный дефектоскоп нового поколения АВИКОН-01; дефектоскопы-индикаторы для контроля отдельных сечений рельсов -УДС-41Ц, ИУП1-Р-53, УДС-69; однониточные дефектоскопы ПОИСК-11, РДМ-1; дефектоскоп для контроля отдельных сечений и сварных стыков рельсов РДМ-3. Разработаны к внедрению: микропроцессорный дефектоскоп для контроля сварных соединений АВИКОН-02, двухниточный – РДМ-2; автомотрисы АМД-01 и АМД-03 с аппаратурой типа ПОИСК-20 и с регистратором САРОС; ультразвуковые вагоны-дефектоскопы с аппаратурой ПОИСК-6 и ПОИСК-6Э; совмещенные вагоны-дефектоскопы на базе ультразвуковых и магнитных методов контроля с дефектоскопическим комплексом АВИКОН-03.
Дефектоскопия рельсов представляет собой трехуровневую систему, предусматривающую последовательное проведение следующих операций: первичный сплошной контроль двухниточными съемными дефектоскопами и приборами дефектоскопных автомотрис; вторичный сплошной контроль вагонами-дефектоскопами; локальный контроль переносными дефектоскопами сварных стыков, стрелочных переводов, выборочный контроль измерительными средствами автомотрис и вагонов-дефектоскопов. Дефектоскопия рельсов на рельсо-сварочных поездах включает проведение входного контроля, а также пооперационного и приемочного контролей после обработки рельсов и сварных стыков. Средства первичного контроля используются в пределах дистанции пути, вторичного контроля – в пределах железной дороги.
Техническая документация.
Данные оперативного учета околотки, участки, мастерские и другие подразделения ежедневно передают в контору дистанции пути, где их обобщают и далее передают в службу пути. К оперативному учету относятся: положение с предупреждениями; наличие в пути дефектных рельсов, работа по снегоборьбе (в зимний период), работа в весенний период, сведения об отгрузке старогодных рельсов и металлолома (передаваемые один раз в 10 дней).
Статистический учет отражает техническое состояние хозяйства. В дистанциях пути на основании. Натурных проверок и учетных данных околотков ежегодно составляется Технический паспорт дистанции пути. На околотках ведется соответствующая документация по установленным формам.
В рельсовой книге формы ПУ-2 учитывают рельсы по звеньям с указанием их длины, износа, смятия концов и их наплавки, провисания концов и других характеристик. При смене рельсов делаются соответствующие записи, характеризующие вновь уложенные рельсы.
В книге формы ПУ-2а учитывают дефектные рельсы. При смене дефектного рельса делается отметка о его замене, а при обнаружении во время осмотра нового дефектного рельса такой рельс вносится в эту книгу.
В ведомость формы ПУ-4 заносятся данные о выходе рельсов по изломам, порокам и повреждениям. Эта ведомость имеет большое значение для анализа причин выхода рельсов и разработки технических мер по повышению качества рельсов и продлению срока их службы. В ведомости формы ПО-4 отражается число рельсов, снятых по тому или другому дефекту. Таким образом, все вышеуказанные формы учета позволяют иметь полную картину о состоянии рельсового хозяйства на околотке.
Характеристики стрелочных переводов с указанием станции и номера стрелочного перевода, его типа, конструкции крестовины, состояния переводных брусьев, рода балласта, вида централизации стрелки указываются в книге учета стрелочных переводов, лежащих в пути (форма ПУ-6).
Требования техники безопасности.
Дефектоскописту запрещается:
• оставлять без присмотра дефектоскоп, подключенный к сети;
• работать в болезненном состоянии, а также в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
• использовать переносные светильники без предохранительных сеток, с поврежденными вилкой и изоляцией проводов;
• находиться под поднятым и перемещаемым грузом;
• работать без СИЗ;
• переходить или перебегать пути перед движущимся составом, локомотивом, мотовозами, дрезинами и другими транспортными средствами;
• подлезать под подвижной состав и перелезать через автосцепку при переходе через путь;
• подниматься на подвижной состав, находящийся под контактным проводом;
• садиться на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения;
• находиться в междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям;
• переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ноги между рамным рельсом и остряком или в желоба на стрелочном переводе, наступать и садиться на рельсы и концы железобетонных шпал;
• находиться на территории и в депо железнодорожной станции в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава;
• работать под подъемными механизмами и подвешенным грузом.
Дефектоскопист обязан соблюдать следующие требования пожарной безопасности:
• не курить и не пользоваться открытым огнем при проверке дефектоскопа и во время работы на нем;
• не производить работы, связанные с применением открытого огня, факелов;
• обо всех неисправностях дефектоскопов и электрооборудования немедленно сообщать бригадиру (мастеру);
• курить только в отведенных и приспособленных для этого местах;
• знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.
Перед началом работ:
Дефектоскописту запрещается приступать к работе без СИЗ и установленных защитных ограждений рабочего места.
Дефектоскопист должен проверить диэлектрические перчатки, галоши, резиновые диэлектрические ковры на отсутствие механических повреждений, диэлектрические перчатки и галоши дополнительно проверить на наличие у них штампа проверки.
Дефектоскопист обязан проверить наличие и исправность инструментов (лупы, лампы переносной напряжением 36 В, шабера, рулетки и линейки металлической, металлической щетки или скребка, шлифовальной шкурки, зеркала, расходных материалов, обтирочных материалов, мелков или краски), измерительных приборов, контрольных образцов.
Неисправные измерительные приборы нужно заменить исправными.
. Дефектоскопист должен предварительно осмотреть рабочее место, убедиться в отсутствии посторонних предметов.
Внешний осмотр дефектоскопа должен проводиться при отключенном напряжении сети. Следует проверить исправность дефектоскопа, визуально проверить целостность и надежность подсоединения заземляющего устройства к корпусу дефектоскопа, исправность соединительных проводов, штепсельной вилки и катушек. Следует проверить подсоединение заземляющего устройства, исправность подвижных узлов (раздвижных полюсов, шарниров, механизмов поворота и закрепления деталей).
Перед включением дефектоскопа следует убедиться в том, что органы управления находятся в исходном положении. Включив дефектоскоп, следует проверить показания всех приборов на соответствие данным, указанным в технической документации на дефектоскоп. Запрещается применять для контроля дефектоскоп при показаниях, не соответствующих технической документации.
Запрещается использовать дефектоскоп с разбитым или поврежденным корпусом, поврежденной изоляцией катушек и отдельных токопроводящих элементов, а также соединительных проводов и сетевых выключателей. Дефектоскопист должен быть внимательным при работе с переносным дефектоскопом, у которого изоляция токоведущих цепей повреждается чаще, чем у стационарных установок. Обо всех обнаруженных при осмотре или в процессе работы неисправностях дефектоскопа дефектоскопист должен незамедлительно сообщить мастеру, предварительно прекратив работу с неисправным дефектоскопом.
Во время работы:
При работе с дефектоскопом следует пользоваться руководством по его эксплуатации.
Дефектоскописту в процессе работы с дефектоскопом запрещается касаться токоведущих частей и электропневматического привода, а также движущихся и вращающихся частей.
Во время работы не следует подвергать дефектоскоп резким толчкам и ударам.
При переносе дефектоскопа на новое рабочее место не допускается свисание и волочение проводов по полу.
До начала дефектоскопирования детали должны быть закреплены. При дефектоскопировании поворачивающейся колесной пары следует соблюдать особую осторожность.
Перед проведением дефектоскопирования все детали подлежат обязательной мойке и очистке от загрязнений, краски и ржавчины до основного металла. Зачищать детали от загрязнений дефектоскоп ист должен в защитных очках.
При работе с дефектоскопом должны применяться переносные электрические светильники с напряжением питания не выше 36 В.
При работе с дефектоскопом надо следить за тем, чтобы не возникло натяжение сетевого и соединительного провода, а также не было наездов на них колесной парой или транспортным средством.
Если при прикосновении к корпусу прибора ощущается действие электротока, работу следует немедленно прекратить, дефектоскоп отключить от сети и сообщить мастеру участка.
При дефектоскопировании железнодорожной цистерны с подъемом на нее работа должна производиться в два лица: один дефектоскопист работает с датчиком на цистерне, другой - снимает показания с прибора на земле.
При подъеме на подвижной состав и спуске с него дефектоскопист должен пользоваться приставными лестницами из алюминиевых сплавов или деревянными.
По окончании работы дефектоскоп необходимо отключить от сети. Переносной дефектоскоп необходимо отключать от распределительного щита, чтобы провода не оставались под напряжением. Запрещается оставлять без надзора подключенный к сети дефектоскоп.
Техническое обслуживание и осмотр дефектоскопа должны производиться только при отключенном напряжении сети.
По окончанию работ:
По окончании работы дефектоскопист должен:
• отключить дефектоскоп или установку от сети, очистить соленоиды и другие устройства, соприкасающиеся с магнитной суспензией, от загрязнений и остатков суспензии и провести профилактические работы в соответствии с требованиями технической документации на дефектоскоп или установку;
• убрать инструмент, приборы в специально предназначенные для них места или кладовые;
• собрать отходы производства в виде использованной ветоши, отработанных дефектоскопических материалов в металлический ящик с крышкой;
• снять спецодежду и СИЗ, убрать их в шкаф гардеробной;
• вымыть руки, лицо и другие загрязненные части тела водой с мылом или принять душ.
Загрязненную и неисправную одежду при необходимости дефектоскопист должен сдать в стирку, химчистку или ремонт.
Для очистки кожи от производственных загрязнений по окончании рабочего дня необходимо применять защитно-отмывочные пасты и мази, сочетающие свойства защитных и моющих средств.
Для поддержания кожи в хорошем состоянии после работы следует использовать различные индифферентные мази и кремы (борный вазелин, ланолиновый крем и другие).
Не допускается применение керосина или других токсичных нефтепродуктов для очистки кожных покровов и средств индивидуальной защиты.
По окончании работы следует привести в порядок рабочее место, вычистить и убрать инструмент и приспособления.
Обо всех нарушениях технологического процесса, неисправностях и дефектах, замеченных во время работы, и о принятых мерах по их устранению, дефектоскопист должен сообщить бригадиру или ответственному лицу.
По окончании работы рекомендуется по назначению врача принять физиопрофилактические процедуры.
После работы с магнитным дефектоскопом рекомендуются следующие процедуры: тепловые гидропроцедуры (ванночки) для рук; воздушный обогрев рук; воздушный обогрев с микромассажем.
После работы с ультразвуковым дефектоскопом рекомендуются кварцевые ванны и УВЧ-терапия.