Ревилитация (возрождение) старых, заброшенных парков
Результаты современных методов реставрации старинных парков
На территории России в настоящее время практически все старинные парки требуют проведения тех или иных работ по их поддержанию, реставрации или реконструкции. Проблема сохранения и восстановления памятников садово-паркового искусства стала особенно актуальной в XX столетии. В настоящее время культура создания усадебных парков, методы их содержания в значительной степени утрачены.
В русских усадебных парках, как правило, имеются участки как регулярного, так и пейзажного стилей. Регулярные парки должны были постоянно сохранять определенный, почти не изменяющийся внешний вид, что достигалось формированием крон деревьев и кустарников. Причем даже при хорошем уходе срок жизни постоянно подстригаемых древесных пород значительно сокращался. В тех парках, где формирование крон было прекращено более 100 лет тому назад, полностью изменился внешний облик насаждений. В многорядных аллеях после прекращения их стрижки обычно сохраняется лишь один неполный ряд посадок.
Реконструкцию аллейных посадок с восстановлением формирования крон деревьев можно проводить только при относительно хорошем их состоянии. В очень старых парках, где многие из деревьев больны, обрубка стволов, скорее всего, приведет к их гибели.
В московской усадьбе Кусково формирование крон в восстановленном регулярном парке ведется грубо, здесь неоднократно выпиливались крупные ветви, причем в последний раз от них остались обрубки длиной менее 0,5 метра. Липы после такой процедуры с трудом восстанавливают кроны.
После прекращения стрижки шпалер, деревья их интенсивно растут, и значительная часть их из -за густого стояния выпадает. Восстановить шпалеры из старых деревьев невозможно. Воссоздать их можно только посадкой молодых деревьев или кустарников с последующей, регулярной стрижкой.
В дореволюционных питомниках специально выращивали деревья для различных типов посадок. Формирование крон начиналось уже в питомниках, до посадки на постоянное место. Это обеспечивало большую декоративность и долговечность насаждений. Ремонт насаждений также проводился деревьями примерно такого же размера и облика как основные насаждения.
Для пейзажных парков также характерны аллеи, но они обычно не подвергались стрижке и ширина их, а также шаг посадки между деревьями был значительно больше, чем в регулярных парках. Только часть аллей пейзажных парков создавалась с учетом размеров, которые деревья могут достигать в зрелом возрасте.
При воссоздании и ремонте аллей необходимо учитывать не только схему старинной посадки, но и то, каких размеров могут достигать эти деревья в зрелом возрасте. В пейзажных парках, если аллея достаточно широка, возможны подсадки молодых крупномерных деревьев. Ремонт аллей, идущих через открытые пространства, редко бывает удачным.
Пейзажные парки представляли собой подобие самых красивых участков естественного ландшафта. Дорожки пейзажных парков были, как правило, извилистыми и вели от одной поляны к другой, огибая группы деревьев и кустарников. На каждом повороте перед посетителем парка открывалась новая картина. Старые пейзажные парки, достигшие к настоящему времени возраста 150-200 лет и более, во многом потеряли свою первоначальную планировку. Значительно обеднен видовой состав всех ярусов насаждений. Так как липа оказалась наиболее устойчивой и долговечной породой, то она лучше всего сохранилась в старинных парках. В большинстве регулярных и пейзажных парков основной породой, применяемой при реставрации, стала липа мелколистная. В то время как при создании усадебных парков кроме липы, как известно из документов, высаживалось много других пород.
В пейзажных парках группы, куртины, рощи, массивы и некоторые другие посадки большей частью формировались загущенными, потому что такой прием обеспечивал более быстрое достижение сомкнутости насаждений, соответственно и декоративности молодого парка. Во многих парках после смыкания крон не было проведено удаление лишних деревьев. Сейчас качественно восстановить такие группы сложно.
Для пейзажных парков характерны букетные посадки. Чаще всего букетные посадки создавались из липы, реже из березы и некоторых других пород. По мере роста деревьев, их стволы расходились в стороны под углом, а кроны отдельных деревьев сливались в один огромный букет. Букетные посадки очень уязвимы и страдают от ветровала. Реконструкции они не подлежат, а воссоздание их трудоемко.
Существовал оригинальный прием посадки деревьев, при котором в одну яму высаживалось несколько деревьев, стволы которых стягивались до определенной высоты, так что на первый взгляд они образовывали одно дерево. Таким образом, за сравнительно короткий период, получалось крупное и величественное дерево. Такие посадки также очень страдают от ветровала. Их очень трудно повторить в настоящее время.
Частично сохранился еще один оригинальный образец посадок пихты сибирской. Сначала выращивалось одно дерево. Затем горизонтально оттягивались его нижние ветви, которым на расстоянии 5-7 метров от центра, позволялось перейти к вертикальному росту. Получалась группа, в центре которой возвышалось материнское дерево, окруженное небольшими деревцами. Такие посадки не подлежат ремонту, а воссоздание их мало вероятно.
При создании усадебных парков, к сожалению, не всегда знали, каких параметров может достигнуть по мере роста та или иная порода деревьев и кустарников. В старых парках, в условиях недостаточного ухода резко изменяется облик самих деревьев. Густое стояние деревьев и появившийся ярус молодых
деревьев оказывают влияние на облик кроны и ее размеры. Вместо раскидистой, низко опускающейся по стволу, формируется небольших размеров крона, расположенная в самой верхней части ствола. Необходимо учитывать, что, как правило, старые деревья практически не способны восстановить нижнюю часть утерянной кроны после разреживания насаждения. Разреживание густых насаждений можно проводить только постепенно, чтобы не вызвать распад старых насаждений
При создании парков не всегда учитывалась различная скорость роста и разная долговечность пород, что также приводит к изменению структуры и внешнего облика насаждений.
В большинстве парков долгие годы не убирался появляющийся подрост. При реконструкции сейчас подрост обычно обрубается, а от его пеньков появляется поросль. В старых заброшенных парках, при реставрационных работах из благонадежного подроста можно формировать новые группы пейзажного парка, для замещения распадающихся групп старых деревьев. Это позволит сохранить декоративный облик парка и продлить его существование. При этом общая планировка и структура старинного парка практически не изменятся.
Кустарники были одним из обязательных элементов старинных парков. Их посадки являлись как самостоятельным элементом паркового ландшафта, так и входили в состав других насаждений. Восстановление кустарников в густой тени практически бесполезно. Большинство из них можно высаживать лишь в условиях пригодных для их нормального роста, обычно на опушках древесных групп и на открытых пространствах. После обрубки целиком старых кустов, как это практикуется в настоящее время, они нередко погибают или долгое время имеют мало декоративный вид и не цветут.
Сплошная вырубка подроста и подлеска при реставрации, делает парк полностью просматриваемым, что нарушает главный принцип пейзажного стиля - его естественность. В пейзажных парках группы и куртины деревьев были обычно замкнутыми, так как были окружены опушками из кустарников. В отреставрированном парке, как правило, полностью теряется дух романтизма, а также естественности ландшафтов.
Во многих реставрируемых парках обычно кроме единичных, больших полян, отсутствуют небольшие прогалины, так украшающие среднерусский пейзаж. В большинстве случаев видовые точки, которыми славятся старинные усадьбы, полностью не раскрываются.
Реставрация старинных парков обычно включает в себя так называемую вертикальную планировку всей территории, при которой снимается верхний слой почвы. В результате такого вмешательства происходит значительное ухудшение состояния старых деревьев и кустарников, а также уничтожается напочвенный покров вместе с сохранившимися интродуцентами.
Пейзажные парки создавались различными способами - путем реконструкции старых регулярных парков, преобразованием естественных лесных насаждений, путем посадки на открытых участках. Напочвенный покров в них формировался либо за счет естественной растительности, либо создавался заново.
Перед началом реставрационных работ необходимо проводить полное обследование не только древесной растительности, но и напочвенного покрова. На карту следует нанести места произрастания интродуцированных, редких и ценных растений, включая рано цветущие виды.
Парковые газоны хорошего и даже удовлетворительного состояния обычно рекомендуется ремонтировать, а не уничтожать, особенно при наличии в их составе старинных интродуцентов. К сожалению, в реставрируемых усадьбах на большинстве газонов высевается лишь райграс пастбищный, не образующий долговременного газонного покрова. В тени насаждений следует сохранять покров из лесных трав с включением интродуцентов. Парадные, луговые газоны, а также напочвенный покров в тенистых частях парка требуют различного режима ухода (Полякова, 2003).
При реставрации желательно как можно полнее использовать весь тот набор растений, что первоначально высаживался в парке с учетом их возможности произрастать в наших условиях и особенно тех растений, которые сохраняются в старинных парках до наших дней. В настоящее время в усадебных парках средней полосы России сохраняется более 30 видов только травянистых интродуцентов (Полякова, 1992; Полякова, Гутников, 2000).
Для полноценной работы со старинными усадебными парками необходимо знать не только их историю, первоначальную структуру и состав насаждений, но и биологические особенности, и экологические потребности всех видов, слагающих парковые сообщества. При работе в старых и, особенно мемориальных парках необходимо соблюдать основной принцип реставрации - не навреди. Парк, это живая система, которая требует особо бережного отношения. В усадьбах, где из подлинного имеется лишь старый парк, каждое растение, сохранившееся со времени его создания имеет особую мемориальную ценность, а их повреждение или уничтожение по любой причине, можно рассматривать как нанесение ущерба памятнику истории и культуры.