Ландшафтно-архитектурная организация загородных магистралей, автомобильных дорог

Задача архитектурно-ландшафтной организации загородных магистралей и парковых дорог заключается в создании информационно насыщенной среды, способствующей активному восприятию прилегающей территории, безопасности движения, быстрой и точной пространственно-временной ориентации и выбору рационального скоростного режима движения. Дорога должна прокладываться не только с наименьшими объемами работ и затратами, но и наименьшими нарушениями существующего ландшафта. При проектировании трасс дорог следует учитывать, что дороги должны находиться в гармонии с ландшафтом.

Зеленые насаждения выполняют различные функции, и при выборе их типа учитывается специфика дорог. Главное это обеспечение безопасности движения, поэтому при проектировании обязательно следует учитывать все особенности каждого типа насаждений в данных конкретных условиях.

Исходя из условий безопасности движения и для обеспечения видимости и зрительного ориентирования водителей посадки должны быть уплотнены с внешней стороны кривых и сильно разрежены (или вовсе не производятся) с внутренней стороны кривых. На участках леса устраивается срезка для обеспечения видимости. При размещении по полосам отвода дорог пирамидальных видов деревьев (тополя, кипарисы) возникает так называемый зебра-эффект - крайне утомительное мелькание теней на дороге в вечерние и утренние часы. То же наблюдается и на дорогах, проложенных через высокоствольный лес. В таких случаях между деревьями следует высаживать группы декоративных кустарников.

При проектировании для правильной оценки глубины пространства следует наметить опорные точки, позволяющие зрительно оценивать расстояние. Возникает необходимость членения пространства для восприятия его глубины и создания в поле зрения у дороги точек отсчета в виде групповых посадок деревьев и кустарников, дорожных знаков и указателей.

Необходимо учитывать рост и развитие деревьев и кустарников, произрастающих вблизи дороги. Корни деревьев и кустарников закрепляют грунты у края дороги и защищают их от размыва дождями. В то же время, разрастаясь, корневая система может разрушить краевые полосы дороги. Чтобы это предотвратить, необходимо выделить специальные зоны придорожной растительности. Выделяют зону травянистой растительности, кустарниковую зону и зону древесной растительности.

Дорога является активным композиционным элементом ландшафта. При проектировании благоустройства и озеленения необходимо учитывать, что основная цель - не только украшение дороги, но и усиление связи с окружающим ландшафтом. Это достигается компоновкой растительности для подчеркивания живописных мест, использованием динамичности зеленых насаждений по возрасту и временам года и разграничением ландшафтных бассейнов, архитектурной выразительностью и оригинальностью сооружений и участков, находящихся в зоне зрительного восприятия.

При необходимости трансформации рельефа и видоизменения растительного покрова, маскировки высоты откосов, насыпей и выемок растительными средствами целесообразно применять:

- на откосе - группы деревьев и кустарников, укрепляющих полотно откоса;

- вдоль дороги - высокорослые деревья;

- в целях уменьшения видимой высоты откоса на участках бермы и выше – группы деревьев и кустарников;

- на нескольких бермах высоких откосов - небольшие деревья и компактные группы кустарников.

Для создания эстетически выразительной среды автодорог целесообразно свободное размещение насаждений, взаимосвязанных с ландшафтом. При проектировании насаждения должны сочетаться с элементами благоустройства, малыми архитектурными формами, декоративной скульптурой, визуальной информацией. Типом насаждений являются группы деревьев и кустарников и небольшие куртины.

Группы создаются значительных размеров с учетом восприятия их при высокой скорости движения. Крупные объемы формируются из деревьев первой величины с плотной кроной и высоких кустарников. Наилучшие условия восприятия групп определяются расстоянием до них, равным не менее двух высот.

Группы деревьев и кустарников применяются при подъезде к зонам отдыха и курортным районам как эмоциональная подготовка к общению с природой. При подборе ассортимента для групп вдоль автодорог большое значение помимо декоративных качеств имеет их ветроустойчивость и приспосабливаемость к другим факторам внешней среды.

Аллеи деревьев привлекательны вдоль узких дорог, когда высота растений превышает ширину полотна. При широком полотне современных автомагистралей аллеи становятся невыразительными. Ряды из деревьев целесообразно организовывать лишь в некоторых специфических случаях: на откосах высоких насыпей в долинах рек и на затапливаемых участках; в районах искусственного орошения, мелиорации или развития полезащитных насаждений.

Ряды приемлемы на пригородных участках у въездов в населенные пункты, где по мере приближения к застроенным территориям они могут переходить в бульвары. На подъездах к расположенным у дороги памятным местам деревья следует удалять от дороги, как правило, на 4,5 м. В насыпях и выемках растения размещают на откосах не ниже 1,5 м от отметки бровки.

Наши рекомендации