Современные научно-теоретические

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУКРНЫЙ ИНСТИТУТ

(ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ)

«УТВЕРЖДАЮ» Ректор института, академик Д.О. Швидковский   «____»___________________2014 г.
Номер внутривузовской регистрации  

Рабочая программа

учебной дисциплины (модуля)

Современные научно-теоретические

Проблемы архитектуры

(М2.В.ОД.4)

Направление подготовки 270100 – Архитектура  
Профиль подготовки Проектирование и исследования

Квалификация (степень) выпускника – 68 – Магистр АРхитектуры

Форма и нормативный срок обучения – очная (вечерняя) – 2 года

г. Москва – 2014

Современные научно-теоретические проблемы

архитектуры(М2.В.ОД.4)

Раздел 1:

Творческий процесс мастеров Русского Авангарда;

Раздел 2:

Творческий процесс архитекторов Новейшего времени

Автор составитель

канд. архитектуры, проф. Адамов О.И.

Ответственный редактор

зав. кафедрой «Архитектура общественных зданий»,

канд. архитектуры, проф. Ауров В.В.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена и обсуждена

на заседании кафедры «Архитектура общественных зданий»

Протокол № ___ от ______________2014 г.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена и одобрена

на заседании методического совета «Факультета специальной подготовки»

Протокол №___от ______________2014 г.

Структура рабочей программы дисциплины:

Титульный лист учебно-методического комплекса

Лист утверждения

1. Аннотация

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

3. Структура и содержание дисциплины

4. Образовательные технологии

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. План реализации учебной дисциплины. (Приложение 1)

Аннотация

Дисциплина «Современные научно-теоретические проблемы архитектуры» (М2.В.ОД.4) входит в число обязательных дисциплин (М2.В.ОД) вариативной части «Профессионального цикла» (М.2) подготовки магистра архитектуры[1], и состоит из двух разделов:

- Раздел 1 «Творческий процесс мастеров русского авангарда»;

- Раздел 2 «Творческий процесс архитекторов Новейшего времени».

Количество семестров изучения дисциплины - 2.

Общая трудоемкость дисциплины (часы/кредиты) – 288 часов / 8 кредитов.

Цельосвоения дисциплины (модуля) Современные теоретические проблемы в области специальной подготовки – ознакомление магистров с опытом ведения творческих процессов мастерами Русского Авангарда и архитекторами Новейшего времени, разработка и теоретическое обоснованием новой системы взглядов на процесс архитектурного проектирования зданий и сооружений и на создание динамичных моделей архитектурной деятельности.

Задачи:

- ознакомиться с теоретическим подходом к изучению пространственных построений архитектора в связи с теми образами, которые возникают в ходе его творческого процесса, изучить ключевые понятия и составляющие творческого процесса архитектора;

- получить представление о влиянии социального, историко-культурного и художественного контекстов на осуществление проектной деятельности исследуемых мастеров Русского Авангарда и западных архитекторов Новейшего времени;

- ознакомиться с опытом постадийной реконструкции творческого процесса мастеров Русского Авангарда и архитекторов Новейшего времени и анализом образов, идей, ассоциаций, сопровождающих работу над пространственными построениями, представить логику развёртывания формообразования;

- сформировать и развить навыки создания динамических моделей творческих действий архитектора при разработке архитектурных проектов;

- сделать теоретические обобщения о характере образности, виде пространственных построений и специфике творческого процесса, а также о типах связей, объединяющей эти составляющие в ходе становления архитектурного объекта.

Место дисциплины в структуре ООП магистра.

Дисциплина «Современные научно-теоретические проблемы архитектуры» (М2.В.ОД.4) входит в число обязательных дисциплин (М2.В.ОД) вариативной части «Профессионального цикла» (М.2) подготовки магистра архитектуры, и состоит из двух разделов: «Творческий процесс мастеров русского авангарда» и «Творческий процесс архитекторов Новейшего времени».

Дисциплина базируется на различных предшествующих по времени изучения циклах учебных дисциплин, обобщает знания и полученные в ходе изучения компетенции по проблемам истории и теории архитектуры и связывает их с практическим проектированием. Предшествующими дисциплинами по программе бакалавриата являются: «Современная советская архитектура» (Б3;ВК;00.13); «Современная зарубежная архитектура» (Б3;ВК;00.14), относящиеся к вариативной части (дисциплина вуза) «Профессионального цикла» (Б.3). Дисциплина тесно связана с «Архитектурным проектированием I уровня» (Б3+ВК;00.01) – дисциплиной, относящейся к вариативной части (дисциплина ВУЗа) «Профессионального цикла» (Б.3+). По программе подготовки магистра дисциплина связана и ведётся параллельно с дисциплиной «Актуальные проблемы истории и теории архитектуры» (М2.Б.2), относящейся к базовой части «Профессионального цикла» (М2.Б).

Общенаучные подходы и методы, изучаемые в рамках этих дисциплин, дополняются и получают более конкретное рассмотрение в связи с изучением творческих процессов архитекторов русского авангарда и Новейшего времени. Творчество архитекторов, в связи с данной дисциплиной, получает аналитическую точку зрения.

Разрабатываемые аналитические модели и закономерности, могут стать объектами компьютерного моделирования, опирающегося на знания и навыки, полученные магистрантом в ходе освоения дисциплины «Медиатехнологии», которая входит в блок дисциплин по выбору (М1.В.ДВ.1) «Общенаучного цикла» (М.1).

Отдельные теоретические подходы и положения дисциплины «Современные научно-теоретические проблемы архитектуры» могут быть использованы в «Научно-исследовательской работе» (М3.Н) магистранта, где развиты полученные компетенции в применительно к конкретным задачам и местным условиям архитектурного проектирования.

Дисциплина предшествует «Проектно-исследовательской практике» цикла «Учебная практика» (М3.У), в ходе прохождения которой в проектных и исследовательских организациях могут быть опробованы навыки и дополнены компетенции, полученные при изучении данной дисциплины.

1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины архитектуры должен обладать:

- способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

- практическими умениями и навыками в организации исследовательских и проектных работ (ОК-4);

- готовностью уважительно и бережно относиться к культурным и историческим традициям общества, природе, мировому и отечественному художественному и архитектурно-градостроительному наследию (ОК-7);

- пониманием роли архитектора в развитии общества, культуры, науки (ОК-8);

- способностью использовать информационно-компьютерные технологии как инструмент в проектных и научных исследованиях (ОК-10);

- способностью демонстрировать креативность, углубленные теоретические и практические знания отечественной и мировой культуры, способностью применять их в практической, научной и педагогической деятельности (ОК-12);

- способностью разрабатывать проектные решения, основанные на исследованиях, инновационного (концептуального), междисциплинарного и специализированного характера с применением современных методов, привлечением знаний различных дисциплин (ПК-1);

- способностью осмысливать и формировать архитектурно-градостроительные решения путем интеграции фундаментальных и прикладных знаний в сфере архитектурной деятельности (ПК-2);

- способностью проводить комплексные прикладные и фундаментальные исследования и обосновывать концептуально новые проектные идеи, решения и стратегии проектных действий (ПК-4);

- способностью синтезировать в предлагаемых научных концепциях обобщенный международный опыт, соотнесенный с реальной ситуацией проектирования (ПК-5);

- способностью интерпретировать результаты прикладных научных исследований в виде обобщенных проектных моделей (ПК-6);

- способностью планировать и решать научно-исследовательские задачи архитектурно-градостроительной деятельности в соответствии со специализацией, способностью профессионально представлять и обосновывать результаты научно-исследовательских разработок, разрабатывать пути их внедрения в процесс проектирования и строительства (ПК-7);

- способностью на современном уровне оформлять результаты проектных работ и научных исследований с подготовкой реферативных обзоров, публикаций и представлением результатов профессиональному и академическому сообществам (ПК-9);

- способностью обобщать, анализировать и критически оценивать архитектурные объекты, архитектурно-градостроительные решения (ПК-14).

2. Формируемые в результате освоения дисциплины знания, умения и навыки

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- инновационные методы проведения научных исследований при выполнении особо сложных разработок с противоречивой, неполной и требующей дополнительного исследования информацией;

- методы проведения предпроектных исследований и проектных разработок, основанные на исследованиях;

- источники и методы оценки достоверности информации, используемой для проведения предпроектных исследований и проектной деятельности.

Уметь:

- разрабатывать проектные, включая специализированные, междисциплинарные, концептуальные и экспериментальные решения, основанные на научных исследованиях, путем интеграции знаний из новых областей науки и практики;

- находить аргументированные обоснования принимаемых архитектурно-градостроительных решений, отвечающие современным социокультурным, художественно-эстетическим, экономическим, экологическим, инженерно-техническим, функциональным, психологическим требованиям;

- проводить комплексный предпроектный анализ и обосновывать концептуально новые проектные идеи, решения и стратегии проектных действий.

Владеть:

- навыками разработки проектных решений на основе проведения комплексных исследований, носящих инновационный характер и приумножающих архитектурные знания;

- научными методами систематизации знаний о проектируемом объекте, разработки его поисковых моделей, теоретических и проектных концепций;

- методами инновационного и междисциплинарного архитектурного проектирования.

Образовательные технологии

Формы Описание
Реферат, выступление на коллоквиуме Реферат: Понимание образности и пространственных построений в современной и новейшей архитектуре
Реферат, выступление на коллоквиуме Реферат: Области творческой деятельности архитекторов Русского Авангарда Документальный и научно-учебный фильм: Зодчие Города Солнца. – СПб.: Леннаучфильм, 2010.
Реферат, выступление на коллоквиуме Реферат: Концепт машины в философии, искусстве и архитектуре Нового и Новейшего времени
Построение компьютерной анимационной модели, презентация на коллоквиуме Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения А.А. Веснина
Построение компьютерной анимационной модели, презентация на коллоквиуме Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения К.С.Мельникова. Документальный и научно-учебный фильм: Константин Степанович Мельников. – Amsterdam: Qui vive film productions, 1999.
Построение компьютерной анимационной модели, презентация на коллоквиуме Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения И.А. Голосова
Построение компьютерной анимационной модели, презентация на коллоквиуме Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения В.Е. Татлина
Построение компьютерной анимационной модели, презентация на коллоквиуме Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения П.В. Митурича
Построение компьютерной анимационной модели, презентация на коллоквиуме Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения И.И. Леонидова. Учебно-научный компьютерный фильм: Анализ динамического формообразования: лестничный спуск санатория Наркомтяжпрома в Кисловодске. – М.: МАРХИ, 2007.
Реферат, выступление на коллоквиуме Реферат: Творческие процессы архитекторов Нового и Новейшего времени
Реферат, выступление на коллоквиуме Реферат: Сохранение наследия современной архитектуры в России и на Западе
Реферат, выступление на коллоквиуме Реферат: Влияния Русского Авангарда на творчество западных архитекторов Новейшего времени

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:

1. Делёз, Жиль. Складка, Лейбниц и барокко / общ. ред. В.А. Подороги. Пер. с франц. Б.М. Скуратова. – М.: Изд-во «Логос», 1997. – 264 с.

2. Делёз, Жиль. Кино / Пер. с франц. Б.М. Скуратова. – М.: «Ад Маргинем», 2004. – 623 с.

3. Делёз, Жиль. Кино // Делёз, Жиль. Переговоры. 1972-1990 / пер. с франц. В.Ю. Быстрова. – СПб.: «Наука», 2004. – С. 54-111.

4. Делёз, Жиль. Фрэнсис Бэкон. Логика ощущения. – СПб.: Machina, 2011. – 176 с.

5. Делёз, Жиль. Платон и симулякр // Цифровая библиотека по философии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000174/.

6. Нанси, Жан-Люк. Смех, присутствие / Пер. с франц. А. Скидана. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kassandrion.narod.ru/commentary/11/14nancy.htm

7. Беньямин, Вальтер. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. [Электронный ресурс]. – Режим Доступа: http://www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka_Benjamin.htm

8. Маураньи У., Варела Ф. Древо познания: биологические корни человеческого понимания. Пер. с англ. Ю.А. Данилова. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 223 с.

9. Бергсон, Анри. Материя и память [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://philosophy.ru/library/berg/bergson_materia.html

10. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / пер. с англ., вст. статья и комментарий В.В. Сапогова. – М.: Астрель, 2006. – 1176 с.

11. Лакофф, Джордж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении. Кн. I.: Разум вне машины / пер с англ. И.Б. Шатуновского. – М.: Гнозис, 2011. – 512 с.

12. Хиллман, Джеймс. Архетипическая психология / пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2006. – 351 с.

12. Адамов О.И. Образы пространственных построений в творческом процессе архитектора. Мастера Русского Авангарда: А.А. Веснин, И.А. Голосов, И.И. Леонидов, К.С. Мельников, В.Е. Татлин: диссертация на соискание учёной степени канд. архитектуры. – М.: МАРХИ, 2000. – В 2 т. – 340 с.

7. Адамов О.И. Творческий процесс и прототипы пространственных построений Александра Веснина // Архитектон: Серия «Известия вузов». – 1995. – №II. – С. 25-41. [Электронный ресурс] // Архитектон: известия вузов. – 2012. - № 39. Приложение. – (Режим доступа): http://archvuz.ru/2012_33/6

3. Адамов О.И. Творческий процесс К.С. Мельникова // Архитектура Мира: материалы V междун. конф. по истории архитектуры: Запад-Восток: Искусство композиции в истории архитектуры, в Москве, 1995. – М.: Architectura, 1996. – Вып. 5. – С. 277-284.

4. Адамов О.И. Проявляющее проектирование и выход на всеобщий генезис форм у И.И. Леонидова // Школа органического искусства в Русском Модернизме / The School of Organic Art and Elena Guro: материалы междун. конф. по русскому авангарду, Хельсинки, 1996. – Helsinki: Studia Slavica Finlandesia, 1999. – Т. XVI/2. – С. 65-83.

5. Иван Леонидов: Начало XX –начало XXI вв. К 100-летию мастера / под общ. ред. Н.Л. Павлова; сост. О.И. Адамова, Ю.П. Волчка. – М.: АО «Московские учебники и картолитография», 2002. – 216 с.

6. Адамов О.И. Творческий процесс и проектная философия И.И. Леонидова // Иван Леонидов: Начало XX –начало XXI вв. К 100-летию мастера / под общ. ред. Н.Л. Павлова; сост. О.И. Адамова, Ю.П. Волчка. – М.: АО «Московские учебники и картолитография», 2002. — С. 183-208.

7. Adamov O.I. Day-dreaming and the Transformation of Geometrical Forms – Notes on the Creative Process of K. Melnikov // Architecture of Konstantin Melnikov: 1920-1930s. / supervisor R. Mullagildin – Tokyo: Gallery-MA, TOTO Shuppan, 2002. – P. 100-103 (на англ. и япон. языках)

8. Adamov O.I. Man, Machine and Dynamics in VKHUTEMAS // XXX Symposium of the International Committee for the History of Technology: UCOH-TEC in St. Petersburg – Moscow, 2003. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, 2003. – С.35-36 (на англ. языке).

9. Адамов О.И. Опыт сопоставления некоторых понятий Андрея Белого и Владимира Татлина // Архитектурная наука и образование: труды МАРХИ. – М.: Архитектура-С, 2003. – Т.3. – С. 164-173.

10. Адамов О.И. В.Е. Татлин: энергии разъятия и сборки // Архитектурная наука и образование: тез. науч. конф. МАРХИ. – М.: Архитектура-С, 2004. – С. 84.

11. Адамов О.И. Окна конструктивизма: вопросы реставрации // Архитектурная наука и образование: тез. науч. конф. МАРХИ. – М.: Архитектура-С, 2005. – С.131-132.

12. Адамов О.И. (Adamov O.I.) Образцы и «гибриды» конструктивизма в Астрахани (Samples and “Hybrids” of the Constructivism in Astrakhan) (на рус. и англ. языках) // HERITAGE AT RISK: Сохранение архитектуры ХХ века и Всемирное Наследие (Preservation of 20-th Century Architecture and World Heritage): материалы науч. конф., Москва, 2006. – М.: ООО «Вива-Стар», 2006. – С. 118-119.

13. Мельников В.К., Адамов О.И. (Melnikov V.K., Adamov O.I.) Состояние дома Мельникова (The Present Condition of the Melnikov House) (на рус. и англ. языках) // ХХ век. Сохранение культурного наследия (20-th Century Preservation of Cultural Heritage). – М.: ООО «Вива-Стар», 2006. – С. 142-155.

14. Adamov O.I. L’immagine – la geometria – la forma architettonica: il processo creativo di I.I. Leonidov (на итал. языке) // Una cittá possibile. Architetture di Ivan Leonidov 1926-1934. / a cura di O. Máčel, M. Meriggi, D. Schmidt, Ju. Volčok. – Verona: Triennale, Electa, 2007. – P.78-87.

15. Адамов О.И. Ирония и смех в архитектуре авангарда // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: науч.-практ. конф. проф. препод. состава и молодых учёных, 28-30 апр. 2008. – М.: «Архитектура–С», 2008. – С. 179-181.

16. Adamov O.I. Leonidows ungeschriebene Theorie (на нем. языке) // Iwan I. Leonidow: Ein Architekt des Russischen Konstruktivismus. 1926-1934: Architektur im Ringturm XX: Katalog der Ausstellung / A. Stiller [Hg.], Mitherausgeber O. Máčel, M. Meriggi, D. W. Schmidt, Ju. P. Volchok. – Wien: Müry Salzmann Verlag, 2010. – S. 60-65.

17. Хан-Магомедов С.О.Илья Голосов (Мастера архитектуры). – М.: Стройиздат, 1988. – 232 с.

18. Шадрин А.А. Композиционная концепция И.А. Голосова (Теория, практика, педагогика): диссертация на соискание учёной степени канд. архитектуры. – М.: МАРХИ, 1988. – 162 с.

19. Адамов О.И. «Язык железобетонного Парфенона»: И.А. Голосов, Н.Н. Миловидов и параллели в итальянской архитектуре // Monumentalita & Modernita: Архитектура и искусство Италии, Германии и России «тоталитарного» периода: Материалы междунар. науч. конференции в Смольном институте свободных искусств и наук СПбГУ, 30 июня – 2 июля 2010 г. – СПб.: Капитель [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kapitel-spb.ru/index.php/component/content/article/12-konferent/46-adamov. – 2010.

18. Адамов О.И. Город Солнца: из дневников И.И. Леонидова // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: тез. докл. науч.-практ. конф., 12-16 апр. 2010 г.: В 2 т. Т. 2– М.: «Архитектура–С», 2010.. – С. 31-32.

19. Адамов О.И. Иван Леонидов: фонтан-пентаграмма // Хан-Магомедов С.О. Иван Леонидов: Книжная серия «Кумиры авангарда». – М.: Фонд «Русский Авангард», 2010. – С. 350.

20. Адамов О.И. Образ – геометрия – архитектурная форма: творческий процесс И.И. Леонидова // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ: Материалы научно-практической конференции 12-16 апреля 2010 г.: Сб. статей: в 2-х т. Т. 2. – М.: Архитектура-С. 2010. С. 46-55.

21. Адамов О.И. Пётр Митурич и Заха Хадид: анимированное пятно и преобразование в пластическую форму // Пространство ВХУТЕМАС: Наследие. Традиции. Новации: материалы Всероссийской научной конференции, 17-19 ноября 2010 г. – М.: МАРХИ, МГХПА им. С.Г. Строганова, 2010. – С. 65-68.

22. Адамов О.И. Илья Голосов и Альдо Росси: поиски грамматики универсальных форм // Пространство ВХУТЕМАС: Наследие. Традиции. Новации: материалы Всероссийской научной конференции, 17-19 ноября 2010 г. – М.: МАРХИ, МГХПА им. С.Г. Строганова, 2010. – С. 124-125.

23. Адамов О.И. Мельников Константин Степанович // Энциклопедия Русского Авангарда в 3-х т. Т. II. Биографии. Л-Я. / сост. В.И. Ракитин и А.Д. Сарабьянов. – М.: Глобал Эксперт энд Сервис Тим, 2013. – С. 128-130.

24. Адамов О.И. К.С. Мельников: становление пространственной концепции // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ: Материалы междунар. науч.-практ. конференции 8-12 апр. 2013 г. – М.: МАРХИ, 2013. – С. 174-179.

24. Rochegova N.A., Barchugova E.V., Adamov O.I. Analysis of Dynamic Formation: Park Staircase in Narkontyazhprom Sanatorium in Kislovodsk (учебно-научн. фильм, на англ. языке) – M.: MARKHI, 2007. – 15 min.

24. Рочегова Н.А., Барчугова Е.В., Адамов О.И. Анализ динамического формообразования: Лестничный спуск санатория Наркомтяжпрома в Кисловодске (учебно-науч. фильм). – М.: МАРХИ, 2007. – 15 мин. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vimeo.com/29406783

25. Константин Мельников (учебно-научный фильм на рус. и англ. языках) / A film by Jet Christiaanse and Mario Leupers. – Amsterdam: Qui Vive Film Productions 1999. – 58 min.

26. Viktor Konstantinovich Melnikov talks to Oleg Adamov (учебно-научный фильм, на рус. и англ. языках) / A film by Jet Christiaanse and Mario Leupers. – Amsterdam: Qui Vive Film Productions 1999. – 1 h., 50 min. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pauldevroom.com/?portfolio=melnikov

27. Зодчие Города Солнца (Документальный фильм) – СПб.: Леннаучфильм, 2010.

28. Адамов, О.И. Творческий процесс и аутопойезис // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: Тез. докл. междунар. науч.-практ. конференции профессорско-преподавательского состава, молодых учёных и студентов, 7-11 апр. 2014 г. – М.: МАРХИ, 2014. – С. 643-644.

Дополнительная литература:

27. Мельников К.С. (1890-1974) // Мастера архитектуры об архитектуре / сост., вступ. статья, примеч. А.А. Стригалёв. Кн. 2. – М.: Искусство, 1975. – С. 154-185.

28. Константин Степанович Мельников. Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика / сост. и примеч. А.А. Стригалёв, И.В. Коккинаки; вступ. статья А.А. Стригалёв. – М.: Искусство, 1985.

29. Константин Степанович Мельников. Архитекторское слово в его архитектуре / сост. и дизайн макета О.И. Адамова. – М.: Архитектура-С, 2006. – 144 с.

30. Starr S. Frederick. Solo Architect in a Mass Society. – Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1978.

31. Константин Мельников. Рисунки и проекты. Каталог выставки / сост. И.В. Коккинаки, А.А. Стригалёв; сост. каталога Н.А. Борисовская, И.В. Коккинаки; статьи Ю.Я. Гренчук, А.А. Стригалёв. – М.: Советский художник, 1989.

32. Хан-Магомедов С.О. Константин Мельников. – М.: Стройиздат, 1990.

33. Konstantin S. Mel’nikov and Construction of Moscow / edited by M. Fosso, M. Meriggi; essays by G. Canella, M. Fosso, O. Mačel, M. Meriggi, D. Schmidt, Ju. Volčok. – Milan: Skira, 2000.

34. Iwan I. Leonidow: Ein Architekt des Russischen Konstruktivismus. 1926-1934: Architektur im Ringturm XX: Katalog der Ausstellung / A. Stiller [Hg.], Mitherausgeber O. Máčel, M. Meriggi, D. W. Schmidt, Ju. P. Volchok. – Wien: Müry Salzmann Verlag, 2010. – S. 60-65.

35. Хан-Магомедов, С.О. Иван Леонидов: Книжная серия «Кумиры авангарда». – М.: Фонд «Русский Авангард», 2010.

36. Пространство ВХУТЕМАС: Наследие. Традиции. Новации: материалы Всероссийской научной конференции, 17-19 ноября 2010 г. / отв. ред.: Г.В. Есаулов, Н.К. Соловьёв; Сост. и науч. ред.: О.И. Адамов, Ю.П. Волчок. – М.: МАРХИ, МГХПА им. С.Г. Строганова, 2010. – 341 с.

37. Энциклопедия Русского Авангарда в 3-х т. / сост. В.И. Ракитин и А.Д. Сарабьянов. – М.: Глобал Эксперт энд Сервис Тим, 2013-2014.

38. Адамов О.И. Функционирование функциональной архитектуры: Фабрика Ван Нелла в Роттердаме // Архитектура. Строительство. Дизайн. – М., 2001. №1 (23). – С. 37-39.

39. Мандола, Сэм, Адамов О.И. Конечные и бесконечные игры с архитектурной формой Сэма Мандола // Архитектон: Серия «Известия вузов». – Екатеринбург, 1994. – №I. – С.20-40. Хан-Магомедов, С.О. Александр Веснин и конструктивизм. – М.: Архитектура-С, 2007. – 412 с.

41. Хан-Магомедов С.О. Александр Веснин (Пионеры советской архитектуры) // Строительсвто и архитектура. - М.: Знание, 1983. - №4. - 64 с.

42. Усачева К. Театральные работы А.А.Веснина (по материалам фондов ГНИМА) // Вопросы советского изобразительного искусства и архитектуры. - М.: Искусство, 1975. - Вып.2.- С. 304 - 331.

43. Эйзенштейн С.М. Из заметок о собственном рисовании. (Дополнение к ст.

С.М.Эйзенштейна. Дисней / Публ. и комм. Н.И.Клемана) // Проблемы синтеза в художественной культуре. - М.: Наука, 1985. - С.264-284.

44. Эфрос А. Камерный театр и его художники. 1914-ХХ-1934. - М.: Издание Всеросс. театрального общества, 1934. - С.IX-XLVIII.

45. Явейн О.И. Александр Никольский // Архитекторы об архитекторах. Ленинград - Петербург. ХХ век. - СПб.: ОАО "Иван Фёдоров", 1999. -С.12-45.

46. Явейн О.И., Явейн Н.И. Игорь Явейн // Архитекторы об архитекторах. Ленинград - Петербург. ХХ век. - СПб.: ОАО "Иван Фёдоров", 1999. -С.160-175.

47. Гинзбург М.Я., Веснин В.А., Веснин А.А. Проблемы современной архитектуры // Архитектура СССР. - 1934. - №2. - С.63-69.

48. Гинзбург М.Я. Итоги и перспективы СА // Современная архитектура. - 1927. - №4. - С.112-119.

49. Гинзбург М.Я. Ритм в архитектуре. - М.: Среди коллекционеров, 1922. - Ч.1-2. - 119 с.

199. Гинзбург М.Я. Стиль и эпоха: проблемы современной архитектуры. - М.: Гос. изд-во, 1924. - 238 с.

50. Гинзбург М.Я. Целевая установка в современной архитектуре // Современная архитектура. - 1927. - №1. - С.4-10.

51. Веснин А.А. О социалистическом реализме в архитектуре // Советская архитектура. - 1957. - Вып.8. - С.69-80.

52. Веснин А.А. Современность и наследство // Архитектура СССР. - 1940. - №3. - С.37-38.

53. Веснин А.А., Веснин В.А. Творческий отчёт // Архитектура СССР. - 1935. - №4. - С.40-44.

54. Веснин В.А. О воспитании молодых архитекторов (Архитектурное наледство и академизм) // Мастера советской архитектуры об архитектуре (Избранные отрывки из писем и статей). - М.: Искусство, 1975. - Т.2. - С.55-56.

55.Eisenstein S.M.Montage and Architecture // Assemblage. A Critical Journal of Architecture & Design Culture. - 1989, Deceber. - P.111-133.

56.Веснин А.А. "Учёба у классики, наши задачи и наши ошибки" (чему надо учиться у архитектурного прошлого). - ЦГАЛИ. - Ф.2606, Аркин. - Оп.1. - Ед. хр.123. - 5 илл.

57.Веснин В.А. Письмо В.А.Веснина А.А.Веснину из Флоренции, от 12 октября 1935 г. (рукопись). - ГНИМА им. А.В.Щусева. - Ф.5. - Оп.1. - Док. 93. - 1с.

58.Веснин Л.А. Коллективное письмо Веснина А., Веснина В., Веснина Л., Гинзбурга М. и Ладовского Н. редактору журнала "L'architecture d'aujord'hui" (1933) VIII. - ЦГАЛИ. - Ф.674, Союз Архитекторов СССР. - Оп.1. - Ед. хр.8. - Л.36.

59.Cooke C. The Machine as a Model. The Russian Constructivist's Conception of the Design Process // Architectural Design. - 1989. - ¹7-8. - P. X-XV.

60.Cooke C. Professional Diversity and its Origins // Avant-Garde in the Twenties: Architectural Design. - L.: Academy Editions, 1991. - Profile ¹ 93. - P.8-21.

61. .Виктор Константинович Мельников рассказывает... (Путешествие по собственному дому архитектора Константина Степановича Мельникова). (Машинопись). - Архив автора. - 32 л.

62. Быков, В.Е. Константин Мельников и Георгий Гольц // Советская архитектура. – М.: Госстройиздат, 1969. – № 18. – С. 59-66.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Образовательные технологии предполагают выполнение в процессе освоения курса двух основных учебных заданий: Реферат и Построение компьютерной анимационной моделипространственных построений архитекторов.

Магистрант пишет Рефератпо одной из предложенных тем, соответствующих общим лекциям и выступает с сообщением на коллоквиуме.

Задачей реферата (и последующего выступления на коллоквиуме) является рассмотрение тем, предложенных на лекциях, в более широком социальном, историко-культурном и художественном контекстах, которые оказали влияние на осуществление проектной деятельности исследуемых мастеров Русского Авангарда и западных архитекторов Новейшего времени.

Такое рассмотрение тем с обращением к ряду примеров из проектной практики архитекторов должно способствовать закреплению и дальнейшему развитию основных положений и введённых ключевых понятий (образы, пространственные построения, творческий процесс, образно-семантическое поле и др.) применительно к иному, выбранному студентами, материалу.

Сквозным учебным заданием является Построение компьютерных анимационных моделейпространственных построений архитекторов, творческие процессы которых рассматриваются в лекционном курсе, и презентация разработанных моделей на коллоквиумах.

Данная работа осуществляется совместно с Лабораторией компьютерных технологий и опирается на знания и навыки, полученные магистрантом в ходе освоения дисциплины «Медиатехнологии», которая входит в блок дисциплин по выбору (М1.В.ДВ.1). Выполнение работы предполагает параллельное освоение магистрантом компьютерными программами: 3-D MAX, Revit и Sketch-Up и построение компьютерных моделей как учебное упражнение по овладению данными программами.

В результате выполнения данного учебного задания у магистранта должны сформироваться навыки создания динамических моделей творческих действий архитектора при разработке архитектурных объектов. Он может представить себе ход пространственных построений архитектора при проектировании общественных зданий и создании общественных городских пространств, постараться понять логику развёртывания формообразования.

Магистранты разбиваются на подгруппы, занимающиеся моделированием пространственных построений одного из рассматриваемых архитекторов, отдельных образно-семантических блоков и стадий его творческого процесса. Затем результаты, полученные в подгруппе, могут быть обобщены и представлены в виде компьютерных анимационных фильмов, посвящённых творчеству архитектора.

В ходе коллективного обсуждения с преподавателем на коллоквиуме результатов динамического моделирования пространственных построений архитекторов могут быть сделаны наблюдения по поводу развёртывания пространственных построений в архитектуре и о возможности использования полученных результатов в учебном процессе при обучении архитектурному проектированию.

Подходы и методы представления логики формообразования и построения компьютерных анимационных моделей могут получить дальнейшее развитие в «Научно-исследовательской работе» (М3.Н) магистранта, где могут быть закреплены полученные компетенции в привязке к конкретным задачам и местным условиям архитектурного проектирования. Тоже можно сказать о «Проектно-исследовательской практике» цикла «Учебная практика» (М3.У), при прохождении которой в проектных и исследовательских организациях могут быть опробованы навыки и дополнены компетенции, полученные при изучении данной дисциплины.

Возможные темы Рефератов:

Раздел 1: Творческий процесс мастеров Русского Авангарда(источники: 11-16):

· Понимание образности и пространственных построений в современной и новейшей архитектуре;

· Области творческой деятельности архитекторов Нового и Новейшего времени;

· Концепт машины в философии, искусстве и архитектуре Нового и Новейшего времени;

· Творческие процессы архитекторов Нового и Новейшего времени;

· Сохранение наследия современной архитектуры в России и на Западе;

· Влияния Русского Авангарда на творчество западных архитекторов Новейшего времени.

Возможные темы компьютерного анимационного моделирования(источники: 4, 9, 17-21, 29):

· Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения А.А. Веснина;

· Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения К.С.Мельникова;

· Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения И.А. Голосова;

· Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения В.Е. Татлина;

· Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения П.В. Митурича;

· Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения И.И. Леонидова.

Все перечисленные разделы и виды учебных заданий предполагают активное участие студентов, по ходу завершения происходи оценка их выполнения.

Сдача полной индивидуальной версии Реферата, с оценкой, и Компьютерной анимационной модели: Пространственные построения одного из вышеперечисленных мастеров Русского Авангарда, с оценкой, означает, наряду с промежуточной аттестацией, допуск студентов к зачёту по дисциплине.

Итоговый контроль по освоению дисциплины происходит в форме зачёта.

Контрольные вопросы по дисциплине:

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория, оснащённая доской, экраном, компьютером, мультимедийным проектором для проведения лекций, семинаров, коллоквиумов.

Компьютерный класс для проведения отдельных семинаров с презентациями компьютерных анимационных моделей пространственных построений исследуемых архитекторов.

Программное обеспечение:

для презентации лекций – Power Point;

для построения компьютерных анимационных моделей – 3-D MAX, Revit, Sketch-Up

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

План реализации учебной дисциплины

Наши рекомендации

Раздел/Тема Семестр Формы занятий. Количество аудиторных часов Форма контроля Методическое обеспечение (п.п.5-6 УМК)
л с л\р
Вводная лекция: Реконструкция творческого процесса архитектора как способ интерпретации архитектуры. Творческий процесс, пространственные построения и образы как объекты специального исследования Реферат: Понимание образности и пространственных построений в современной и новейшей архитектуре, выступление на коллоквиуме 12, Компьютерные программы: Power Point
Истоки Русского Авангарда Реферат: Области творческой деятельности архитекторов Русского Авангарда, выступление на коллоквиуме 12, 60 Компьютерные программы: Power Point; Документальный и научно-учебный фильм: Зодчие Города Солнца. – СПб.: Леннаучфильм, 2010.
Человек, машина и динамика во ВХУТЕМАС. Ирония и смех в архитектуре авангарда Реферат: Концепт машины в философии, искусстве и архитектуре Нового и Новейшего времени, выступление на коллоквиуме 59, 8, Компьютерные программы: Power Point
Творческий процесс А.А. Веснина: Конструктивизм и перерождение классического канона Построение компьютерной анимационной модели пространственных построений А.А. Веснина, презентация на коллоквиуме 12, 7, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46 , 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58 Компьютерные программы: Power Point
Творческий процесс К.С. Мельникова: «Сон-грёза» и преобразование геометрических форм   Построение компьютерной анимационной модели пространственных построений К.С.Мел