Занятие 5 формирование композиций парковых объектов

Цель работы: изучение особенности основных парковых объектов зеленых насаждений на разных стадиях строительства и эксплуатации.

Материалы и оборудование: ПРОРПАП

Строительство и эксплуатация садов и парков представляют собой единый процесс их создания. Многие известные парки создавались на базе существующих лесов. В процессе пре­образования лесных массивов в парках осуществлялась идея архитектурно-планировочной организации террито­рии и создавались ландшафтные ком­позиции. Подобный тип паркового строительства может найти широкое применение и в наше время.

При разработке проекта необходи­мо учитывать изменения, которые про­изойдут во внешнем виде насаждений в течение всего периода их развития, а также принимать во внимание се­зонные изменения насаждений по временам года.

Изменения, осуществляемые в пос­ледующем уже в процессе ухода за зелеными насаждениями, не должны ломать основных композиционных пла­нов, они должны быть направлены на совершенствование основных компо­зиций. Вот почему в проекте ланд­шафтной композиции зеленых насаж­дений надо устанавливать главней­шие мероприятия по стадиям разви­тия насаждений хотя бы для двух ос­новных периодов: в молодом возрасте (до 20-25 лет) и в последующее время, причем парковые насаждения и в молодом возрасте должны быть красивыми и композиционно цельными.

Зеленые насаждения на разных стадиях развития имеют неодинаковый декоративный и озеленительный эф­фект (рис. 5.1).

По данным Л. О. Машинского, проекция кроны молодого саженца – деревца лиственных пород – состав­ляет в среднем около 1-2 м2. Таким образом,- посадка 100-200 саженцев на 1 га площади под древесным пологом займет около 2-4 % всей площади. Эти же посадки с возрастом будут иметь совсем другой вид. Проекция кроны дерева в 50-60-лет­нем возрасте достигает 30-50 м2 в зависимости от породы. Отсюда вид­но, что с возрастом площадь проек­ции кроны увеличивается в 20-30 раз. Иными словами, при наличии на 1 га 100-200 взрослых деревьев общая площадь проекции их крон будет зани­мать уже 2-6 тыс. м2, т. е. 20-60 % всей площади. Поэтому для полу­чения озеленительного и декоратив­ного эффекта от молодых насажде­ний необходимо применять достаточ­но густую посадку древесных пород с учетом дальнейшего разреживания.

При установлении конкретных соот­ношений между различными эле­ментами садово-парковых площадей необходимо учитывать размеры объек­та и его назначение. В крупных парко­вых насаждениях резко возрастает удельный вес площадей, занятых под посадками, газонами, лугами, и соот­ветственно уменьшается удельный вес площадей, занятых дорожками и пло­щадками. В небольших садово-парко­вых объектах (садах и скверах) резко увеличивается удельный вес площади, занятой под дорожки и пло­щадки.

 
  Занятие 5 формирование композиций парковых объектов - student2.ru

Рисунок 5.1 – Изменение внешнего облика растительной группы

в различные возрастные периоды:

а – первый этап. Возраст деревьев 10 лет. Создание загущенных посадок (1500 деревьев на 1 га) в целях ускоренного развития древесных пород в группе; б – второй этап. Вид группы через 20 лет после посадки. В результате постепенного удаления угнетенных экземпляров (прореживание) для 50-60 % оставшихся декоративных растений созданы благоприятные условия произрастания; в – третий этап. Вид группы через 50 лет. Проявление индивидуальных свойств древесных пород. Количество растений в группе соответствует задуманному (1 – береза; 2 – ель; 3 – клен; 4 – ива); г – четвертый этап. Вид группы через 90 лет. Основные лиственные породы, составляющие группу, достигают предельной высоты. Рост ели продолжится; д – пятый этап. Вид группы через 120 лет. Периметральное оформление группы светолюбивыми растениями после удаления лиственных древесных пород, потерявших декоративный облик. Ель занимает доминирующее положение; е – шестой этап.Вид группы через 150 лет. Декоративные свойства сформировавшейся группе придают березы, приобретшие к этому времени плакучую форму кроны

С увеличением размера садово-паркового объекта заметно возрастает и удельный вес площади, занятой водо­емами. В скверах водоемы, как прави­ло, отсутствуют, в садах они состав­ляют 3,5 %, а в парках занимают от 5,2 до 31 %.

Умение найти в естественном ландшафте красивое и изящное, подчерк­нуть и использовать эти моменты и, наоборот, устранить или скрыть отри­цательные стороны ландшафта – суть паркостроения. Именно в этом про­является высокое ландшафтное ис­кусство.

При регулярной разбивке однород­ные объекты обычно располагают симметрично, в строгом порядке; при \ нерегулярной разбивке избегают симметричности в размещении отдельных элементов, но при этом в расположе­нии объектов однородного значения соблюдают композиционную уравно­вешенность.

В создании пейзажа силуэт или контур массы, красиво вырисовываю­щийся на горизонте, может иметь большое декоративное значение, особенно на пересеченной мест­ности с гористым или холмистым рель­ефом.

В равнинных же местах массив­ность легче всего создается при помо­щи более густых насаждений, исполь­зованием растений с темной листвой или хвойных.

Композиция – латинское слово и означает составление, расположение, соединение а также построение произ­ведения искусства. Композиция – это соподчиненность отдельных элементов друг другу и целому, придающая объекту единство художественной фор­мы. Композиция озеленяемого прост­ранства – это его организация, его структура, обусловленная идейным за­мыслом и назначением объекта, это определение и расположение его частей и элементов, их связь между собой, их наполнение растительными (рис. 5.2)и архитектурными объемами.

Композиционные элементы садово-парковых построений различны. Одни из них предметоощутимы. Это сама территория, ее окружение, раститель­ность, постройки, водоемы. Другие не предметны, но ясно видимы: цвета окрасок, свет и тени. Третьи – не видимы само по себе, но меняют облик других: явления линейной и воздушной перспективы.

И, наконец, композиционные фак­торы – правила, от соблюдения кото­рых также зависит впечатление, произ­водимое всем видимым; целесообраз­ность, главенство, масштабность, гар­мония, контраст и др. От умения пользоваться этими элементами и факторами зависит успех садово-пар­ковой композиции.

Пространство и время. Движение. Идея композиции

В восприятии человеком про­странственной организации городского ландшафта кроме зрения принимают участие также все другие органы чувств: слух, обоняние, осязание. В результате такого комплексного про­цесса познаются также художественные качества окружающей нас среды; это познание осуществляется не еди­новременно и не с одной какой-либо точки, а во времени и пространст­ве. Целостное впечатление об объекте озеленения создается у нас как сумма впечатлений от слагаемых его прост­ранственных элементов, полученных последовательно в течение определен­ного времени в процесс движения по территории этого объекта. Различ­ные виды движения – пешеходное, ав­томобильное и всех видов городского транспорта, их скорость, а также направление определяют тот или иной характер восприятия городского ланд­шафта.

В композиции зеленых насаждений необходимо учитывать не только осо­бенности зрительного восприятия про­странственных форм, но и особенности их комплексного восприятия всеми органами чувств в движении и во време­ни; эти особенности подчиняются опре­деленным закономерностям.

Наличие идеи композиции – не­пременное условие решения любой за­дачи, стоящей перед ландшафтным архитектором. Идея композиции опре­деляется комплексом факторов, важ­нейшими из которых являются: образ­ная характеристика, стилевые особен­ности, ритмический строй, функ­циональное назначение объекта и его социальная значимость, особенности природного окружения, спе­цифика участка и градостроительная ситуация, место и значение объекта в системе озеленения города, его взаи­мосвязь с прилегающими архитектурными ансамблями, особенности инженерного решения. Ясность идейного замысла и четкость ее компози­ционного выражения – основа успеш­ного решения любой творческой зада­чи ландшафтного архитектора.

 
  Занятие 5 формирование композиций парковых объектов - student2.ru

Рисунок 5.2 – Примеры построения симметричных композиций:

а – линейная; б – объемная; в – центрическая; г, д, е – статическая

Предназначение, целесообразность

Произведение любого искусства имеет определенную целеустремлен­ность, и главная его задача – нести прекрасное людям. Это относится и к произведениям ландшафтной архитек­туры.

Основная идея, общий компози­ционный замысел – это, во-первых, определение целевого назначения объекта, его внутреннего содержания, и, во-вторых, избрание путей и средств, которыми наиболее удобно и надежно можно достичь этого внутреннего содержания, т. е. опреде­ление формы, выражающей содержа­ние.

Вопрос о назначении объекта и его композиции, конечно, всегда ре­шается диалектически: содержание и форма рассматриваются в единстве, причем определяющая роль отдается содержанию, но форма не пассивно следует за содержанием, а активно воздействует на него.

Как утверждает В. Л. Миндовский, правило «от содержания к форме» – основное правило ландшафтного проек­тирования. По его принципу распре­деляется территория объекта, решает­ся его планировка и озеленение.

Главенство и подчинение

Произведение любого искусства должно иметь что-то главное, харак­терное, определяющее его содержа­ние, смысл. Все остальное должно усиливать это главное, дополняя, подчеркивая его достоинства. Если этого не будет, утверждает В. Л. Мин­довский, то произведение станет без­ликим, невыразительным. Его черты сольются, оно потеряет остроту, пе­рестанет поражать, восхищать.

Необходимость выделения глав­ного и характерного относится и к садово-парковой растительности. Нельзя, чтобы здания и сооружения спорили с зеленью. Зелень как эле­мент природы и созданные человеком постройки должны гармонично соче­таться. В сквере перед крупным общественным зданием зелень должна подчиняться этому архитектурному

сооружению, его стилю. Она должна гармонично дополнять или контраст­но подчеркивать архитектурные осо­бенности здания. Такое отношение зе­лени к архитектуре уместно в крупных парках при дворцах и других крупных сооружениях. Исключением является зелень у некрасивых зданий, когда первенство желательно отдать зелени для смягчения или частичной мас­кировки их неэстетичного облика. Небольшие же строительные объемы и малые архитектурные формы в са­дах и парках должны быть подчинены главному пространству, деревьям и кустарникам.

Выделение главного, характерного необходимо и в планировке, и в ком­позиции растительности. В зеленых насаждениях требуется не бессистем­ный показ различных видов и форм растительности, нужны продуманные, целенаправленные композиции с выде­лением главного.

Главное (ведущее) должно выде­ляться во всем: главный сектор парка, главная аллея, главный пейзаж, глав­ная точка обзора и т. д. В саду, в парке должна быть главная (веду­щая) порода деревьев. И в каждой группе тоже.

Фактор выделения главенства ка­сается и колорита. Доминирующая окраска в той или иной композиции должна явно преобладать, а другие краски усиливать главную.

Масштабность

Под масштабностью понимают соразмерность или взаимное соответст­вие величины объемно-планировочных элементов в пространстве, восприни­маемых человеком.

Масштабность (иначе пропорцио­нальность или соразмерность) – это правильное отношение составных час­тей к целому, второстепенному к гос­подствующему, деталей к главному.

Пропорциональное соответствие не­обходимо в любых насаждениях, как

между зеленью и архитектурными сооружениями, так и между элемента­ми самой системы озеленения. Все архитектурные и растительные объемы должны быть увязаны с величиной и идейной направленностью всего объе­кта, а также с окружающей средой и между собой.

Гармония, единство и разнообразие, контраст, внезапность

Гармония – это такое единство, где элементы формы и пространства находятся в стройной связи между собой, подчинены общей идее и нахо­дятся в строгих пропорциональных соотношениях в зависимости от их значения в данном произведении искусства. Гармония может быть основана на принципе тождества, т. е. повторения тех же элементов, форм, пространств (единство в единообра­зии), на принципе подобия, т. е. повто­рения подобных элементов, форм, пространств (единство в разнообразия) и на принципе контраста (единство в противопоставлении).

Для достижения единства во вновь создаваемых садах и парках надо подражать природе. Но подражать не слепо, а следуя определенному замыс­лу об облике создаваемого сада, парка.

Единству парковых пейзажей помо­гает единство растительности, состав­ляющей эти пейзажи. И следует стре­миться не столько к многообразию пород, сколько к показу разнообразия каждой породы. Надо помнить, что лучшие русские парки, в частности Павловский, состоят из ограничен­ного числа древесных и кустарни­ковых пород.

Хорошими приемами привлечения внимания и устранения монотонности являются контраст и внезапность.

Контраст, как определяет В. Л. Миндовский, – это сопоставление резко от­личных предметов или явлений. Деревья будут контрастировать между собой по форме кроны, по величине и форме листьев, по тональности листвы и т. д. Причем ценность контраста повышает­ся, если одна из пород количествен­но преобладает, а другая пред­ставлена только вкраплениями.

Кроме таких контрастов, действую­щих на наши чувства сразу, очень важны последовательные контрасты, например внезапные переходы от темных массивов на светлые поляны.

Большое декоративное значение при разбивке парковых насаждений имеет создание контрастов, при помощи которых возможно подчеркивание и более рельефное выделение отдельных парковых деталей, что придает пейзажу живость и разнообразие. Это положе­ние практически означает, что у оди­наковых по содержанию предметов контрастировать должны только их окраска и форма. Например, деревья с круглыми или плакучими кронами контрастируют с деревьями пирами­дальной или колонновидной формы, зеленая листва – с серебристой, листья – с хвоей, гладкое – с шеро­ховатым, темное – со светлым, вогну­тое – с выпуклым и т. п.

Между контрастирующими объектами должны быть обеспечены плав­ные переходы, чтобы линии и тона менялись постепенно; однако сам контраст должен проявляться ярко и резко.

Наряду с сочетанием в парках от­дельных, контрастирующих (по форме и характеру развития, окраске и т. п.) деревьев и кустарников, в ландшафт­ном искусстве широко применяется также и сочетание контрастных типов насаждений. Этот прием основан на том, что различные по общему виду насаждения создают разный декора­тивный эффект. Густой темно-зеленый хвойный лес выглядит более мону­ментально, сурово, иногда даже мрач­но, тогда как легкая серебристая или светло-зеленая листва, вычерчиваясь на темно-зеленом фоне, производит впе­чатление жизнерадостности. В соот­ветствии с этим светлохвойные и светлолиственные породы обычно разме­щают на переднем плане, а темно-хвойные и темнолиственные – на зад­нем.

Контрасты – не самоцель, а сред­ство более яркой передачи компози­ционного замысла.

Внезапность, т. е. неожиданное рас­крытие предмета, пространства, застав­ляет зрителя обратить внимание в опре­деленном направлении. Например, умышленно загороженная густой зе­ленью группа аллей на поляне, вне­запно открывающаяся сбоку от дорож­ки беседка за кулисой и т. д. Подчерк­нутый предмет должен быть эстети­чески интересен.

Цвет

Облик любого объекта во многом зависит от его расцветки, колорита. Глаз сначала воспринимает цвет, а уже затем форму. В облике озеле­ненных территорий доминирует зеле­ный цвет растительности в различных его оттенках. Другие цвета среди деревьев, кустарников и газонов встре­чаются редко и преимущественно осенью. Но при устройстве цветников, садово-парковых сооружений, покры­тий дорожек и площадок разные сочетания в расцветке имеют немалое значение.

Все цвета подразделяются на три группы: теплые или активные (крас­ный, оранжевый, желтый), холодные или пассивные (зеленый, синий, фиоле­товый) и нейтральные (белый, все оттенки серого, черный).

Активные цвета обычно действуют на человека возбуждающе. Пассивные успокаивают, но синий и фиолетовый несколько угнетают. Наиболее благо­творно действует зеленый цвет.

Цвета могут изменять оптическое представление о пространстве. Пред­меты и растения теплых и светлых окрасок при прямом солнечном освещении (как правило) кажутся нам ближе, чем на самом деле, а холодные (особенно синий) отдаляются и увели­чивают пространство. Красный цвет служит для переднего плана, а си­ний – для заднего плана. При встреч­ном солнечном освещении возможно обратное восприятие цвета.

С большого расстояния лучше вос­принимаются яркие цвета в контраст­ных сочетаниях, собранные в крупные цветовые пятна.

Основные цвета - желтый, крас­ный и синий (от их смешения получаются остальные цвета). Взятые в густых тонах, эти цвета плохо сочетаются между собой и требуют разграничения нейтральным цветом. Но в светлых тонах сочетания из них часто получаются приятными.

Лучшие контрастные сочетания дают соседство Теплого цвета с холод­ным: красного с зеленым, оранжевого с синим и желтого с фиолетовым.

На рис. 5.3 показано расположе­ние цвета в спектральном порядке. На приведенной схеме такие пары разделены между собой двумя други­ми цветами. Допустимо сочетание цветов, разделенных в спектре одним цветом: красного с желтым, оранже­вого с зеленым, желтого с синим, зеленого с фиолетовым, фиолетового с оранжевым. Невыигрышные соче­тания образуют цвета, стоящие в цветовом спектре рядом: красный с оранжевым, оранжевый с желтым и т. д.

Постепенные переходы гармонич­ны. Например, темно-синий, синий, го­лубой или желтый, светло-желтый, зелено-желтый, желто-зеленый, свет­ло-зеленый, зеленый – так называе­мая растяжка цвета.

Кроме сочетания цветов по прин­ципу контраста важное значение имеет сила цвета. Наибольшую силу имеют красный, оранжевый и желтый, наи­меньшую – синий и фиолетовый цвета.

Белый цвет гармонирует со всеми окрасками. Рядом с ним другие цве­та выглядят ярче, освещеннее.

Темные цвета, приближающиеся к черному, также гармонируют со все­ми остальными, но особо приятные сочетания дают с теплыми окрасками. Указанные правила применимы так­же к деревьям и кустарникам. И не только в пору богатейшей осенней окраски. Даже летний зеленый бывает зелено-серым, зелено-сереб­ристым, зелено-желтым, зелено-синим. И каждый из них богат оттенками.

Кроме того разнообразие окраски листьев дополняется разнообразием их формы. Издали облик дерева вос­принимается по форме цвету его кроны. Силуэт клена может ока­заться схожим с силуэтом некоторых ив, и цвет их листьев может быть почти одинаковым. Но если подойти ближе, кроны деревьев окажутся совершенно различными - у них раз­ная форма листвы.

Цветоводу, дендрологу и ландшафтному архитектору в процессе практической деятельности приходится изучать в основном не гармонию красок, а наиболее благоприятные сочетания растений. В этом отношении практический опыт более эффективен, чем теоретические познания в области сочетания отдельных цветов.

Угол зрения и восприятие

Условия зрительного восприя­тия объемных элементов, формирую­щих пространственную среду озеле­ненных территорий города, зависят от угла зрения, показывающего степень удаленности зрителя от объекта. По данным С. И. Северина, при угле зрения 45° (что соответствует отно­шению высоты объекта к расстоянию от него до зрителя, равному 1:1) человек может ясно воспринимать де­тали пространственной формы, а ее общий объем – лишь фрагментарно. При удаленности, определяемой углом 27° (отношение 1:2), возможно наи­более полное восприятие как общего объема, так и деталей пространственной формы; при уменьшении угла зрения до 18° (отношение высоты к расстоянию 1:3) ясность восприя­тия деталей постепенно теряется, дета­ли начинают обобщаться, однако более четким становится общий объем объек­та. При дальнейшем увеличении уда­ленности в восприятии будут господ­ствовать объемы отдельных деревьев, их групп, воспринимаемых на фоне массивов (рис. 5.3).

 
  Занятие 5 формирование композиций парковых объектов - student2.ru

Рисунок 5.3 – Цветовой круг (по Оствальду)

Наиболее полное зрительное вос­приятие пространственной организации пейзажа, его объемных форм и основ­ных деталей возможно при угле зре­ния 27°, что соответствует отношению ширины пейзажной картины к расстоя­нию от нее до зрителя, равному 1:2.

Это обстоятельство следует обя­зательно учитывать при формировании наиболее важных в композиционном отношении частей пейзажа, которые должны целостно восприниматься зри­телем с определенных видовых точек, требующих фиксированного внимания и более детального рассмотрения. Для большинства пейзажей озеленяе­мых территорий города угол зрения может приниматься более широким и достигать 53-54 °. Такие пейзажи не охватываются одним взглядом – зри­тельно воспринимается их общий ком­позиционный строй, на фоне которого более детально фиксируются основные фрагменты, охватываемые углом зрения 27°,

Таким образом, восприятие отдель­ных элементов территории изменяется в зависимости от угла зрения и соответственно от удаленности объекта следующим образом:

- 12-1 м – расстояние, определяющее границу зоны элементов «переднего плана», обеспечивающих сте­реоскопический пространственный эф­фект;

- 60-135 м – оптимальная глубина площадей полян;

- 700-750 м – дистанция, с которой хорошо воспринимаются перспектив­ные ракурсы, объемы, цвет зданий вы­сотой 80-100 м и более, крупные зеленые массивы и ярко выраженный рельеф;

- 4200-4500 м – предел видимости горизонта открытого ровного пространства при уровне глаз над по­верхностью земли 165 см.

При формировании ландшафта, проектировщики, как правило, имеют дело с расстояниями 150-200 м.

Свет и тень

Глаз человека, прежде всего, воспринимает свет, затем следует восприятие цвета и далее формы. Без необходимой освещенности мы не можем зрительно воспринимать предметный мир. Таким образом, свет и порождаемые им тени имеют первосте­пенное значение в композиции зеленых насаждений: они способствуют выявле­нию пространственной организации озеленяемых территорий, их объемно-глубинных композиций, объемной пла­стики, цветового решения и фактуры отдельных пространственных форм. Характер естественного освещения озеленяемых территорий зависит от широты географического месторас­положения объекта озеленения, от сме­ны сезонных годовых циклов, а также от времени суток. Обычно основное внимание уделяется распределению света и тени летом, когда зеленые устройства города наиболее декоратив­ны, а их использование введением весьма интенсивно (рис. 5.4-5.5).

Благоприятным для зрительного восприятия ландшафтных композиций является утреннее освещение. В это время падающие тени приобретают легкость и прозрачность, что придает пейзажам особую выразительность. В полдень картина резко меняется: тени, отбрасываемые деревьями и сооружениями, становятся короткими и плотными, очертания предметов резкими, освещенность открытых про­странств усиливается, мягкость пейза­жа теряется. К вечеру тени вновь становятся длинными, прозрачными и легкими; заходящее солнце зачастую придает пейзажу особую, золотисто-красноватую окраску.

Летом в тени деревьев люди нахо­дят защиту от солнечной радиации. При решении вопросов затененности территории кронами деревьев необхо­димо учитывать направление падающей от дерева тени и ее размеры, которые зависят от географического расположе­ния озеленяемого объекта и времени суток, а также ориентацию тротуара, аллеи или места отдыха по сторонам света.

Свет – один из важнейших эле­ментов ландшафтного искусства. В пасмурный, непогожий день пейзажи лесов, садов, парков становятся серы­ми, безликими. Это от того, что нет оживляющих контрастов света и тени. Все монотонно. И ничего не сде­лаешь – свет самый непокорный чело­веку элемент пейзажа.

Становится обидно, когда в ясный, солнечный день, пейзаж парка недо­статочно выразителен, монотонен из-за того, что в нем не достигнуто выгод­ного распределения света и тени.

Тень более подвластна проекти­ровщику, чем свет. И надо уметь создать свет, подчеркивая его тенью. В. Л. Миндовский утверждает, что в саду, парке должны быть участки с преобладанием света и преобладанием тени.

Светлые участки – это открытые пространства: водоемы, поляны, цвет­ники. Темные – это древесные масси­вы с сомкнутыми кронами. Но и сюда должны проникать пятна света: мелкие полянки и блики.

Занятие 5 формирование композиций парковых объектов - student2.ru

Рисунок 5.4 – Учет фактора затенения зелеными насаждениями дорог и аллей (в зависимости от их ориентации и времени дня)

Определив и распределив по терри­тории площади светлых и теневых участков, надо найти удачные чередова­ния, эффективные переходы из районов тени в районы света и наоборот. Частых чередований допускать не следует, чтобы не создавать однотон­ной пестроты.

Крупные тени не даютнужной игры и разнообразия светотени, а тени от узких, часто повторяющихся групп вносят беспокойство. Следовательно, и в тенях должны быть правильные пропорции, и правильные сочетания широких и узких теней.

Чтобы лучше использовать эффект от косых утренних лучей, главные группы пейзажа надо располагать от точки наблюдения на юго-запад, север и северо-восток. Для вечернего осве­щения лучшее их расположение на юго-восток, северо-запад, на север, а для более поздних часов – и на юг. Полуденный свет наименее выгоден для пейзажа. Он слишком ярок, ослепляющ. Тени коротки и резки. Цвета выделяются недостаточно четко. Для периода между полуднем началом вечера надо предусматривать тень от лу­чей солнца, – для чего следует выса­живать тенистые группы деревьев с южной и юго-западной сторон. Освещение в разное время дня дает не только разное направление теней, но и разную их длину. Тень в 18 ч почти в пять раз длиннее полуденной тени.

Все сказанное о правильном распре­делении света и тени применимо не только в крупных зеленых массивах, но и в малых садах и скверах. , На небольших территориях следует особенно беречь газоны от затенения. Как утверждает В. Л. Миндовский, пусть тень ложится больше на дорожки и площадки, а газоны (они здесь невелики) остаются освещенными лишь с редкими, но четкими пятнами падающих теней.

В целях исключения однообразия, безликости парка необходимо чередо­вание затененных и освещенных участ­ков, расположенных по трассе движения зрителя.

Перспектива в парках

Перспективой называется зри­тельное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя. Во все времена и на всех стадиях развития садово-паркового искусства создание перспективы было одним из важнейших вопросов парковых композиций.

Особенно широко были использова­ны перспективы при создании ланд­шафта во многих регулярных парках (регулярная часть парка г. Петро-дворца, Архангельского под Москвой и др.), в которых перспективы отли­чаются большой широтой и крупными масштабами.

Живописные пейзажи с исклю­чительно удачным использованием зеленых насаждений, водоемов и открытых пространств были основой парковых композиций наших отечест­венных садов XVII и XIX вв., особенно в таких парках, как Павлов­ский, пушкинские, гатчинские, Тростянецкий, Царицынский и многие другие. Именно на примерах русских парков стало ясно, что виды и перспективы наиболее эффективны и декоративны, если они создаются с использованием

Для повышения интереса к парку очень важно при создании видов, так же как и при «раскрытии» простран­ства, использовать элементы внезап­ности, чтобы посетителю неожиданно открывались интересные пейзажи. В связи с этим в садово-парковом строительстве большое значение имеет умелое использование правил перспек­тивы. Учение о перспективе знакомит со зрительными изменениями пред­метов по мере удаления их от точки наблюдения. Если при этом изменяют­ся величина и форма предметов, то это — линейная перспектива, при изменении же окраски и силы тона предметов — воздушная. Линейная и воздушная перспективы широко используются в садово-парковом ис­кусстве.

Линейная перспектива

Линейная перспектива связана со зрительным уменьшением величины и изменением формы.

Первое наше восприятие – это то, что мы видим. А видим мы не всегда то, что есть на самом деле, – действуют оптические обманы. И одна из задач парковой композиции – создавать озелененные пространства так, чтобы оптические обманы уводили от истины к лучшему, а не к худшему.

В ландшафтной архитектуре суще­ствуют два масштаба: абсолютный, по которому можно измерять действи­тельную величину предмета, и отно­сительный, которым следует измерять кажущуюся величину предмета. Отно­сительный масштаб трудно выразить графически или цифровым отноше­нием. Измерения по нему проекти­ровщик выполняет по интуиции.

Под перспективой подразумеваются зрительные изменения предметов по мере удаления их от точки зрения наб­людателя.

Если эти изменения касаются толь­ко величины и формы предметов, то говорят о линейной перспективе. Чем дальше предметы, тем они кажутся меньше.

Если прямую дорожку сделать сужающейся, то она будет казаться длиннее, а расширяющаяся – короче. Аллея покажется длиннее, если окайм­ляющие деревья посадить не парал­лельно ее оси, а сходящимися вдали линиями.

Расстояние между зрителем и от­дельным предметом можно оптически изменять. Предмет кажется дальше, если между ним и зрителем нахо­дится открытое пространство, напри­мер газон. Но если на этом газоне посадить группы кустарников, которые помешают восприятию расстояния, то отдельный предмет будет казаться бли­же. Этим приемом часто пользуются для оптического увеличения террито­рии.

Можно оптически увеличивать и высоту предметов. Достигается это сопоставлением высокого с низким. Например, пирамидальные тополя по­кажутся выше, если у их подножия посадить приземистые деревья неболь­шой высоты и низкие кустарники.

Для усиления слабоволнистого рельефа следует высокую зелень разме­щать на повышенных местах, а низ­кую — по низинам.

Воздушная перспектива

Воздушная перспектива, по оп­ределению В. Л. Миндовского, это опти­ческое, кажущееся изменение цвета предметов и зависит от расстояния, т. е. от величины воздушного про­странства между глазом и предметом, от большей или меньшей прозрачности воздуха, от освещения, погоды. В зави­симости от этих условий синева воз­духа больше или меньше обволаки­вает предметы, изменяя тона их окрасок.

 
  Занятие 5 формирование композиций парковых объектов - student2.ru

Рисунок 5.5 – Пример линейной перспективы

При проектировании следует учи­тывать следующие особенности цветов: красный при удалении приобре­тает фиолетовые оттенки; оранже­вый переходит в грязно-красный до фиолетовых оттенков, желтый на значительном удалении становится зе­леновато-желтым, зеленый по мере удаления все больше переходит в синий; фиолетовый переходит в грязно-синий; черный светлеет, сереет, иногда синеет; серый темнеет, сливается с синевой; белый почти не изменяется, лишь приобретает желтоватый оттенок. Воздушная прослойка изменяет не только цвет предметов — меняются их контуры, очертания, становясь мягче, расплывчатее. Тени становятся менее густыми.

Воздушная перспектива меняет и величину предметов — светлые пред­меты на желтом фоне кажутся боль­ше своих фактических размеров и наоборот.

Растения со светлой кроной, разме­щенные на фоне темных однопород-ных массивов, обращенных кромкой на север, сокращают пространство, снимают единообразие. Этого впечатле­ния можно добиться за счет более прозрачной кроны крайнего ряда.

Контрольные вопросы

1. Какие приемы озеленения улиц вы знаете в зависимости от широтной и меридиональной ориентации?

2. Назовите особенности планиров­ки бульвара.

3. Что надо обеспечить при проекти­ровании насаждений микрорайонов и жилых кварталов?

4. Назовите особенности композиции малого сада.

5. По каким принципам осуществлялся подбор деревьев и кустарников?


Наши рекомендации