Принципы организации музеев массовой сети

КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЕЕВ

3.1.Классификация отражает отнесение музеев к определенному типу, профилю, статусу и категории.

Тип музея определяется характером общественного использования. По этому признаку музеи распределяются на три основных типа: научно-просветительские, научные и учебные.

3.2.Профиль музея определяется связью с определенной областью знаний, искусства или производства (или их совокупностью).

Основные профильные группы музеев следующие: исторические, литературные, естественнонаучные, искусствоведческие и комплексные.

Внутри каждой группы происходит дальнейшая профилизация музеев, отражающая внутреннюю специализацию науки, искусства и производства.

Архитектурная типология представляется более общей, чем тематическое разнообразие музеев. С архитектурной точки зрения мемориальные музеи, например, имеют много общего вне зависимости от их профиля. С точки зрения архитектурного проектирования, они разделяются на здания с сохраняющейся мемориальностью обстановки, здания с дополнительными помещениями для поясняющей экспозиции, новые здания музеев.

Типологический ряд мемориальных музеев включает: музей-памятник, комплекс мемориальных сооружений, комплекс памятника с новым зданием для поясняющей экспозиции, диорамы и панорамы.

Среди исторических музеев особое место занимают военно-патриотические музеи. По своей тематической и архитектурной направленности они могут быть объединены в 6 групп: музеи Великой Отечественной войны; музеи героической защиты городов и мест, военно-исторических событий; интернационального сотрудничества; партизанской, народной и комсомольской славы; мемориальные; памятники-музеи.

Для архитектурной классификации военно-патриотических музеев 1 - 4-й групп существенное значение имеет комплексный характер экспозиции; развитый состав помещений, включающий зоны для постоянной экспозиции, временных выставок и лекций, фондохранилища, мастерские и лаборатории, административные, подсобные и хозяйственные помещения.

Исторические музеи подразделяются на три группы, характеризующие задачи архитектурного проектирования: новые здания и комплексы, сохраняемые (восстановленные) места и представляющие сочетание новых сооружений с существующими.

Наиболее значительные в архитектурном отношении - мемориальные комплексы. Общепринятое понимание музея как хранителя подлинных экспонатов и место их показа здесь переакцентировано: на первое место выделяется не показ музейными средствами, а создание памятника архитектурно-художественными средствами. Важную роль в архитектурно-пространственном формировании ансамбля имеет природное окружение, сохраняемая или создаваемая среда, в которую включается комплекс.

Учитывая ярко выраженную специфику, музеи науки и техники могут быть выделены по архитектуре в самостоятельную группу.

Наибольшее распространение в практике проектирования получили художественные и историко-краеведческие музеи.

3.3.По статусу музеи разделяются на государственные и работающие на общественных началах.

3.4.Категория музея определяется величиной фондов и количеством посещений.

При установлении категории музея учитываются качественные показатели коллекции и посещаемости, которые могут не совпадать с указанными в табл. 2.

Таблица 2

Показатели деятельности Категория музея
I II III IV V
Посещаемость музея в год, тыс. чел. 400 и более 150 - 400 100 - 150 20 - 100 10 - 20
Количество единиц хранения, тыс. 150 и более 75 - 150 30 - 75 10 - 30 2 – 10

3.5. Музеи подразделяются по организационному признаку на центральные, осуществляющие научно-методическое руководство своей группой; головные, имеющие сеть филиалов; музеи на правах филиалов и отделов (секторов); самостоятельные музеи.

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТКУ

6.1.Участок музея включает следующие функциональные зоны: входную, экспозиционную, рекреационную и хозяйственную.

6.2. Входная зона служит для адаптации посетителей перед посещением музея, местом сбора экскурсий и ожидания. Здесь размещается реклама и информация. Вблизи от входной зоны следует размещать стоянки для автобусов и автомашин.

6.3. Экспозиционная зона является продолжением постоянной экспозиции в здании и предназначается для размещения различных экспонатов под открытом небом: произведений монументального искусства и скульптуры - в художественных музеях; образцов орудий, военной техники, каменных изваяний, археологических фрагментов, памятников народного зодчества, монументальных композиций, посвященных знаменательным событиям и героям, - в музеях исторического профиля; образцов флоры и фауны - в краеведческих. Для последних характерно также использование в экспозиционных целях защитного озеленения территории, устройство дендрария.

6.4. Рекреационная зона предназначается для отдыха посетителей и может быть совмещена с входной или экспозиционной зонами.

6.5. Хозяйственная зона включает необходимые хозяйственные постройки вне здания музея (гаражи, склады, трансформаторные подстанции). Желательно ее размещение со стороны приема и отправки экспонатов.

Площадь участка музея зависит от величины и характера коллекций.

Здание музея следует размещать на участке с отступом не менее 15 м от красных линий застройки и городских магистралей с целью создания озелененной защитной зоны.

Участок музея должен представлять возможность для расширения здания в будущем.

6.6.Зависимость площадей экспозиции и участка такова:

Экспозиционная площадь, м2
Площадь участка, га 0,5 0,8 1,2 1,5 1,8

6.7. Наиболее распространенные соотношения различных площадей участка приведены в табл. 5.

Таблица 5

Площадь застройки, % Подъезды, дорожки, площадки для стоянки автотранспорта, % Открытые экспозиционные площадки, % Озеленение, % Хозяйственный двор,%
25 - 30 10 - 15 10 - 15 30 - 40 5 - 10

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

7.1.Содержание экспонатов и обслуживание посетителей составляют основу, деятельности музеев, определяют структуру, состав и площади помещений (табл. 6, 7).

7.2.При проектировании музеев должен последовательно осуществляться принцип максимального разделения двух основных технологических потоков: маршрута посетителей и путей перемещения экспонатов.

Основными видами деятельности музеев является: формирование и хранение коллекций, научно-исследовательская работа, организация постоянной экспозиции, устройство выставок, культурно-просветительная деятельность.

Таблица 6

Содержание экспонатов
Функция Место
Показ Экспозиционные и выставочные залы
Сбор и хранение Фондохранилище, реставрационные мастерские
Изучение Рабочие комнаты

Таблица 7

Обслуживание посетителей
Функция Место
Прием Вестибюль, кинолекционный зал, кружковые
Показ Экспозиционные и выставочные залы
Информация Информационные службы, библиотека

7.3. Формирование и хранение коллекций. Функциональную программу музей выполняет специфическими средствами. Вещественный памятник - основа различных по виду музеев.

Выявление, взятие на учет и комплектование фондов проводятся по профильной принадлежности музея. В зависимости от значимости экспонатов фонды музея разделяются на основные и научно-вспомогательные.

Архитектурный аспект проблемы включает необходимость иметь специальные помещения для хранения фондов по видам экспонатов, рабочие помещения для сотрудников фондов, хранения научного архива, резервные площади для регулярного пополнения коллекций, возможность обновления постоянной экспозиции и устройства выставок.

Прирост музейных фондов в год составляет в среднем 3 - 4 %. Таким образом, фонды большинства музеев удваиваются каждые25 - 30 лет. Развитие музея в основном приходится на долю фондохранилищ.

7.4.Научно-исследовательская деятельность складывается из нескольких последовательных фаз: определение и классификация материала, научная обработка в культурно-просветительных целях, размещение поступления в фондах и экспозиции. Научная классификация собраний музея находит отражение в составлении каталогов и другой научно-вспомогательной документации. Завершающей фазой научной обработки музейного материала являются организация экспозиции и подготовка научных публикаций.

Проведение научной работы сотрудниками музея и специалистами фондов обеспечивается доступностью ко всем материалам фондовых коллекций.

План научно-исследовательской работы включает выработку научной концепции развития музея, тематической структуры,тематико-экспозиционных планов и архитектурно-художественных мероприятий по оформлению экспозиций. Головные музеи осуществляют научно-методическую помощь филиалам.

Для научной работы предназначаются специальные кабинеты, располагаемые поблизости от библиотеки. Библиотека комплектует свои фонды в соответствии со спецификой музея, обслуживает сотрудников музея и посетителей.

7.5.Площади помещений для научной работы предусматриваются для руководителей отделов (секторов) - 9 м2, для научных сотрудников - 4,5 м2. Площади помещений для библиотеки приведены в табл. 8.

Таблица 8

Помещения (зоны) Единица измерения Площадь, м2
Помещения (зоны) обслуживания читателей
Места для чтения при одноместных столах 1 место
То же, при двуместных столах то же 2,4
Фонд открытого доступа 1000 единиц хранения 4,5
Кафедра выдачи и приема литературы 1 кафедра
Помещения (зоны) хранения и служебной работы
Фонд без открытого доступа 1000 единиц хранения 2,5
Места для библиотечно-производственной работы 1 место

7.6. Постоянная экспозиция - основное звено деятельности музея. Формируется, главным образом, на подлинных экспонатах, прошедших научную обработку. Основные требования к экспозиции: цельность архитектурно-планировочного построения и научной концепции, создание комфортных условий для посетителей (продуманные графики движения, освещение, информация, возможность индивидуального осмотра и в составе экскурсионных групп, учет интересов разных категорий посетителей);выразительная художественная форма подачи всего собрания и отдельных материалов в соответствии со структурой и тематико-экспозиционным планом; меры по сохранности экспонатов (освещение, температурно-влажностный режим, меры по охране).

Организация архитектурного пространства включает как собственно экспозиционные залы, так и открытую экспозицию.

В состав помещений желательно включать вводной зал, как организующее пространственное начало, где посетители получают первую информацию о музее и проводятся торжественные мероприятия.

7.7. Выставочная деятельность является оперативной формой участия музея в современной жизни. Выставки организуются из фондов как самого музея, так и других музеев. Они расширяют экспозиционные возможности музеев, привлекают новые категории посетителей. Существуют две основных формы проведения выставок: внутри музея и передвижные, что определяет необходимость специальных выставочных залов и транспортных средств.

Основные требования к выставочным залам:

близость к вестибюлю, возможность беспрепятственного изолированного доступа (без прохождения через другие помещения):

нейтральность пространственного и художественного решения;

возможность легкой и быстрой трансформации.

При залах целесообразно предусматривать помещения для хранения выставочного оборудования и инвентаря.

В музеях I - II категорий целесообразно проектировать в фондохранилищах специальные помещения для передвижных выставок, максимально приближенное к служебному входу.

7.8.Примерные соотношения выставочной и экспозиционной площадей приведены в табл. 9.

Таблица 9

Экспозиционная площадь, м
Выставочная площадь, м

7.9. Культурно-просветительная работа включает организацию выставок, экскурсий, проведение лекций, конференций, встреч, вечеров, бесед, показ кинофильмов, работу кружков, что обусловливает включение в структуру здания кинолекционного зала и кружковых. В зависимости от величины музея размерные характеристики помещений варьируют следующим образом:

в музеях с экспозиционной площадью до 200 м2 выявляется зона универсального использования на этой площади;

в музеях с экспозиционной площадью до 1500 м2 проектируется кинолекционный зал на 100 мест и кружковая;

в музеях с экспозиционной площадью до 2500 м2 проектируется кинолекционный зал на 200 мест и кружковая;

в музеях с экспозиционной площадью до 5000 м2 проектируется два зала - кинолекционный зал на 200 мест и малый зал заседаний площадью 45 - 60 м2, а также кружковые комнаты.

Характер деятельности отдельных музеев требует внесения корректив в эти показатели.

В практике мемориальных, исторических и краеведческих музеев практикуются вручение правительственных наград, прием в пионеры и комсомол, в художественных - копирование произведений искусств.

Особенностью этнографических музеев является выступление этнографических ансамблей, литературных - систематическое проведение лекций, концертов, выступлений артистов, научных сотрудников.

Кинолекционный зал проектируется в непосредственной близости от вестибюля. Желательно предусматривать его автономное использование.

7.10. Хранение коллекций включает проведение мероприятий по сохранности экспонатов в экспозиционных залах, но в основном - в фондах.

Музейный фонд характеризуется количественным и качественным разнообразием экспонатов. Хранение организуется по видам экспонатов.

Основной частью работы является консервация и реставрация экспонатов. В зависимости от величины музея и его значимости в системе предусматривается от одной общей реставрационной мастерской до комплекса мастерских и лабораторий. Прогрессивной формой обслуживания нескольких музеев в условиях централизации их фондов является организация базовых фондохранилищ, мастерских и лабораторий.

Наряду с традиционными формами деятельности в работе музея с посетителями должны внедряться и такие, как показ работы реставраторов, открытый доступ в фонды и др.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПОЗИЦИЙ

9.1.Художественное проектирование экспозиций включает следующие основные этапы: составление тематической структуры, тематико-экспозиционных планов и сценария. Тематическая структура определяет основные темы и разделы, тематико-экспозиционный план дополняется сведениями об экспонатах, их размерах, способах и средствах показа. Оба документа подготавливаются музеем.

9.2.Сценарий представляет собой развернутый тематико-экспозиционный план с указанием характеристики пространства, художественных, сюжетных, изобразительных и технических средств и приемов, необходимых для воплощения каждого пункта плана, где форма показа и содержание взаимно увязываются в совместной работе научных сотрудников и художника. Архитектурное проектирование здания должно исходить из сценария, дать ему пространственное выражение, которое подчеркивает его цельность, создать возможности для правильной расстановки акцентов (рис. 4 - 8).

9.3.Основой экспозиционного показа в музеях являются подлинные экспонаты, которые объединяются в тематические комплексы для раскрытия содержания.

Тематический комплекс может включать несколько планов показа с различной степенью детализации представленного материала, чтобы удовлетворить запросы разных категорий посетителей. Этой же цели служат специально запроектированные информационные службы (или средства). Для усиления эмоционального и художественного воздействия в экспозиции широко применяются разнообразные художественно-технические средства, составляющие вместе с подлинными экспонатами целостный зрительный ряд.

9.4.Организация визуальной стратегии поведения посетителей подразумевает возможность охвата и оценки экспозиции в целом для принятия решения по последовательности и деятельности дальнейшего осмотра.

С учетом психофизиологических особенностей восприятия посетителей и тематического построения экспозиции определяют зоны повышенной зрительной информации и зрительной разрядки. Острота восприятия притупляется от однообразия цвета и безликости пространства. Поэтому в экспозиции важно иметь специальные зоны для переключения внимания посетителей и отдыха.

9.5.При построении графика осмотра центральные места в экспозиции следует отводить для размещения ведущих экспонатов, выделяемых средствами художественного оформления (светом, цветом, фоном, обрамлением).

Практика эксплуатации музеев показывает, что в большинстве случаев необходимая и достаточная высота экспозиционных залов составляет 4,2 - 4,5 м, высота экспозиционного пояса 1,5 - 1,7 см на расстоянии 80 - 90 см от пола. Длина экспозиционного ряда не должна превышать 20 - 50 м. Загрузка площади экспозиционного пояса экспонатами принимается равной 50 - 60 %. Удаление зрителя от экспоната обычно принимается равным его двойной высоте. Целостность зрительного восприятия экспозиционного пространства ограничивается 24 м.

Загрузка пола крупными экспонатами и витринами принимается в пределах 20 - 30 %, главный проход 2 - 3 м и второстепенный 1,5 - 2 м. Перед ведущими экспонатами желательно оставлять свободное пространство в 10 - 15 см2.

Экспозиционная площадь на одного посетителя составляет 3 - 4 м2.

9.6.При проектировании залов следует стремиться к сокращению оконных и дверных проемов, жестко фиксированных конструктивных опор и перегородок, затрудняющих перепланировку и организацию экспозиции.

Для соблюдения этих требований архитектор должен использовать все многообразие имеющихся в его распоряжении средств:выбор общей схемы здания, этажности, уровней пола и потолка, пластики объемов и пространств, световых и цветовых акцентов, создание композиционных акцентов и т.п. Обратное влияние - от здания к экспозиции наблюдается при использовании старых зданий, где структура экспозиции должна строиться в соответствии с композиционным развитием существующих интерьеров.

9.7. Маршрут осмотра может быть принудительным, свободным или представлять их сочетание.

Принудительный график с обязательным посещением всех разделов в определенной последовательности характерен для дидактических экспозиций, в меньшей степени для художественных музеев.

Последовательность осмотра желательно организовывать слева направо и сверху вниз при многоуровневом построении экспозиции.

Маршрут осмотра и система освещения могут стать определяющими моментами в построении композиционных схем.

Для свода воедино научных, содержательных и функционально-технологических вопросов организации экспозиции требуется разработка единой художественной концепции музея в соответствии с характером коллекции и ее индивидуальное воплощение в натуре.

ФОНДОХРАНИЛИЩА

10.1.Все музейные экспонаты подлежат строгому документальному учету и научному описанию с целью обеспечения их сохранности, раскрытия исторического, научного и художественного значения, создания условий для их широкого показа в экспозиции музея и на выставках, использования в научно-просветительной работе и в научных целях.

Для музейных фондов требуются специально оборудованные хранилища, удобно связанные с экспозиционными залами. Их расположение в структуре здания должно обеспечивать возможность перспективного расширения.

10.2.Кроме специализированных хранилищ, следует предусматривать приемную экспонатов, изолятор и дезинфекционную камеры. Рабочие помещения для сотрудников отдела фондов и для работы посетителей должны быть изолированы от хранилищ (рис. 3).

В хранилищах следует предусматривать специальные места для работы сотрудников с соответствующим оборудованием и освещением.

10.3.Фондохранилища разделяются на отдельные секции по видам хранимых материалов для создания оптимального для каждого вида температурно-влажностного режима. Для основной массы экспонатов требуется температура 18 - 22 °С, влажность 55 ± 5 %.Режим хранения направлен также на предупреждение повреждений и случаев хищения. В связи с этим предусматриваются соответствующие структура помещений и их оборудование.

10.4.С точки зрения специфики хранения, основные виды фондовых материалов следующие: живопись, графика, документы и памятники письменности, скульптура и архитектурные фрагменты, стекло, керамика, металл, костюмы, ткани, ковры, изделия из дерева, в том числе мебель, археологические коллекции, нумизматика, фото-, кино- и фотофонд, геологические и минералогические коллекции, почвенные монолиты, зоологические коллекции, ботанические коллекции, сейфовое хранение драгоценных металлов, оружия и других уникальных экспонатов.

РАСШИРЕНИЕ МУЗЕЕВ

11.1.Требования приспособляемости и перспективного расширения зданий музеев диктуются следующими практическими соображениями:

ростом количества экспонатов;

созданием новых коллекций;

тематической или художественной перестройкой экспозиции;

технологическими совершенствованиями;

ростом посещаемости;

развитием дополнительных видов деятельности.

Процесс накопления всех видов памятников (истории, культуры, произведений искусства, естественно-научных предметов) носит для музеев постоянный характер. Динамика поступлений экспонатов является определяющим фактором форм перспективного расширения музеев и расчетных сроков амортизации зданий (рис. 9 - 12).

11.2.При изучении этой проблемы следует принимать во внимание и специальные музееведческие факторы, ограничивающие беспредельное расширение: психофизиологические особенности воспитания и время оптимального восприятия экспозиции в пределах 1,5 ч, отчуждающих эффект больших комплексов.

11.3.Перспективное развитие музея может осуществляться в трех следующих основных формах:

за счет внутренней перепланировки (приспособляемость);

расширением здания;

открытием филиалов.

11.4.Требование приспособляемости означает, что здание музея должно проектироваться с учетом изменений и корректировки функциональной программы во времени. С архитектурно-конструктивных позиций важно обеспечить максимально возможное сокращение опор в интерьере, жестко фиксированных перегородок, увеличение пролетов и конструирование подвесных потолков,допускающих изменение высоты экспозиционных помещений. Модульная или иная увязка конструктивно-планировочных размеров с параметрами оборудования обеспечивает гибкость преобразований.

11.5.Емкость фондохранилища увеличивается на 50 % при применении компактных методов хранения на передвижных стеллажах.

11.6.Развитие новых конструкций расширило представление о морфологии архитектурного языка музеев, и сложные формы разнообразных пространственных структур занимают в архитектуре современных музеев заметное место наряду с более простыми традиционными.

Основными направлениями в разработке сложных «растущих» структур с принципиально различными конструктивными схемами и программами проектирования являются ячеистые, веерообразные структуры и модульные конструкции, допускающие развитие композиции здания как по вертикали, так и по горизонтали.

В первом случае поиск структурного разнообразия основан на методе объемно-пространственного комбинирования стандартизованных ячеек квадратной, прямоугольной или многоугольной формы. Пространственное развитие структуры музея на базе единого укрупненного модуля и индустриальных изделий применимо для быстро растущих коллекций, например историко-археологического профиля. Традиционно-статичный подход к формированию пространства с использованием «трех прямых углов» учитывает психофизиологический фактор - простоту ориентации человека в таком пространстве.

Второе направление наиболее характерно для развития художественных музеев и представляет пример принципиально иного «скульптурного» метода комбинирования элементов структуры на основе использования традиционных блоков, объединенных в «открытую» систему. Преимущества схемы - в возможности такого «наращивания» блоков с учетом архитектурно-типологических требований, при котором создается возможность их независимого использования и непосредственного доступа из обслуживающей группы помещений, расположенной в центре.

Проблема расширения касается не только экспозиционных помещений, но и других частей здания. Рост коллекций не вызывает прямо пропорционального увеличения экспозиционных площадей, но требует в первую очередь интенсивного расширения фондохранилищ, а главное - резерва территории.

11.7.Таким образом, практически все музеи проходят через следующие временные этапы:

этап формирования объекта - осуществление основной программы;

этап роста - количественное увеличение элементов без радикального изменения композиционной целостности;

этап развития - качественное преобразование структуры.

Открытая к расширению структура в меньшей степени характерна для мемориальных музеев.

МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

13.1.Современный музей - сложный многофункциональный организм. Отсюда вытекает необходимость коллегиальности проектирования в соответствии с тремя основными частями общей программы: сотрудников музея - функциональная программа, тематическая и научная содержательность экспозиции; архитекторов - пространственно-планировочное и функционально-технологическое решения; художников - образное воплощение экспозиции.

Процесс проектирования обычно складывается из следующих последовательных этапов.

13.2. Первый этап: определяется авторский коллектив, специфика музея, тематическая структура экспозиции, научная концепция развития музея на ближайшее время и перспективу, ориентировочный состав и площади помещений, разрабатываются варианты градостроительного размещения, архитектурной и художественно-образной направленности.

Архитектор должен учитывать не только архитектурную и функциональную специфику музеев, но и социальные и экономические условия строительства, требования потенциальной аудитории - ее запросы и реальные возможности.

В процессе проектирования происходит либо репродуцирование сложившихся пространственных стереотипов, использование традиционных решений, либо поиск объемно-пространственной организации, основанной на новых технологических возможностях, авторской интерпретации музейного процесса. Постоянный прогресс науки и техники, дифференциация конкретных условий реализации проектов приводят к возникновению предложений, акцентирующих одну из сторон проектирования.

В основе работы должно лежать комплексное изучение коллекции, динамики роста поступлений, состава и количества потенциальных посетителей, специфики видов деятельности.

Обязанности архитектора при проектировании современных музеев не сводятся только к пространственному закреплению положений функциональной и организационной программы.

13.3. Второй этап: составляется задание на проектирование, выполняется в полном объеме проект с архитектурной, конструктивной и технологической частью, включая смету и генеральное решение оформления экспозиции.

Работа основывается на полной информации о музейной коллекции и существующем опыте проектирования. Регламентации «Задания» должны быть конкретны, их детализация должна обеспечить всем участникам проектирования принятие взаимообусловленных решений.

13.4. Третий этап: разрабатывается тематико-экспозиционный план, рабочая документация архитектурно-строительного проекта и эскизный проект оформления экспозиции.

Детализируется и уточняется первоначальный замысел, взаимоувязываются вопросы комплексной программы, включая технологические, архитектурные и художественные аспекты.

13.5. Четвертый этап: осуществление проекта в натуре.

13.6.Рассмотренные выше общие принципы проектирования музеев сохраняют свою актуальность и при организации в исторических зданиях, трансформируясь с учетом их сохранности и архитектурно-художественных особенностей.

Музеи-заповедники, этнографические, под открытым небом и историко-архитектурные, как правило, представляют комплекс зданий с дисперсным размещением служб в различных объемах.

Территориальная централизация музейных фондов создает необходимые предпосылки для оптимального использования отдельных зданий и сооружений в музейных целях: создание единого архитектурно-художественного и (или) историко-культурного комплекса, каким могут стать экспозиция и само здание при организации специализированного филиала. Очевидные преимущества при этом следующие: снимаются технологические ограничения по размещению фондохранилищ, мастерских и лабораторий, которые централизованно обслуживают сеть филиалов; экспозиция филиала (количество экспонатов, их характер, соблюдение условий хранения и экспонирования) выбирается в соответствии с имеющейся площадью, пространственным и планировочным решением используемого памятника; исключается характерная для музея проблема роста экспонатов.

Музеефикация памятников истории и архитектуры - одно из важнейших направлений в сохранении культурного наследия.

ПАНОРАМЫ И ДИОРАМЫ

Общая часть

Панорамы и диорамы являются особым видом искусства, интегрирующим средства живописи, архитектуры и светотехники с целью наиболее полного наглядного и достоверного показа исторических событий и явлений природы.

Панорама - замкнутая картина, расположенная на стене круглого помещения, которая совместно с предметным планом и освещением дает иллюзию реального пространства. Зритель в панораме находится в центре изображаемых событий и для осмотра перемещается по кругу.

Диорама располагается на стене полукруглого помещения и для ее осмотра устраивается специальный проем.

В панораме и диораме живописное полотно сочетается с предметным планом - макетом местности и реальными предметами. Расположенные по краю полотна, делают незаметным для зрителя переход от трёхмерного пространства к иллюзорному, изображенному на полотне.

Большую роль играет освещение. Рассеянный свет падает сверху и освещает полотно. Верхний край картины панорамы и источники света скрыты от зрителя круглым зонтом, подвешенным над смотровой площадкой, создающим затемненную зону для зрителей.

Панорамы (диорама) в совокупности с музейными экспонатами дает убедительное и наиболее полное представление о времени и о событиях, которым она посвящена, и сама является памятником.

Приложение

принципы организации музеев массовой сети - student2.ru

Рис. 1. Состав и взаимосвязь помещений музея

Входная группа: 1 - главный вход; 2 - вестибюль; 3 - гардероб; 4 - касса; 5 - киоск; 6 - дежурные экскурсоводы; 7 - буфет; 8 - пост охраны; 9 - курительная и санузлы. Административные, рабочие и обслуживающие помещения: 10 - кабинет директора; 11 - приемная секретаря; 12 - кабинет заместителя директора; 13 - канцелярия и бухгалтерия; 14 - комната персонала; 15 - массовый отдел; 16 - кружковая; 17 - кабинеты для научных сотрудников; 18 - библиотека; 19 - кинолекционный зал; 20 - выставочный зал. Экспозиция: 21 - вводный зал; 22 - 24 - постоянная экспозиция; 25 - открытые экспозиционные площадки. Фондохранилища: 26 - приемная экспонатов; 27 - изолятор; 28 - дезинфекционная камера; 29 - хранение материалов; 30 - хранение оборудования; 31 - рабочая комната с каталогами; 32 - научный архив; 33 - 34 - кабинеты заведующего фондами и сотрудников; 35 - 43 - хранилища по видам экспонатов. Лаборатории и мастерские: 44 - столярная; 45 - слесарная; 46 - фотолаборатория; 47 - макетная и модельная;48 - художественная мастерская; 49 - реставрационная мастерская; 50 - 51 - прочие мастерские в зависимости от профиля музея;52 - служебный вход.

принципы организации музеев массовой сети - student2.ru

Рис. 2. Рекомендуемая степень взаимосвязи помещений

● максимальная степень связи, помещения должны быть сближены; ○ минимальная степень связи, помещения должны быть разобщены

принципы организации музеев массовой сети - student2.ru

Рис. 3. Состав и взаимосвязь помещений фондохранилищ

1 - подъем; 2 - разгрузочная площадка; 3 - приемная экспонатов; 4 - контроль; 5 - хранение оборудования; 6 - хранение материалов;7 - изолятор; 8 - дезинфекционная камера; 9 - рабочая комната с каталогами; 10 - научный архив; 11 - 12 - кабинеты заведующего фондами и сотрудников; 13 - хранилища по видам экспонатов; 14 - служебный вход; 15 - в экспозицию; 16 - в лабораторию и мастерские

принципы организации музеев массовой сети - student2.ru

Рис. 4. Принципы организации экспозиции

принципы организации музеев массовой сети - student2.ru

Рис. 5. Организация экспозиции

а - организация экспозиции в соответствии со сценарием: 1 - пролог; 2 - завязка; 3 - кульминация; 4 - развитие; 5 - финал; б - пространственная организация экспозиции в разных уровнях в соответствии с тематической структурой

принципы организации музеев массовой сети - student2.ru

Рис. 6. Организация экспозиции

а - для легкости визуальной ориентации посетителей входы в основные экспозиционные отделы видны из вестибюля; б - создание разнообразных пространств облегчает осмотр экспозиции

принципы организации музеев массовой сети - student2.ru

Рис. 7. Организация экспозиции

а - организация маршрута осмотра основана на выявлении фокусных точек для ведущих экспонатов; б - включение в маршрут осмотра зон отдыха

принципы организации музеев массовой сети - student2.ru

Рис. 8. Приемы организации экспозиции

а - размещение экспозиций с различной степенью детализации в одном зале; б - размещение экспозиций в кратном и расширенном вариантах в смежных залах; в - построение одного типа экспозиции и использование фондов, библиотеки и справочного аппарата взамен детализированного варианта экспозиции: 1 - открытое хранение фондов; 2 - библиография; 3 - справочная библиотека; 4 - хранитель

принципы организации музеев массовой сети - student2.ru

Рис. 9. Перспективные схемы расширения здания музея

а - использование модульной системы; б - присоединение новых корпусов; в - линейное расширение; г - планировочные структуры, допускающие органичное расширение; д - создание системы зданий

принципы организации музеев массовой сети - student2.ru

Рис. 10. Расширение музея

а - внутренняя перепланировка; б - рост объемно-планировочной структуры здания; в - открытие филиалов

принципы организации музеев массовой сети - student2.ru

Рис. 11. Развитие во времени и пространстве художественного музея

принципы организации музеев массовой сети - student2.ru

Рис. 12. Проект картинной гал<

Наши рекомендации