Перестройка собора св. Петра в Риме. Основные мастера и проекты. Собор Святого Петра в Риме: история строительства
ВОЗРОЖДЕНИЕ В ИТАЛИИ
РАННЕЕ: 1410 – 1480
ВЫСОКОЕ: 1480 – 1520
ПОЗДНЕЕ: 1520 – 1580
Вся история строительства собора св. Петра — это история борьбы двух архитектурных концепций — собора в виде греческого креста и храма в виде латинского креста
1)Браманте руководил строительством Собора с 1506 до своей смерти в 1514 году За основу плана Браманте взял греческий равноконечный крест с закругленными концами ветвей и получил композицию с двумя равнозначными осями, обусловливавшую центрально-купольное решение проектной задачи. Браманте не довел сооружение до конца: ко дню его смерти были возведены лишь четыре средних пилона с опиравшимися на них сводами и часть южной стороны собора. 2)1513 — 1521 — Рафаэль Несмотря на то, что Рафаэль многим был обязан Браманте и высоко ценил художественную завершенность его проекта, под натиском духовенства, желавшего видеть собор с длинным центральным нефом форма латинского креста представлялась не столько более предпочтительной с художественной точки зрения, сколько более символически значимой с теологической, ему пришлось существенно изменить проект Браманте
3)Бальдассаре Перуцци 1520(21)-1536 возвращается к тому принципу, который был положен в основу первого проекта, — плану в виде греческого креста.Как и все чертежи Перуцци, план этот детально разработан. Сооружение строго симметрично; обе оси его абсолютно равнозначны. В отношении пространственной организации Перуцци не внес ничего принципиально нового: сохраняются башни по углам собора, сохраняются двухъярусные уступчатые крылья, монолитность, централизованность композиции; изменяются пропорции и взаимоотношения отдельных элементов, но схема и основной принцип остаются прежние. Однако и Перуцци не осуществил проекта в натуре и даже не довел его разработку до конца.
4) Антонио да Сангалло Младший 1536-1547 также участвовал в проектировании собора в качестве помощника Рафаэля . Сангалло снова приблизился к форме латинского креста, так как трактовку всех четырех крыльев собора равнозначными он считал неправильной. Возврат к идее плана, напоминавшего очертания латинского креста, объясняется также и настойчивыми требованиями со стороны папы и духовенства, считавших необходимым включить в границы собора габариты старой базилики. Сангалло вынужден был считаться с такими требованиями. Зодчий решил развить и акцентировать переднюю часть сооружения. Однако он разрешил эту задачу несколько иначе, чем Рафаэль. В своем плане Сангалло избегал метрического однообразия входной части, а поэтому его вариант был более органичен и живописен. Центральную же часть он изменил по сравнению с Перуцци весьма незначительно: пересмотру подвергались, главным образом, профили отдельных элементов сооружения (пилонов, стен и так далее). Сангалло также не пришлось осуществить свой проект. Он успел лишь поднять фундамент на 3,2 метра и скрыл этим пьедесталы Браманте.
5)Микеланджело 1547-1564 Микеланджело подвергает жесточайшей критике все сделанное до него. Его не удовлетворяют ни проект собора его идейного антипода Браманте, ни варианты Рафаэля, Перуцци и Сангалло По своей плановой организации собор упрощается. Теперь он образуется равносторонним крестом, перерезаемым квадратным обходом. Габариты сооружения принимают более округлую, равноконечную форму. Центрально-купольная пространственная структура вновь выступает на первый план. Сооружение, таким образом, выигрывает в единстве композиции, хотя размеры его несколько и уменьшились. Именно он спроектировал тот купол, который, в конце концов, увенчал Собор. Задуман купол был еще Браманте. Но к моменту его смерти закончены были только пилястры и соединяющие их арки. Все восемнадцать лет работы Микеланджело были отданы строительству купола. В качестве модели Микеланджело остановился на куполе Флорентийского собора, сооруженном Брунеллески. При этом он укрепил колонны, считая, что они были слабы Наряду с центральным оставлены лишь два небольших купола, расположенных по углам здания. Они соотносятся с большим куполом и повторяют мотивы его архитектурной проработки.
В 1605 папа Павел V приказал разобрать все, что оставалось от древней базилики, снести недостроенный фасад и удлинить неф. Таким образом, в основе плана собора опять оказался латинский крест. Джованни Лоренцо Бернини создал в 1656—1667 гг. площадь перед собором