Архитектура Раннего Возрождения в Италии. Основные тенденции
Развития. Основная типология построек.
Архитектура периода раннего Возрождения в Северной Италии
Появление новых стилистических форм в Северной Италии отмечается только в серединеXV века. Запоздание стиля объясняется относительной устойчивостью здесь готики. Ренессанс на севере страны проникает сначала в область архитектурной декорации. Чтобы ощутить различие между архитектурой Флоренции и Северной Италии, достаточно сопоставить фасады палаццо в этих двух областях. Дворцы североитальянских городов— не трех-, а двухэтажные, фасады их не так суровы и скупы в убранстве, как флорентийские. Они убраны более тонко, с«филигранной отработкой деталей.
Типично палаццо Бевильаква в Вероне, фасад которого обработан фацетированным граненым рустом, широко применявшимся в Северной Италии и являвшимся особенностью построек только этой части страны. Мотив фацетированного фасада был перенесен итальянскими зодчимиXV века в Москву, где ими была построена знаменитая Грановитая палата. Помимо этого руста в отделке фасадов палаццо Северной Италии использовались и другие мотивы, в том числе пилястры с орнаментальной обработкой их поверхности в виде«цепочечных», растянутых по вертикали, композиций. Столь же изысканно оформлялись общественные здания. Примером может служить Лоджия дель
Консильо в Вероне— муниципальное здание, построенное архитектором Фра Джиокондо да Верона в центре города, на пьяцца Синьори. Над лоджией и аркадой первого этажа— стена второго яруса, инкрустированная мраморами тонко подобранных охристо-золотистых оттенков.Шедевром архитектурно-декоративного стиля североитальянского Возрождения является фасад прославленного собора Павийской Чертозы. Собор этот— готическое сооружение, но фасад его был оформлен позже, во второй половинеXV века, архитекторами Г. Солари, Д. Амадео, Б. Бриоско, К. Ломбарде Вся плоскость фасада храма и особенно его нижняя часть буквально«затканы» кружевом скульптуры. Здесь и сюжетные панно, и портретные бюсты и статуи, и многочисленные орнаментально-архитектурные мотивы.Архитектура Венеции развивалась тем же путем, что и зодчество соседней Северной Италии. Появившийся здесь во второй половинеXV века стиль Возрождения сразу же обнаружил повышенный интерес к архитектурной декорации. Из произведений архитектора Пьетро Ломбарде, основного представителя венецианского раннего Возрождения, следует выделить здание Скуола ди Сан-Марко, построенное для купеческой корпорации Венеции. Фасад этого здания, как обычно, расчленен на этажи, в каждом из которых использован ордер в виде колонн в первом этаже и пилястр— во втором.
Во втором ярусе— большие окна, в первом же применен мотив скульптурных панно с
перспективными построениями. Они зрительно, иллюзорно расширяют масштабы небольшой площади. Фасад увенчивается типичными венецианскими полукружными фронтонами. Открытый характер фасада, большие проемы, используемая в облицовке полихромия и значительное количество тонко прорисованного орнамента— все это делает здание одним из значительных сооружений раннего Возрождения в Венеции.
М. Кодуччи и П. Ломбарде возвели палаццо Вендрамин-Калерджи на Большом канале— трехэтажное как всегда в Венеции с фасадом, оформленным трехчетвертными, рельефно выступающими колоннами, большими парными окнами. Парадный, насыщенный пластикой декора фасад сооружения делает его характерным образцом венецианских палаццо этого времени.
Архитектор Филиппо Брунеллески, истоки и основные этапы творчества.
Родоночальник архитектуры в Италии
Филиппо Брунеллески родился в 1377 году во Флоренции. Умер в 1446( 68 лет).
Брунеллески Филиппо (Brunelleschi Phillipi) (1377-1446) - один из величайших итальянских зодчих XV столетия. Флорентийский архитектор, скульптор, ученый и инженер работал во Флоренции в первой половине XV века – в период Раннего Возрождения.
ВОЗРОЖДЕНИЕ В ИТАЛИИ
РАННЕЕ: 1410 – 1480
ВЫСОКОЕ: 1480 – 1520
ПОЗДНЕЕ: 1520 – 1580
Филиппо Брунеллески (1377-1446). Обучался рисованию, лепке, гравированию, скульптуре и живописи, во Флоренции изучал промышленные и военные машины, приобрел значительные для того времени познания в математике. В Риме Брунеллески решает в совершенстве изучить античную скульптуру, в свободное время целиком отдавался изучению римских развалин. Так он проникся духом античности, научился различать виды и устройство античных построек. Брунеллески стремился сделать восприятие реконструированных им терм и театров более наглядным и попытался создать из своих планов геометрически-перспективные картины для определенной точки зрения. В этих поисках впервые была открыта (или вновь открыта), прямая перспектива.Флоренция