Романская архитектура во Франции. Пути развития. Основные школы.
Романская архитектура11-12вв.
Основные особенности:аскетические фасады, маленькие окна, массивные стены, чёткие формы, плоские рельефы и глухиеаркады;3хнефная базилика, трансепт, башня над средокрестием, чередование стоек и колонн, перспективные порталы циркульной формы.
Появление ранних форм романской архитектуры относится к концу10— первой половине11 в. Для ранних сооружений этого периода характерно плоское перекрытие центрального нефа. Типичны также низкие трехнефные слабо освещенные базилики, перекрытые тяжелыми цилиндрическими сводами, опирающимися на широкие арки и редко расставленные приземистые столбы.Позднее появляются поломнические церкви с круговым обходом3хнефным трансептом.Развитие северной школы привело к появлению первых готических храмов.Архитектурные системы условно можно объединить в три большие группы:1).Южная и Юго-Западная Франция, Аквитания храмы с купольным перекрытием.Традиции римской и византийской архитектуры, здесь встречаются элементы античного ордера, больше скульптуры и рельефов. В средокрестии– купол.
(Сен Фрон в Перигё1120г,Сен-Пьер в Ангулеме1120-1130). 2).Западная Франция, Пуату зальные базиликальные в плане церкви.Один уровень центрального и боковых нефов создавал эффект единого пространства. Некоторые постройки базировались, не на латинском, а на греческом равноконечном кресте в плане.(Сен-Савен сюр Гартамп1100г.
Нотр Дам ла Гранд в Пуатье)Южная и Западная архитектура Франции имеют большое количество общих черт и в большинстве построек довольно сложно отличить принадлежность к определённой школе. 3).Северная Франция, Бургундия базиликальные церкви с поднятым над боковыми нефами высоким
средним нефом.Старейший монастырь бенидиктийского ордена находился в Клюни. Именно там разрабатывался тип базилики, удобной для богослужений. Величественные церкви Бургундии имели цилиндрическиесводы с подпружными арками, а многие церкви севера всё ещё строились с плоскими балочнымиперекрытиями.
Церковь аббатства в Клюни2 и3 перестройка:
Аббатство Клюни. Франция. X - XII в. Реконструкция пятинефной базилики с двумя трансептами.Паломническая церковь Сент Фуа в Конке1050-1130гг.Самым древним участком церкви является алтарная часть, ее интерьер и внешнее убранство отличаются сложнейшим и выразительным художественным исполнением. Деамбулаторий с
крестовыми сводами и тремя полукруглыми капеллами окружает трехъярусное окончание алтаря. Между капеллами остается место для одного окна. Галереи не освещены дневным светом и снаружи кажутся низкими, закрытыми полукруглыми постройками с односкатной крышей.Над капеллами и под купольным сводом находится клиресторий, который выступает над широким предыдущим ярусом и расчленен снаружи слепыми аркадами.(Базилика Сен Сернен в Тулузе,церковь Сен-Мадлен в Везле1120—50
собор Сен-Лазар в Отёне первая половинаXII в.,Сен-Филибер в Турнюсе)
Национальные школы в романской архитектуре– Германия, Италия,
Англия.
11-12вв. – Романика
Германия.Романская архитектура Германии во многом схожа с архитектурой Бургундии. Главными постройкамиздесь являются церкви и монастыри. Многие храмы построены на примере второй монастырской церкви в Клюни. Средний неф значительно поднят над боковыми и имеет ряд окон. Стены массивные, в некоторых районах Германии практически не используется их членение. Отличительной особенностью является большой объём вестверка, который часто равен трансепту. На его перекрестии с центральным нефом устраивается башня. Также башня над средокрестием.
Интерьеры простые и спокойные, с ясно выраженными пропорциями. Чередование колонн и столбов организует ритмический ряд, а различие их толщин подчёркивает работу сводов более массивные принимают нагрузку от сводов центрального нефа, менее массивные– только от боковых. В отличии от поломнических церквей Франции, в немецких церквях нет обхода в хоре.Также в Германии были распространены крепости, которые строились по типу французских: на возвышении, с охранной башней посредине двора.(Собор в Шпайере1030-1080,Монастырская церковь Санта Мария в Лаахе1156-1177)Италия.В11-12 веках в Италии появляются самостоятельные города-республики, в которых возрождаются традиции монументального строительства. Церковная архитектура романской эпохи более лёгкая, чем в других странах. Фасады украшаются аркадами и рельефами, соборы здесь не похожи на оборонительные сооружения.Главной особенностью итальянских церквей является наличие купола над средокрестием, местные
мастера сохранили знания по их устройству от мастеров римской империи.Типичный храм– 3х или5тинефная базилика с крупным3хнефным трансептом.Интерьеры богато оформлены, в них присутствуют античные и византийские колонны, капители и
скульптура. Для оформления используют камни разных цветов, интерьеры становятся полихромными. Некоторые соборы пр., в Пизе имеют плоские перекрытия, в таких случаях потолок украшали кессонами.Появляется новый тип сооружений– баптистерий, они перекрывались куполами.(Сант Амброджо в Милане, 9- 12 вв;Собор, баптистерий и колокольня в Пизе11-13 вв;ц.Сан Миньято аль Монте во Флоренции;Собор Сан Марко в Венеции, перестройка1063-1085 гг.Англия.В состав английских земель11-12вв. входила Нормандия, имеющая традиции севера Франции. Церковные постройки английской романики– строгие и монументальные. Западный фасад украшают 2 высокие башни– черта, характерная для готической архитектуры. Английские храмы имеют узкие, но
вытянутые членения на фасадах аркатурные пояски, что придаёт им более лёгкие пропорции. Проёмы украшают перспективные порталы циркульной формы.
Чаще3хнефные базилики с неярко выраженным трансептом, акцент не на средокрестии, а
назападном фасаде с башнями.Интерьеры лаконичные, стены редко оформлены рельефами, чаще гладкие. Своды крестовые, 4х и
6тичастные.Также на территории Англии и Нормандии возводились замки, они были менее фундаментальные, чемво Франции, стены тоньше.
(Церковь Нотр Дам в Жюмьеже, 1040-1067;Сен-Трините в Кане1060-1065; Сент-Этьен в Кане, 1060 — 1120 Собор в Дареме1093)