Глава XVI. Защитные приспособления

Книга X. Глава XVI. Защитные приспособления. Полный текст трактата Витрувия «Десять книг об архитектуре» (Vitruvius "De architectura libri decem") публикуется по изданию Всесоюзной Академии Архитектуры 1936 года. Перевод Петровского Ф.А.

1. О скорпионах, катапультах и баллистах, а также о черепахах и башнях, всё, что мне казалось подходящим, и кем они были изобретены, и каким образом должны делаться, я рассказал. Относительно же лестниц, кранов и других вещей, устройство которых проще, я не счел необходимым писать. Всё это воины обыкновенно делают сами, да и не всюду и не одинаковым образом это бывает применимо, ибо одни укрепления не похожи на другие, так же как и отвага разных народов. Ведь одним способом должно строить военные машины против смелых и отчаянных, другим — против осторожных и третьим — против трусов.

2. Итак, если кто пожелает внимательно отнестись к этим наставлениям и, выбирая из всего их разнообразия, применить их к какому-нибудь одному устройству, он не будет лишен помощи и сумеет без колебания устроить все нужное в зависимости от обстоятельств и от местных условий. Что же касается защитных орудий, то их нечего описывать, ибо не по нашим описаниям враги строят свои осадные орудия, но их осадные приспособления чаще приходится разорять без машин, при помощи быстрой сообразительности и без подготовки, что, как передают, случилось у родосцев.

3. Был родосский архитектор Диогнет, которому ежегодно из государственной казны выплачивалось почетное жалованье за его превосходное искусство. В это время некий архитектор из Арада, по имени Каллий, приехал в Родос, прочел лекцию и показал модель стены с установленным на ней вращающимся краном, которым он захватил гелеполь, приближавшийся к укреплениям, и перетащил его по сю сторону стены и назад. Поэтому Деметрий, увидев, что он посрамлен мудростью Диогнета, ушел вместе со своим флотом.

Родосцы, увидав эту модель и придя в восторг, отняли у Диогнета назначенное ему ежегодное содержание и передали эту честь Каллию.

4. Тем временем царь Деметрий, которого ради упорства его духа назвали Полиоркетом, подготовляя поход на Родос, взял с собой знаменитого афинского архитектора Эпимаха. Этот построил с величайшими затратами, старанием и огромным трудом гелеполь, высота которого была сто тридцать пять футов, а ширина шестьдесят футов. Он защитил его шерстью и сырыми кожами так, что он мог выносить удар выпущенного из баллисты камня весом в триста шестьдесят фунтов, а самая машина весила триста шестьдесят тысяч фунтов. Когда же родосцы потребовали от Каллия, чтобы он изготовил машину против этого гелеполя, для переноски его, согласно данному им обещанию, внутрь стен, он сказал, что это невозможно.

5. Ибо не все возможно произвести одним и тем же способом, но одни вещи, сделанные по образцу небольшой модели, действуют одинаково и в большом размере, а для других не может быть модели, но их строят сами по себе; некоторые же таковы, что на модели они кажутся правдоподобными, но, будучи увеличены, разваливаются, как это можно видеть из следующего. Буравом можно буравить отверстия в полдюйма, в дюйм и в полтора, если же таким способом мы захотели бы сделать отверстие в пядь, это не было бы осуществимо, а об отверстии в полфута или больше не приходится даже и думать.

6. Точно так же по некоторым моделям видно, что исполнимое в малых размерах неисполнимо тем же способом в больших. Из-за этого-то родосцы, таким же образом ошибившись в расчете, нанесли несправедливое оскорбление Диогнету. И вот, увидев, что враги упорно их осаждают, что приготовлена машина для взятия города, что им угрожает рабство и опустошение государства, они упали к ногам Диогнета, умоляя его помочь родине.

7. Тот сначала отказался это сделать, но, после того как благородные девушки и юноши пришли молить его вместе со жрецами, он дал обещание, под тем условием, что, если ему удастся захватить эту машину, она будет его. Когда это было принято, он в том месте, куда должна была подойти машина, пробил стену и приказал всем гражданам вместе и каждому в отдельности выливать за стену в эту брешь и в выходящие к ней канавы сколько у каждого найдется воды, нечистот и помоев. После того как ночью туда было вылито множество воды, помоев и нечистот, на следующий день, прежде чем приближающийся гелеполь подошел к стене, он застрял в образовавшейся мокрой луже и не мог быть сдвинут ни вперед,

8. Тогда родосцы, освобожденные искусством Диогнета, принесли ему всенародную благодарность и осыпали его всяческими почестями и наградами. Диогнет отвел этот гелеполь в город, поместил его на площади и сделал на нем надпись: «Диогнет посвящает народу этот дар из военной добычи». Так, в защитном деле нужно запасаться не только машинами, но главным образом мудростью.

9. Точно так же на Хиосе, когда неприятель вез машины-самбуки на своих кораблях, хиосцы ночью навалили земли, песка и камней в море перед своими стенами. И вот, когда неприятель на следующий день попытался приблизиться к стенам, корабли сели на насыпь, образовавшуюся под водой, и не могли ни подойти к стене, ни уйти назад, но были уничтожены пожаром, пронзенные зажигательными стрелами. Равным образом, когда осаждалась Аполлония и неприятель собирался, сделав подкоп, проникнуть незаметно внутрь стен и об этом было донесено лазутчиками аполлониатам, они, встревоженные известием, в страхе не зная что придумать, были в отчаянии, так как не могли знать ни времени, ни того места, откуда должны были появиться враги.

10. Но тогда случился там архитектор Трифон Александрийский. Он провел внутри стены несколько подкопов и, выкапывая землю, проходил за пределы стены несколько дальше полета стрелы и во всех подкопах повесил медные сосуды. В одном из этих подкопов, пришедшемся против неприятельского, висевшие там сосуды начали звенеть от ударов железных орудий. По этому звуку узнали, в каком месте противники, ведущие подкоп, замышляли проникнуть внутрь. Определив таким образом направление, Трифон расположил наверху над головами врагов медные котлы с кипятком и смолой, а также с человеческими испражнениями и раскаленным песком. Потом ночью он пробил четыре отверстия и, внезапно залив работавших там неприятелей, всех их умертвил.

11. Точно так же, когда осаждалась Массилия и подводилось более тридцати подкопов, массилийцы, заподозрив это, увеличили глубину всего рва перед стеной. Таким образом все подкопы оказались выходящими в ров. А в тех местах, где нельзя было прокопать рва, они сделали внутри стены яму огромной длины и ширины, в виде рыбного садка, против того места, где велся подкоп, и наполнили ее водой из колодцев и гавани. Таким образом, когда подкопы туда вышли, вода, внезапно ворвавшись с огромной силой, подмыла крепления, и все, кто был внутри, были задавлены множеством воды и рухнувшим подкопом.

12. И также, когда против их стены врагами сооружался вал и место было завалено срубленными и наваленными туда для работы деревьями, массалийцы, метая туда из баллист раскаленные железные шесты, заставили загореться все укрепление. Когда же баранья черепаха подошла для разбития стены, они бросили петлю, затянув ею баран и натянув ее на колесо посредством ворота, подняли ему голову и не допустили притронуться к стене. Наконец, они разрушили всю машину раскаленными зажигательными стрелами и ударами баллист. Таким образом эти города были спасены не машинами, но искусством архитекторов, направленным против действия машин.

Что мог я разъяснить относительно устройства машин мирного и военного времени и то, что я счел наиболее полезным, я изложил в этой книге. В предыдущих же девяти я разобрал отдельные вопросы и частности, чтобы все мое сочинение в целом заключало в десяти книгах объяснение всех отделов архитектуры.

19. Принципы римского градостроительства.

Рим без регулярной планировки. Римляне заимствовали сакральную традицию основания города у этрусков. Кто-то: римский город возник постепенно сам, другие: идея регулярного лагеря еще у греков. Полибий: римляне, опираясь на военный лагерь и на этрусков внесли еще большую ясность и четкое выделение главных осей. Прямоугольный план делится кардо (севера на юг) и докуманом (с востока на запад). Где кардо пересекает докуман, находится казна, святыни, место управления и так далее (как в лагере). В греческой гипподамовой системе гармонично сочетается природа и человеческое начало, а римское градостроение переделывает природу под себя.

Норба, к4в, частичная регулярная планировка. На холмах нерегулярная планировка, вокруг них все регулярно.

Коза, 273г, полностью регулярная планировка. Рим новую систему применял не к себе, а к тем городам, которые он заново отстраивал или к новым колониям.

Остия, у устья Тибра, порт Рима. 340-335г – основание города, маленький городок, 146г (падение Карфагена) –Италия вынуждена жить за счет привозного зерна (не может кормить себя), порт начинает отстраиваться, там большие склады.

Помпеи, в Кампании. Римским стал в н1в до н.э. Имеет принципы италийского регулярного плана, усиленные римским присутствием. Обнесен стеной, есть главные и второстепенные башни. 2 кардо (улица Меркурия и улица Стаби), 2 декуманума (Наланская улица, улица Изобилия). На пересечении Форум. Главный храм, торговые места, базилика (суд). Дорога гробниц, от города к Геркулануму, к вилле Мистерий. Законодательно запрещалось хоронить людей в границах города. Италийские типологии: ворота без укрепленной башни, один въезд больше, другой меньше (для пеших, всадников и повозок). Город подчиняется и городским воротам. Улицы ориентируются на важные составляющие городской застройки, пространство всегда организованно. У улиц продуманная социальная структура: мощеные с тротуарами, у некоторых тротуаров дурочки, к которым можно привязать лошадь. Есть пешеходные переходы (высокие камни), так как все отходы выбрасывались на улицу и вымывались дождями (но и эти камни поставлены так, чтобы могла проехать повозка). Есть общественные туалеты. Городская застройка разная, но не нарушает пространства города, ключевые постройки всегда выше.

386-200г. Второй этап, вводят новую строительную технику. Техника еще не совпала с архитектурной конструкцией, но она уже есть. Техника конкрет (римский бетон). Римляне выкладывали стену по опалубке, сохраняли облицовку. То есть конструктивно работает только бетонная стена, но архитектурная форма имеет наложенную декорацию (облицовку), которая не несет конструктивную функцию

Опус инсертум: облицовка камешками неправильной формы. Существовала дольше всего, иногда она еще покрывалась стуком, самая грубая. Существует точно со 2в до н.э.

Опус ретикулатум: сер 1в до н.э. театр Гнея Помпея в Риме, мавзолей Августа. Пирамидка сделана из туфа, ее мы загоняем в бетон, а на поверхности остается основание (получаются треугольнички или скорее ромбы).

Опус микстум: вместе с опусом ретикулатом, появляются ряды облицовки плинфой (уже расцвет империи).

Опус тестацеум: облицовка плинфой (Базилика Макценция и Константина).

Параллельно идет развитие арочно-сводчатой конструкции. В итоге, новые материал соединился с новым типом конструкции. Это и есть новаторство.

Принципов градостроительства касается Витрувий: 1кн, 4гл –выбор здоровой местности, дальше о закладке стен, башен, городских площадей. Греки более искусные мастера –города на не только удобных, но и красивых местах, вписывались в ландшафт; римляне безупречно решали градостроительную работу, но размещение, где удобно, а не где красиво.

Рим –нерегулярен, радиальная система улиц, расходившаяся от форума (их несколько). К границам города отводились театры, цирки, рынки; некрополи за пределом города.

Сначала выделялся центр, потом определялись кардо и декуманум, потом второстепенные параллельные улицы; въезды в город оформлены триумфальными арками (вроде первая арка у Августа).

20. Римская архитектурная революция.

После пожара 64г и Нерона Рим стал другим городом, более регулярным, светлым. При Нероне начинается Римская архитектурная революция, подводится итог исканиям в материале и принципах строительства. При Нероне арка и свод приобретают широчайшее распространение, окончательно овладение внутренних пространств, появляется каркасные конструкции. Архитектура смотрит в будущее.

Термы Нерона. Огромный прямоугольных очертаний ансамбль, сочетаются открытые и закрытые помещений. Помещение строятся по логике развития процесса мытья. Осевая симметричная композиция. Термы Агриппы это только подступ, а Нерона уже окончательное оформление. Нерон был последовательным грекофилом, свой дворец украшает росписями, связанными с греческим циклом и дионисийскими мистериями.

Ансамбль Золотого дома ориентирован на форум Романум. Форум романум становится вестибюлем, который ведет по виа Сакра ко дворцу. Огромный протяженный ансамбль не похож на римскую террасную виллу и перистильный дом, строится на основе двора неправильной формы. Помещения располагаются по принципу анфиладности, динамизм и драматизм. Ключевой момент октагональный зал, перекрытый сначала восьмиугольным лотковым сводом, который потом переходит в купол, в вершине окулюс. Развитая сложная архитектурная система. 3й помпеянский стиль - плоскостный и декоративный. Золотой свод золотого дома Нерона - сам золотой свод не сохранился. Важно, что по свидетельству кого-то 16в можем получить представление о декорации сводов, которые разрушались и не дошли до наших дней. Широкое применение бетонных сводов перекрывали огромныезалы без опорных столбов. Убранство пышно, он был отделан золотом, перламутром и драгоценными камнями. Дворец был разрушен, а развалины засыпаны мусором и использованы в качестве субструкций для терм Траяна.

Новый подъем архитектуры при династии Флавиев.

Колизей. Огромное, эллиптическое в плане сооружение предназначено для гладиаторских боев и травли зверей. В центре – эллиптическая арена, отделенная высокой стеной от мест для зрителей, потом постепенно повышаясь идут разделенные проходами места для зрителей (4 яруса). Места для зрителей на мощных сводчатых галереях. На высоких мачтах, укреплённых на стене четвертого яруса натягивали тент (веларий). Декор – мраморные облицовки и стуковые украшения. Глубокие подвальные помещения использовались в служебных целях (помещения для раненных и убитых гладиаторов, клетки для зверей и т.д.) Построен из туфа, наружные стены сложены из более твердого травертина. Для конструкции сводов и стен широко использовались кирпич и бетон. В Колизее нашла свое наиболее совершенное выражение характерная для римского зодчества система объединения в одно органическое целое многоярусной аркады, составляющей своего рода каркасную конструкцию здания, и элементов ордера - полуколонн, примыкающих к арочным столбам и несущих антаблемент, назначение которого - отделять один ярус аркады от другого. Римский архитектор в данном случае применяет ордер не только как средство пропорционального членения фасада огромного по протяженности сооружения, но и как средство для выявления тектонических закономерностей, лежащих в основе архитектурного образа. Полуколонны и антаблементы образно выявляют конструктивное значение многоярусной аркады: примыкающая к арочному столбу полуколонна более красноречиво, нежели сам столб, выражает его опорное значение; в свою очередь антаблемент как бы усиливает несущую способность арки. Органическое единство конструкции здания и его архитектурного решения, характер сооружения исчерпывающе открывается с разных сторон. Фасад криволинейный! Ордер дает структурность, организованность и антропоморфность. Функциональная постройка имеет блестящее ордерное решение.

Арка Тита (81 г).в честь взятия Иерусалима. Мощная по формам 1пр арка, украшенная колоннами с пышными капителями (по 4 с каждой стороны). Большая монументальность и пластическое богатство, чем в эпоху Августа. Контрасты освещенных и затененных, выступающих и углубленных поверхностей. Арка – мемориальная и религиозная идея, архитектурно показывает идею очищения, зримая граница между одним и другим. Выделение цоколя – массивное, то что должно нести арку. Арка – форма семантически очень насыщенная, как бы небо. Замковый камень (ключевой момент арочной конструкции – изображение Фортуны). Ордерное членение – полуколонны большого и малого ордеров (большой ордер несет аттик, малый – своды).

Дворец Флавиев. На вершине Палатина, где издавна селилась римская знать. Масштаб, использование техники римского бетона, новаторское понимание стены. Вход во дворец – помещение перекрытое куполом (семантика). Базилика, тронный зал и ларарий. В тронном зале экседра, где трон императора. Архитектура, оформляющая идею императорской власти. Динамичное понимание пространства, развитие его по мере шествия, сочетание закрытых и открытых пространств. Динамика разных сводов и перекрытий усиливает драматическую, экспрессивную составляющую. Неожиданность и контраст, внесение драматической темы. Октагональный зал, который имеет полукруглые экседры по углам. Стены нет, она вся состоит из ниш. Палатинский стадий (входит в ансамбль) – весь стадий огражден портиками (свет-тень).

Наши рекомендации