Если условия пригодности заготовок не выполняются, то изменяют материал колес или вид термообработки.
3 Проверяем контактные напряжения sн , Н/мм2
, (5)
где К - вспомогательный коэффициент; для прямозубых передач К = 436;
для косозубых передач К = 376;
-окружная сила в зацеплении (Н),
(6)
Здесь Т2 – Нм, d2 – м.
Ft=
КНa-коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями.
Для зубчатых колес КНaопределяется по графику на рисунке 4.2 [1] в зависимости от окружной скорости колес υ, м/с и степени точности передачи;
Определяем окружную скорость
(7)
здесь d2- м, ω2 - рад/с.
υ =
Принимаем ….. степень точности передачи (таблица 4.1 [1] );.
Из рисунка 4.2 [1] КНa=
КНu- коэффициент динамической нагрузки, зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи (таблица 4.2 [1] );
КНu=
sн =
– Допускаемая недогрузка передачи (sн<[s]н) должна быть не более 10% и перегрузка (sн>[s]н) до 5%.
– Если условие прочности не выполняется, то следует изменить ширину венца колеса b2.Если эта мера не даст должного результата, то либо надо увеличить межосевое расстояние aw, либо назначить другие материалы колес или другую термообработку, пересчитать допускаемые контактные напряжения и повторить весь расчет передачи.
4 Проверяем напряжения изгиба зубьев шестерни sF1 и колеса sF2, Н/мм2
(8)
, (9)
где KFa-коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями зависит от степени точности передачи.
Для прямозубых колесKFa=1;
Для косозубых колесКFа зависит от степени точности передачи.
Степень точности… 6 7 8 9
Коэффициент KFa… 0,72 0,81 0,91 1,00
KFβ- коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба.
Для прирабатывающихся зубьев колес KFβ=1;
KFu- коэффициент динамической нагрузки, зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи (таблица 4.2 [1]);
YF1 и YF2- коэффициенты формы зуба шестерни и колеса,
Для прямозубых колесопределяются по таблице 4.3 [1] интерполированием в зависимости от числа зубьев шестерни и колеса.
Для косозубых колес определяются по таблице 4.3 интерполированием в зависимости от эквивалентного числа зубьев шестерни и колеса :
,
где b- угол наклона зубьев;
Для косозубых колесYb= 1-bo/140o- коэффициент, учитывающий наклон зуба.
Для прямозубых колесYb=1
YF1 =
YF2 =
sF2=
sF1=
5 Составляем табличный ответ к задаче
Проверочный расчет | ||||
Параметры | Допускаемые значения | Расчетные значения | Приме-чание | |
Контактные напряжения, sн , Н/мм2 | ||||
Напряжения изгиба, Н/мм2 | σF1 | |||
σF2 |
В графе «Примечание» к проверочному расчету указывают в npoцентах фактическую недогрузку или перегрузку передачи по контактным sн и изгибным sFнапряжениям.
·100%
·100%
Расчет считается удовлетворительным, если степень недогрузки по контактным напряжениямсоставляет не более 10 –15 %.
Допускаемая перегрузка – не более 5%.
Если действующее напряжение намного меньше допускаемых, то это означает, что прочность материала используется не полностью и размеры передачи завышены.
Недогрузка по изгибным напряжениям обычно бывает на уровне 50%. Это считается нормальным, так как поломка зуба от изгибных напряжений является более опасным видом разрушения, чем контактное выкрашивание активных поверхностей зубьев. Если sF>[s]Fсвыше 5%, то надо увеличить модуль , соответственно пересчитать число зубьев шестерни z1и колеса z2и повторить проверочный расчет на изгиб. При этом межосевое расстояние awне изменяется, а следовательно, не нарушается контактная прочность передачи.
Таблица 4.1 - Степени точности зубчатых передач
Вид передачи | Вид зубьев | Степень точности | |||
6-я | 7-я | 8-я | 9-я | ||
Предельная окружная скорость v, м/с | |||||
Цилиндрическая | Прямые | ||||
Косые |
Таблица 4.2 - Значения коэффициентов Кнuи KFu
Таблица 4.3 -Коэффициенты формы зуба YF
Z | YF | Z | YF | Z | YF | Z | YF | Z | YF |
4,28 | 3,92 | 3,8 | 3,66 | 3,61 | |||||
4,27 | 3,9 | 3,78 | 3,65 | 3,61 | |||||
4,07 | 3,88 | 3,75 | 3,62 | 3,60 | |||||
3,98 | 3,81 | 3,7 | 3,62 | 3,60 | |||||
3,62 |
1,08 |
1,06 |
1,04 |
1,02 |
Рисунок 4.2 - График для определения коэффициента КНа
по кривым степени точности
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 5