Готический стильXIII–XV века

ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯЗападная и Центральная Европа

ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙБольшие городские соборы, здания городского само­управления, дворцы знати (Венеция) и резиденции монархов (Англия)

ЧТО ПРИДУМАНОГотика переняла тип романской базилики с трансептом и башнями, но сильно изменила его архитектуру. Главное ноу-хау готических строи­телей — отказ от несущей стены. Устойчивость зданий обеспечивал каркас, устои которого переходили в нервюры (ребра) сводов. Соору­жения лишались массивности, свойственной романским аналогам, их материаль­ность визу­ально ослабевала. При этом устойчивость здания обеспечивала система внешних опор, состоящая из контрфорсов и аркбутанов.

ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫГерхард фон Риле (Кёльнский собор), Реймондю Тампль (соборСвятого Пет­ра в Бове, Франция), Гийом из Санса (один из строителей собора в Кентербери, Англия)

ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫДоминирование вертикалей, усложняющих силуэт, Стрельчатые арки, Нервюрные (с ребрами) своды, Обилие скульптурного декора, в том числе изображающего фантастических существ, Декоративные завершения — фиалы, Вимперги, Окна-розыВитражи в обширных оконных проемах

РенессансXV век — Ранний Ренессанс, XVI век — Высокий и Поздний

ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯИталия

ЧТО ПРИДУМАНОВ качестве идеала в архитектуре рассматривалось зодчество Древнего Рима, дошедшее до XV века в руиниро­ванном виде. Актуализировался ордер, подражающий строению и пропорциям чело­веческой фигуры, что соот­ветствовало гума­нистическим устремлениям эпохи: человек, как в Античности, стал мерой всех вещей.

Ранний Ренессанс

ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙГородской дворец (палаццо), городская церковь

ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫФилиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти

ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫСдержанное использование ордера — в виде выступов-пилястр, Рустованныйили инкрустированный разными породами мрамора фасад, Массивный, сильно вынесенный венчающий карниз; Окна-бифоры,Резные каменные порталы

Высокий и Поздний Ренессанс

ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙГородской дворец (палаццо), городская церковь, загородная вилла

ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫДонатоБраманте, ДжакомоБароцци да Виньола, Микеланджело Буонарротти, АндреаПалладио

ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫБолее активное приме­не­ние ордера — в виде полу­колонн и колонн, несущих раскрепованный антабле­мент, а также портиков; Насыщенный декор оконных и дверных проемов; Заполнение свободных участков фасада нишами и филёнками; Скульптурный декор; термальные окна; венецианские окна

Барокко XVII–XVIII век

ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯСтраны Европы, а также их колонии в Новом Свете

ЧТО ПРИДУМАНО это бунт против рациона­лизма в искусстве, который будет последовательно от­стаи­ваться классицистами. Барокко стремится создать у зрителя пространст­вен­ные и пластические иллюзии, виртуозно подчиняя своим задачам строи­тель­ный материал и напоминая тем самым, с одной стороны, о сверхъестест­венном и божественном, а с другой — о виртуозных способностях архитек­тора.

ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫДжованни Лоренцо Бернини, Пьетро да Кортона, ФранческоБорромини, ГвариноГварини, ФилиппоЮварра, Иоганн Фишер фон Эрлах, Ян Кристоф Глаубиц, ФранческоБартоломео Растрелли

ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙДворец и парковый ансамбль с павильонами, цер­ковь, монастырский комплекс, ансамбль городской площади и улицы

ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫВыгнутые или вогнутые фасадные поверхности; Сложные пространственные эффекты; Разорванные фронтоны; Трехчетвертные (на чет­верть утопленные в стену) и/или русто­ванныеколонны; Пышный скульптурный декор, включающий кариатиды и картуши; Часто — полихромное цветовое решение

Рококо1710–80-е годы

ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯФранция и другие страны Европы, а также их колонии в Новом Свете

ЧТО ПРИДУМАНОРококо продолжило барочную традицию изощрен­ной сложности форм. При этом если стиль барокко был языком религии и власти, то рококо стреми­лось создать комфортную среду для частного человека. Мебель рококо была беспрецедентно удобной.

ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫЖерменБофран, Георг Венцеслаус фон Кнобельс­дорф, Маттеус Даниэль Пёппельман

ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙЖилая архитектура, преимущественно отделка интерьеров, отчасти церкви

ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫСравнительно небольшой размер построек; Исключительно пилястровый ордер; Элементы подражания китайской архитектуре; Мотив рокайля в декоре (элемент, напоминающий завиток морской ракови­ны или волну); Картуши в качестве украшений; Пастельная гамма в колористическом решении



Наши рекомендации