Готический стильXIII–XV века
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯЗападная и Центральная Европа
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙБольшие городские соборы, здания городского самоуправления, дворцы знати (Венеция) и резиденции монархов (Англия)
ЧТО ПРИДУМАНОГотика переняла тип романской базилики с трансептом и башнями, но сильно изменила его архитектуру. Главное ноу-хау готических строителей — отказ от несущей стены. Устойчивость зданий обеспечивал каркас, устои которого переходили в нервюры (ребра) сводов. Сооружения лишались массивности, свойственной романским аналогам, их материальность визуально ослабевала. При этом устойчивость здания обеспечивала система внешних опор, состоящая из контрфорсов и аркбутанов.
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫГерхард фон Риле (Кёльнский собор), Реймондю Тампль (соборСвятого Петра в Бове, Франция), Гийом из Санса (один из строителей собора в Кентербери, Англия)
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫДоминирование вертикалей, усложняющих силуэт, Стрельчатые арки, Нервюрные (с ребрами) своды, Обилие скульптурного декора, в том числе изображающего фантастических существ, Декоративные завершения — фиалы, Вимперги, Окна-розыВитражи в обширных оконных проемах
РенессансXV век — Ранний Ренессанс, XVI век — Высокий и Поздний
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯИталия
ЧТО ПРИДУМАНОВ качестве идеала в архитектуре рассматривалось зодчество Древнего Рима, дошедшее до XV века в руинированном виде. Актуализировался ордер, подражающий строению и пропорциям человеческой фигуры, что соответствовало гуманистическим устремлениям эпохи: человек, как в Античности, стал мерой всех вещей.
Ранний Ренессанс
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙГородской дворец (палаццо), городская церковь
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫФилиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫСдержанное использование ордера — в виде выступов-пилястр, Рустованныйили инкрустированный разными породами мрамора фасад, Массивный, сильно вынесенный венчающий карниз; Окна-бифоры,Резные каменные порталы
Высокий и Поздний Ренессанс
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙГородской дворец (палаццо), городская церковь, загородная вилла
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫДонатоБраманте, ДжакомоБароцци да Виньола, Микеланджело Буонарротти, АндреаПалладио
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫБолее активное применение ордера — в виде полуколонн и колонн, несущих раскрепованный антаблемент, а также портиков; Насыщенный декор оконных и дверных проемов; Заполнение свободных участков фасада нишами и филёнками; Скульптурный декор; термальные окна; венецианские окна
Барокко XVII–XVIII век
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯСтраны Европы, а также их колонии в Новом Свете
ЧТО ПРИДУМАНО это бунт против рационализма в искусстве, который будет последовательно отстаиваться классицистами. Барокко стремится создать у зрителя пространственные и пластические иллюзии, виртуозно подчиняя своим задачам строительный материал и напоминая тем самым, с одной стороны, о сверхъестественном и божественном, а с другой — о виртуозных способностях архитектора.
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫДжованни Лоренцо Бернини, Пьетро да Кортона, ФранческоБорромини, ГвариноГварини, ФилиппоЮварра, Иоганн Фишер фон Эрлах, Ян Кристоф Глаубиц, ФранческоБартоломео Растрелли
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙДворец и парковый ансамбль с павильонами, церковь, монастырский комплекс, ансамбль городской площади и улицы
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫВыгнутые или вогнутые фасадные поверхности; Сложные пространственные эффекты; Разорванные фронтоны; Трехчетвертные (на четверть утопленные в стену) и/или рустованныеколонны; Пышный скульптурный декор, включающий кариатиды и картуши; Часто — полихромное цветовое решение
Рококо1710–80-е годы
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯФранция и другие страны Европы, а также их колонии в Новом Свете
ЧТО ПРИДУМАНОРококо продолжило барочную традицию изощренной сложности форм. При этом если стиль барокко был языком религии и власти, то рококо стремилось создать комфортную среду для частного человека. Мебель рококо была беспрецедентно удобной.
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫЖерменБофран, Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф, Маттеус Даниэль Пёппельман
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙЖилая архитектура, преимущественно отделка интерьеров, отчасти церкви
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫСравнительно небольшой размер построек; Исключительно пилястровый ордер; Элементы подражания китайской архитектуре; Мотив рокайля в декоре (элемент, напоминающий завиток морской раковины или волну); Картуши в качестве украшений; Пастельная гамма в колористическом решении