Развитие архитектуры от 3 тыс.д.н.э. до н.э. до наших дней

РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ ОТ 3 ТЫС.Д.Н.Э. ДО Н.Э. ДО НАШИХ ДНЕЙ

Архитектура Древнего Египта 3 в. д.н.э – 2 в. д.н.э

Крупнейшие постройки имеют ритуальное значение: это гробницы и храмы в форме ступенчатых пирамид.

Наземные храмы представляли собой вытянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли пилоном, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу.

Стоечно-балочная система в архитектуре Древнего Египта развивается: колонна получает эстетическое оформление

Древний Вавилон 2 в. д.н.э – 1600 гг. д.н.э.

Судя по материалам раскопок и по описаниям, Вавилон нового времени был огромным, правильно распланированным городом, с улицами, пересекавшимися под прямым углом. Он был окружён тройной мощной стеной, в которой были сделаны восемь ворот, носившие имена восьми главных богов. Многочисленные башни на очень широких стенах и выложенный кирпичом ров довершали мощные оборонительные укрепления города. Кроме того, в городе было очень много различных культовых построек-храмов, небольших святилищ, уличных алтарей.

Микенская цивилизация 1600 гг. д.н.э.- 800 г. д.н.э.

Микенская цивилизация, или Ахейская Греция — культурный период в истории доисторической Греции. создавали свои поселения на возвышенностях и окружали их мощным кольцом крепостных стен. Такой укреплённый город называли акрополем (что означает «верхний город»).

Древнегреческая архитектура VII век до н. э. — I век н. э.

ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯНа территории современной Греции, на юге Италии (в том числе на Сицилии), в Турции и в Крыму­

ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙХрамы, мавзолеи

ЧТО ПРИДУМАНОДревние греки считаются изобретателями ордера — системы элементов и про­порций, — более чем на два тысячелетия определившего формальные прин­ципы западной архитектуры.

ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫИктин и Калликрат (строители Парфенона), Мнесикл (строитель афинских Про­пилеев), Пифей (автор мавзолея в Галикарнасе)

ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫДорический ордер, Ионический ордер, Коринфский ордер, Ордерная колоннада, Портик с фронтоном, Стереобат, Кариатиды

Древнеримская архитектура VI век до н. э. — V век н. э.

ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯНа территории от Англии до Аравийского полуострова

ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙАкведуки, виллы, храмы, амфитеатры и цирки, тер­ мы, базилики (со светски­ми функциями), триум­фальные арки

ЧТО ПРИДУМАНОРимляне вошли в историю в пер­вую очередь как мастера строительной инженерии, изо­бретатели бетона и но­вых конструкций, которых не знали греки. В то же время в период империи римляне старались подражать грекам в декорации своих построек и даже при­думали новые ордера.

ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫМарк ВитрувийПоллион, автор трактата «Десять книг об архитектуре»; Апол­лодор Дамасский, рабо­тавший в эпоху императора Траяна (автор Пантеона и форума Траяна в Риме)

ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫНесущая стена с ордерной декорацией в виде полуколонн или пилястр, Мотив аркады и аркатуры, Раскрепованный антаблемент , Арочные проемы, Цилиндрические своды, Купол , Тосканский ордер, Композитный ордер, Термальные окна

Романский стильXI–XII века

ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯЗападная и Центральная Европа

ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙХристианские храмы, монастырские комплексы, феодальные замки

ЧТО ПРИДУМАНОГлавным типом культового здания в христианской Европе стала римская бази­лика (служившая в Древ­нем Риме для светских нужд). В восточной торцевой части теперь разместился алтарь, а в западной — главный вход. Размеры по­стро­ек значительно увеличились; композиция усложнилась за счет включения башен и трансептов, а также пере­крытия интерьера при помощи каменных сво­дов, более безопасных в пожарном отношении.

ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫВ христианском Средневековье всякое творчество имперсонализировалось, един­ственным творцом полагался Бог, поэтому имена мастеров — испол­нителей бо­же­­ственной воли не фиксировались и не дошли до нас

ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫЗападный фасад и трансепт с башнями с шатровым завершением, Массивные несущие стены, прорезанные небольшими окнами, На западном фасаде — перспективные порталы, украшенные скульптурой, Над фасадом — щипец, украшенный ползучей аркатурой

Барокко XVII–XVIII век

ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯСтраны Европы, а также их колонии в Новом Свете

ЧТО ПРИДУМАНО это бунт против рациона­лизма в искусстве, который будет последовательно от­стаи­ваться классицистами. Барокко стремится создать у зрителя пространст­вен­ные и пластические иллюзии, виртуозно подчиняя своим задачам строи­тель­ный материал и напоминая тем самым, с одной стороны, о сверхъестест­венном и божественном, а с другой — о виртуозных способностях архитек­тора.

ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫДжованни Лоренцо Бернини, Пьетро да Кортона, ФранческоБорромини, ГвариноГварини, ФилиппоЮварра, Иоганн Фишер фон Эрлах, Ян Кристоф Глаубиц, ФранческоБартоломео Растрелли

ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙДворец и парковый ансамбль с павильонами, цер­ковь, монастырский комплекс, ансамбль городской площади и улицы

ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫВыгнутые или вогнутые фасадные поверхности; Сложные пространственные эффекты; Разорванные фронтоны; Трехчетвертные (на чет­верть утопленные в стену) и/или русто­ванныеколонны; Пышный скульптурный декор, включающий кариатиды и картуши; Часто — полихромное цветовое решение

Рококо1710–80-е годы

ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯФранция и другие страны Европы, а также их колонии в Новом Свете

ЧТО ПРИДУМАНОРококо продолжило барочную традицию изощрен­ной сложности форм. При этом если стиль барокко был языком религии и власти, то рококо стреми­лось создать комфортную среду для частного человека. Мебель рококо была беспрецедентно удобной.

ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫЖерменБофран, Георг Венцеслаус фон Кнобельс­дорф, Маттеус Даниэль Пёппельман

ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙЖилая архитектура, преимущественно отделка интерьеров, отчасти церкви

ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫСравнительно небольшой размер построек; Исключительно пилястровый ордер; Элементы подражания китайской архитектуре; Мотив рокайля в декоре (элемент, напоминающий завиток морской ракови­ны или волну); Картуши в качестве украшений; Пастельная гамма в колористическом решении

Эклектика 1820 — 1900-е годы

ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯСтраны Европы и их колонии, Российская империя, США

ЧТО ПРИДУМАНОСтесненные нормативностью классицизма, архитекторы стали выбирать стиль постройки — из имеющихся исторических направлений — сообразно назначению здания. Это позволило сделать более привлекательным облик принципиально новых по типу сооружений, которые появились благодаря урбанизации и станов­лению новых общественных отношений.

Неогрек-Воспроизведение клас­сических греческих памятников с архео­логической точностью; Геометрическая строгость объемов; Плоские стены; Скупой ордерный декор; Мотив лоджии; В декоре — мотив гермы

Неоренессанс-Детали исторического стиля наложены на фасад совре­менного, часто много­этажного здания с регулярной сеткой окон; Масштаб деталей укрупнен; Вместо каменных элементов — штукатурная декорация

Необарокко, или боз-ар -Детали исторического стиля наложены на фасад совре­менного, часто много­этажного здания с регулярной сеткой окон; Масштаб деталей укрупнен; Вместо каменных элементов — штукатурная декорация; Арочные окна и дверные проемы; Классические архи­тектурные детали: балюстрады, пилястры; Гирлянды, бога­тые глубокие карнизы; Декорированные скульптурой кронштейны и опорные консоли; Выразительные маскароны; Насыщенные многоцветные росписи, фрески, мозаики и другие произведения искусства в интерьерах

Неороманика-Детали исторического стиля наложены на фасад совре­менного, часто много­этажного здания с регулярной сеткой окон; Масштаб деталей укрупнен; Вместо каменных элементов — штукатурная декорация

Неоготика-Детали исторического стиля наложены на фасад совре­менного, часто много­этажного здания с регулярной сеткой окон; Масштаб деталей укрупнен; Вместо каменных элементов — штукатурная декорация

Неовизантийский стиль-Детали исторического стиля наложены на фасад совре­менного, часто много­этажного здания с регулярной сеткой окон; Масштаб деталей укрупнен

Неомавританский стиль-Влияние португальского, испанского и маври­танского исламского средневекового зодчества; Шлемовидные и луковичные купола в качестве завершения; Фестончатые арки; Подковообразные арки; Сталактитовые своды; Ковровая орнаментация фасадов; Использование мозаики и керамических изразцов; Здания чаще всего — синагоги

Авангард

Модернизм 1930–60-е

ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯЗародился в Европе после Второй мировой войны и распространился по всему миру

ЧТО ПРИДУМАНОИнтернациональный стиль явился продолжением и развитием функционализма и следствием деятельности школы Баухаус. К основным принципам стиля можно отнести пря­молинейные формы, чистые поверхности, лишенные декора, свободное внутреннее пространство, навес­ные фасады, скрывающие несущие конструкции и освобождающие пространство на уровне земли. Наиболее широкое распространение получил в ходе восстановления разрушенных городов Европы после Второй мировой войны — базовые принципы стиля давали возможность для круп­но­масштабной город­ской застройки. Термин «интернациональный стиль» вошел в употребление после одноименной выставки, прошедшей в МoМА в 1932 году.

ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫЛе Корбюзье, Мисван дер Роэ, Филип Джонсон; крупная проектная фирма «Скидмор, Оуингс и Меррилл»

ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫПростые геометрические формы;Лишенные декора стены;Стальные и бетонные конструкции;Стеклянные фасады;Эксплуатируемые кровли;Чистые прямоугольные свободные планировки

Хай-тек 1970–90-е годы

ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯПо всему миру

ЧТО ПРИДУМАНОЭстетика хай-тека выражает превосходство высо­котехнологичного производ­ства над природой; прагматизм. Это архитектура крупных бизнес-корпораций, утверждающих себя посредством новой монументальности, полностью лишен­ной ретро­спективных ассоциаций и устремленной скорее к образам научной фантастики.

ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫНорманФостер, Ричард Роджерс, Ренцо Пьяно, КэндзоТангэ

ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫОбнаженный конструктивный каркас здания;Геометрическая ясность крупной формы;Чистые поверхности без детализации;Пластический минимализм;Щедрое использование стекла и металла;Инновационная инженерная оснастка, которая не скрывается от зрителя, а так­же становится элементом дизайна

Деконструктивизм1980–90-е

ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯПо всему миру

ЧТО ПРИДУМАНОАрхитектурная деконструкция, в отличие от деструкции (то есть разрушения), с которой ее часто путают, предполагает создание нового через переосмысле­ние, «переконструирование» предшествующего стереотипа, что неизбежно приводит к интенсивному внедрению в окружающее пространство некоторой провокации. Опираясь на работы французского философа Жака Деррида конца 1960-х и исходя из того, что архитектура — это язык осмысления пространства, деконструктивизм предлагает освобождение от приемов и противоречий, огра­ничивавших предшествующие поколения архитекторов. Из-за сложной пла­стики форм деконструктивизм мог остаться одним из явлений «бумажной архитектуры»  , однако значительное увеличение мощностей ЭВМ в конце 1980-х сделало возможной реализацию смелых пространственных идей.

ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫПитер Айзенман, Бернар Чуми, ЗахаХадид, Фрэнк Гери, Даниэль Либескинд, архитектурное бюро CoopHimmelb (l)au, Стивен Холл

ПРОИЗВОДНЫЕ СТИЛИПараметризм, нелинейная архитектура

ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫФрагментированные абстрактные формы;Расслоение; Дробление; Скульптурность; Метафоричность; Использование подручных средств и материалов; Сложные отношения содержания с историей, ландшафтом и окружением

РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ ОТ 3 ТЫС.Д.Н.Э. ДО Н.Э. ДО НАШИХ ДНЕЙ

Наши рекомендации