Развитие архитектуры от 3 тыс.д.н.э. до н.э. до наших дней
РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ ОТ 3 ТЫС.Д.Н.Э. ДО Н.Э. ДО НАШИХ ДНЕЙ
Архитектура Древнего Египта 3 в. д.н.э – 2 в. д.н.э
Крупнейшие постройки имеют ритуальное значение: это гробницы и храмы в форме ступенчатых пирамид.
Наземные храмы представляли собой вытянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли пилоном, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу.
Стоечно-балочная система в архитектуре Древнего Египта развивается: колонна получает эстетическое оформление
Древний Вавилон 2 в. д.н.э – 1600 гг. д.н.э.
Судя по материалам раскопок и по описаниям, Вавилон нового времени был огромным, правильно распланированным городом, с улицами, пересекавшимися под прямым углом. Он был окружён тройной мощной стеной, в которой были сделаны восемь ворот, носившие имена восьми главных богов. Многочисленные башни на очень широких стенах и выложенный кирпичом ров довершали мощные оборонительные укрепления города. Кроме того, в городе было очень много различных культовых построек-храмов, небольших святилищ, уличных алтарей.
Микенская цивилизация 1600 гг. д.н.э.- 800 г. д.н.э.
Микенская цивилизация, или Ахейская Греция — культурный период в истории доисторической Греции. создавали свои поселения на возвышенностях и окружали их мощным кольцом крепостных стен. Такой укреплённый город называли акрополем (что означает «верхний город»).
Древнегреческая архитектура VII век до н. э. — I век н. э.
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯНа территории современной Греции, на юге Италии (в том числе на Сицилии), в Турции и в Крыму
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙХрамы, мавзолеи
ЧТО ПРИДУМАНОДревние греки считаются изобретателями ордера — системы элементов и пропорций, — более чем на два тысячелетия определившего формальные принципы западной архитектуры.
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫИктин и Калликрат (строители Парфенона), Мнесикл (строитель афинских Пропилеев), Пифей (автор мавзолея в Галикарнасе)
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫДорический ордер, Ионический ордер, Коринфский ордер, Ордерная колоннада, Портик с фронтоном, Стереобат, Кариатиды
Древнеримская архитектура VI век до н. э. — V век н. э.
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯНа территории от Англии до Аравийского полуострова
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙАкведуки, виллы, храмы, амфитеатры и цирки, тер мы, базилики (со светскими функциями), триумфальные арки
ЧТО ПРИДУМАНОРимляне вошли в историю в первую очередь как мастера строительной инженерии, изобретатели бетона и новых конструкций, которых не знали греки. В то же время в период империи римляне старались подражать грекам в декорации своих построек и даже придумали новые ордера.
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫМарк ВитрувийПоллион, автор трактата «Десять книг об архитектуре»; Аполлодор Дамасский, работавший в эпоху императора Траяна (автор Пантеона и форума Траяна в Риме)
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫНесущая стена с ордерной декорацией в виде полуколонн или пилястр, Мотив аркады и аркатуры, Раскрепованный антаблемент , Арочные проемы, Цилиндрические своды, Купол , Тосканский ордер, Композитный ордер, Термальные окна
Романский стильXI–XII века
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯЗападная и Центральная Европа
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙХристианские храмы, монастырские комплексы, феодальные замки
ЧТО ПРИДУМАНОГлавным типом культового здания в христианской Европе стала римская базилика (служившая в Древнем Риме для светских нужд). В восточной торцевой части теперь разместился алтарь, а в западной — главный вход. Размеры построек значительно увеличились; композиция усложнилась за счет включения башен и трансептов, а также перекрытия интерьера при помощи каменных сводов, более безопасных в пожарном отношении.
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫВ христианском Средневековье всякое творчество имперсонализировалось, единственным творцом полагался Бог, поэтому имена мастеров — исполнителей божественной воли не фиксировались и не дошли до нас
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫЗападный фасад и трансепт с башнями с шатровым завершением, Массивные несущие стены, прорезанные небольшими окнами, На западном фасаде — перспективные порталы, украшенные скульптурой, Над фасадом — щипец, украшенный ползучей аркатурой
Барокко XVII–XVIII век
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯСтраны Европы, а также их колонии в Новом Свете
ЧТО ПРИДУМАНО это бунт против рационализма в искусстве, который будет последовательно отстаиваться классицистами. Барокко стремится создать у зрителя пространственные и пластические иллюзии, виртуозно подчиняя своим задачам строительный материал и напоминая тем самым, с одной стороны, о сверхъестественном и божественном, а с другой — о виртуозных способностях архитектора.
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫДжованни Лоренцо Бернини, Пьетро да Кортона, ФранческоБорромини, ГвариноГварини, ФилиппоЮварра, Иоганн Фишер фон Эрлах, Ян Кристоф Глаубиц, ФранческоБартоломео Растрелли
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙДворец и парковый ансамбль с павильонами, церковь, монастырский комплекс, ансамбль городской площади и улицы
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫВыгнутые или вогнутые фасадные поверхности; Сложные пространственные эффекты; Разорванные фронтоны; Трехчетвертные (на четверть утопленные в стену) и/или рустованныеколонны; Пышный скульптурный декор, включающий кариатиды и картуши; Часто — полихромное цветовое решение
Рококо1710–80-е годы
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯФранция и другие страны Европы, а также их колонии в Новом Свете
ЧТО ПРИДУМАНОРококо продолжило барочную традицию изощренной сложности форм. При этом если стиль барокко был языком религии и власти, то рококо стремилось создать комфортную среду для частного человека. Мебель рококо была беспрецедентно удобной.
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫЖерменБофран, Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф, Маттеус Даниэль Пёппельман
ГЛАВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙЖилая архитектура, преимущественно отделка интерьеров, отчасти церкви
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫСравнительно небольшой размер построек; Исключительно пилястровый ордер; Элементы подражания китайской архитектуре; Мотив рокайля в декоре (элемент, напоминающий завиток морской раковины или волну); Картуши в качестве украшений; Пастельная гамма в колористическом решении
Эклектика 1820 — 1900-е годы
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯСтраны Европы и их колонии, Российская империя, США
ЧТО ПРИДУМАНОСтесненные нормативностью классицизма, архитекторы стали выбирать стиль постройки — из имеющихся исторических направлений — сообразно назначению здания. Это позволило сделать более привлекательным облик принципиально новых по типу сооружений, которые появились благодаря урбанизации и становлению новых общественных отношений.
Неогрек-Воспроизведение классических греческих памятников с археологической точностью; Геометрическая строгость объемов; Плоские стены; Скупой ордерный декор; Мотив лоджии; В декоре — мотив гермы
Неоренессанс-Детали исторического стиля наложены на фасад современного, часто многоэтажного здания с регулярной сеткой окон; Масштаб деталей укрупнен; Вместо каменных элементов — штукатурная декорация
Необарокко, или боз-ар -Детали исторического стиля наложены на фасад современного, часто многоэтажного здания с регулярной сеткой окон; Масштаб деталей укрупнен; Вместо каменных элементов — штукатурная декорация; Арочные окна и дверные проемы; Классические архитектурные детали: балюстрады, пилястры; Гирлянды, богатые глубокие карнизы; Декорированные скульптурой кронштейны и опорные консоли; Выразительные маскароны; Насыщенные многоцветные росписи, фрески, мозаики и другие произведения искусства в интерьерах
Неороманика-Детали исторического стиля наложены на фасад современного, часто многоэтажного здания с регулярной сеткой окон; Масштаб деталей укрупнен; Вместо каменных элементов — штукатурная декорация
Неоготика-Детали исторического стиля наложены на фасад современного, часто многоэтажного здания с регулярной сеткой окон; Масштаб деталей укрупнен; Вместо каменных элементов — штукатурная декорация
Неовизантийский стиль-Детали исторического стиля наложены на фасад современного, часто многоэтажного здания с регулярной сеткой окон; Масштаб деталей укрупнен
Неомавританский стиль-Влияние португальского, испанского и мавританского исламского средневекового зодчества; Шлемовидные и луковичные купола в качестве завершения; Фестончатые арки; Подковообразные арки; Сталактитовые своды; Ковровая орнаментация фасадов; Использование мозаики и керамических изразцов; Здания чаще всего — синагоги
Авангард
Модернизм 1930–60-е
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯЗародился в Европе после Второй мировой войны и распространился по всему миру
ЧТО ПРИДУМАНОИнтернациональный стиль явился продолжением и развитием функционализма и следствием деятельности школы Баухаус. К основным принципам стиля можно отнести прямолинейные формы, чистые поверхности, лишенные декора, свободное внутреннее пространство, навесные фасады, скрывающие несущие конструкции и освобождающие пространство на уровне земли. Наиболее широкое распространение получил в ходе восстановления разрушенных городов Европы после Второй мировой войны — базовые принципы стиля давали возможность для крупномасштабной городской застройки. Термин «интернациональный стиль» вошел в употребление после одноименной выставки, прошедшей в МoМА в 1932 году.
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫЛе Корбюзье, Мисван дер Роэ, Филип Джонсон; крупная проектная фирма «Скидмор, Оуингс и Меррилл»
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫПростые геометрические формы;Лишенные декора стены;Стальные и бетонные конструкции;Стеклянные фасады;Эксплуатируемые кровли;Чистые прямоугольные свободные планировки
Хай-тек 1970–90-е годы
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯПо всему миру
ЧТО ПРИДУМАНОЭстетика хай-тека выражает превосходство высокотехнологичного производства над природой; прагматизм. Это архитектура крупных бизнес-корпораций, утверждающих себя посредством новой монументальности, полностью лишенной ретроспективных ассоциаций и устремленной скорее к образам научной фантастики.
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫНорманФостер, Ричард Роджерс, Ренцо Пьяно, КэндзоТангэ
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫОбнаженный конструктивный каркас здания;Геометрическая ясность крупной формы;Чистые поверхности без детализации;Пластический минимализм;Щедрое использование стекла и металла;Инновационная инженерная оснастка, которая не скрывается от зрителя, а также становится элементом дизайна
Деконструктивизм1980–90-е
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯПо всему миру
ЧТО ПРИДУМАНОАрхитектурная деконструкция, в отличие от деструкции (то есть разрушения), с которой ее часто путают, предполагает создание нового через переосмысление, «переконструирование» предшествующего стереотипа, что неизбежно приводит к интенсивному внедрению в окружающее пространство некоторой провокации. Опираясь на работы французского философа Жака Деррида конца 1960-х и исходя из того, что архитектура — это язык осмысления пространства, деконструктивизм предлагает освобождение от приемов и противоречий, ограничивавших предшествующие поколения архитекторов. Из-за сложной пластики форм деконструктивизм мог остаться одним из явлений «бумажной архитектуры» , однако значительное увеличение мощностей ЭВМ в конце 1980-х сделало возможной реализацию смелых пространственных идей.
ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫПитер Айзенман, Бернар Чуми, ЗахаХадид, Фрэнк Гери, Даниэль Либескинд, архитектурное бюро CoopHimmelb (l)au, Стивен Холл
ПРОИЗВОДНЫЕ СТИЛИПараметризм, нелинейная архитектура
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ И ЧЕРТЫФрагментированные абстрактные формы;Расслоение; Дробление; Скульптурность; Метафоричность; Использование подручных средств и материалов; Сложные отношения содержания с историей, ландшафтом и окружением
РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ ОТ 3 ТЫС.Д.Н.Э. ДО Н.Э. ДО НАШИХ ДНЕЙ