Дворянское собрание Дом П.Будникова (ныне Дом творчества детей и молодежи)
Дом купца Петра Будникова долгое время носил название «рекламный дворец», так как при строительстве был украшен изразцами, которые производили мануфактуры купца. Позже там располагался Дом офицеров. Сейчас в нем работает с детьми и молодежью творческий коллектив педагогов дополнительного образования.
По фрагменту декора мы опознали здание Государственного банка, где сейчас располагается музей скульптуры С.Т. Коненкова.
На улице Маяковского находится небольшое старинное здание «с богатым и прихотливым декором», похожее на частный особняк. Построено оно было в эклектическом стиле в начале 70-х годов XIX века и предназначалось для финансово-кредитного учреждения.
Здесь, на Малой Дворянской улице (так она называлась до революции), в 1872 году открылось Смоленское отделение Государственного банка. Кстати, его первым вкладчиком стал сам управляющий, статский советник Владимир Егорович Моллериус. Вскоре в этом здании открылась и сберегательная касса.
Одноэтажное кирпичное здание с мезонином поставлено по красной линии в ряду трехэтажной застройки. В 1973 году здесь был открыт музей скульптуры С.Т.Коненкова, в связи с чем полностью изменены планировка и отделка интерьеров. Небольшое общественное здание с богатым и прихотливым лепным декором на фоне оштукатуренных стен, больше похожее на частный особняк, чем на учреждение, - яркое произведение эклектичного стилизаторства с преобладанием живописных рокайльных мотивов. Возможно, принадлежал губернскому архитектору М.Ф.Мейшеру (отец смоленского городского архитектора Ф.М.Мейшера).
Симметрия уличного фасада нарушена примыкающим справа объемом с главным входом, вестибюлем и лестницей. Слегка выступающая центральная часть фасада отмечена более пышным декором: в первом этаже– каннелированными полуколонками, затейливыми завершениями наличников с женскими бюстами, во втором – просечными решетками балкончиков, раковинами на пилястрах и в фигурном аттике. На боковых частях фасада – лепные завершения тянутых наличников, подоконные ниши, аркатурный пояс под венчающим карнизом. Над карнизами – тумбы с вазонами. Остальные фасады гладкие, с узким ступенчатым карнизом.
К левому крылу здания примыкают поездные ворота с двускатным завершением. Спустя почти столетие этот «особняк» для музея выбрал знаменитый скульптор Сергей Тимофеевич Коненков.
Источники информации
1. Иванов Ю. Город-герой Смоленск. 500 вопросов и ответов о любимом городе. Смоленск: Русич, 2011. – 384 с.: ил.
2. Летопись одного города 863 – 2013.// Смоленская газета. Специальный выпуск.
3. Орловский И.И. Смоленск и его стены. Краткая история Смоленска и его крепости. Смоленск: Свиток. – 2002. – 48 с
4. Рыленков Н.И. На старой смоленской дороге. Историческая повесть. Смоленское книжное издательство, 1961. – 420 с.: ил.
5. Смоленская область и Отечественная война 1812 года. – Смоленск, 2012. – 186 с.: ил.
6. Смоленская крепость. Автор текста В. Кононов. Смоленск: Свиток. – 2011.
http://sprsmolensk.ru/origins/nikolaj-ivanovich-rylenkov/stixi-nikolaya-rylenkova
http://prorossiu.runwww.prorossiu.ru/
http://www.smz.smolensk.ru/
http://aptuxa.narod.ru/
http://www.rusarch.ru/
http://admin.smolensk.ru/web_dis/2009/beloholm/Fort/Smol_fort_9.htm
http://www.go-on-travels.ru/