Основные недостатки каскадных схем
1. Отставание — существенное запаздывание с получением результатов.
2. Бесполезность или вред — и в зарубежной, и в отечественной литературе практики и аналитики оценивали проектирование ИС как действие, очень часто ведущее к примитивной автоматизации (по сути — «механизации») существующих производственных функций работников. Отмечается, что «...легче идти по проторенной дорожке документирования сложившегося бумажного потока, чем определять насущные потребности бизнеса».
Таким образом, фиксировались неправильные способы работы, возможно, приносящие значительный вред предприятию (в отечественной практике АСУ популярным было выражение «автоматизация беспорядка»).
3. Жесткость -- из-за определяющего влияния иерархических структур на процессы и результаты проектирования ИС для представления в ИС функций и данных применявшиеся подходы получили общее условное название «структурное проектирование». Однако жесткость иерархических структур ограничивает их полезность, и чем дальше, тем менее допустимы эти ограничения.
Один из итогов заключается в том, что в значительной степени именно новейшие достижения в ИТ давали потребителям новые возможности предъявлять более высокие требования к производителям и стимулировать конкуренцию.
С другой стороны, новые ИТ служат технологической платформой реального РБП на предприятии и создания новых отношений возможностей для людей в компьютеризованных коллективах. В этих фактах — корни взаимосвязей ИТ и РБП. Они состоят в том, что и новые рыночные требования, и ответ предприятий на их явление в большой степени стали возможными только на оси последних достижений в ИТ. Более того, ИТ как инструмент достижения целей РБП и ИТ как компонент самого РБП перекрываются или соединяются.
В литературе содержится описание влияний реконструкции бизнес-процессов на новые ИТ-архитектуры , в первую очередь - на архитектуры систем с базами данных.
Так В. Меллинг описал модель Дж. Хендерсона для понимания взаимодействия бизнес-структур и ИТ (рис. 3.4).
В этой модели определены:
• основная бизнес-платформа - это набор стратегий, рынков, предписаний, технологий производства продуктов и ресурсов,
Рис. 3.4.Модель Дж. Хендерсона
выбранных предприятием как соответствующий поставленным целям;
• бизнес-архитектура - набор товаров и услуг, организационных структур, процессов управления, распределения ресурсов, ценностей и стимулов, который является необходимым для внедрения основной бизнес-платформы;
• основная ИТ-платформа - ряд адекватных компьютерных технологий, которые могут быть доступны предприятию, и способы, которыми эти технологии могут быть использованы для повышения конкурентоспособности;
• ИТ- архитектура — набор определенных архитектур и продуктов, выбранный для реализации основной ИТ-платформы, а также инфраструктуры поддержки, уровни квалификации, процессы принятия решений и административные механизмы, используемые для развертывания этих архитектур.
Основываясь на этой модели, можно сделать следующие выводы.:
1. Существует двунаправленное воздействие основных бизнес- платформ и ИТ- платформ.
2. Если основная бизнес-платформа или ИТ - платформа меняется, то мало-вероятно, что соответствующая наследуемая ИТ- архитектура сохранится.
3. Соответствие между бизнес- платформой и ИТ- архитектурами является фактором успеха, но на достижение этого успеха может значительное время.
В табл. 3.3 показана взаимосвязь бизнес - архитектуры и ИТ - архитектуры в современных условиях.
Бизнес-архитектура | IТ-архитектура |
Автоматизация бизнес - подразделения | Различные поставщики оборудования, сети, платформы операционные системы. Покупай, а не производи |
Меньшее количество уровней управления | Повсеместные почта, заметки, управление образами, телеконференции |
Реорганизация работы от ориентированности на задачи к ориентированности на процессы | Переход от ОПР- мониторов к менеджерам процессов |
Интеграция цепочки поставщиков | Приложения клиент/сервер от нескольких поставщиков. Многопротокольная маршрутизация. Надежная передача сообщений |
Глобализация | Переносимость приложений различных производителей. Глобальные сети. Бесперебойная (24x365) работа |
Интенсивная фокусировка на обслуживание клиента | Быстрое развитие приложений. Приложения клиент/сервер от нескольких поставщиков. Надежная передача сообщений. Непрерывная (24x365) работа |
Возросшая мобильность рабочих Рост телекоммуникаций | Беспроволочные коммуникации. Асинхронные сообщения. Тиражирование баз данных. Непрерывная (24x365) работа |
Интенсивная фокусировка на стоимости | Использование новейших технологий |