РБП предполагает, что реорганизация организационно – экономической системы не может быть проведена без создания адекватной АИС(ЭИС).
Необходимо отметить, что реорганизация организационно – экономической системы (ОЭС) и проектирование ЭИС идут практически параллельно.
Первый этап связан с решением стоящих проблем(идентификация БП), т.е. выделение ключевых БП, реорганизация которых обеспечит кардинальное повышение эффективности функционирования ОЭС. Например, снижение объема продаж. Производится выбор БП.
Второй этап – ОИ. Здесь формируются направления реорганизации существующих БП.
Третий этап – разработка моделей новой организации БП(ПИ). Осуществляется разработка моделей новой организации бизнес – процессов.
При этом предполагается построение моделей текущей и перспективной деятельности, а также планов и программы перехода из первого состояния во второе. Существует два подхода к моделированию БП:
- структурный (структурирование деятельности организации в соответствии с ее БП, а не организационно – штатной структурой);
- объектно – ориентированный (модель рассматривается как совокупность взаимодействующих во времени объектов).
Четвертый этап. Реализация проекта РБП. После определения моделей новой организации БП осуществляется разработка обеспечивающих подсистем, поддерживающих функционирование предприятия в новых условиях. При этом изменяется структура ОЭС и создается новая ИС.
Пятый этап. Внедрение проекта РБП.
Проектирование ИС и РБП
Рассматриваемые здесь подходы касаются в основном корпоративных АИС и заключаются во встраивании информационных технологий (ИТ) в деловые процессы организации (бизнес-процессы) в качестве органической и неотъемлемой части последних.
Это встраивание является основанием для переосмысления и реструктуризации самих бизнес-процессов - реинжиниринг бизнес-процессов (РБП) или, в оригинале – business process reengineering (BPR).
В совокупности АИС важное место занимают автоматизированные системы управления предприятиями, которые называют корпоративными ИС, подчеркивая их направленность на решение широкого круга информационно-управленческих задач, причем во многих, часто удаленных подразделениях, на самых разных уровнях управления предприятием, объединением или отраслью.
Разработка корпоративных информационных систем в настоящее время переживает период перехода к концепции нового системного проектирования. Влияние новых информационных технологий и систем на рост рыночной динамики (наряду с другими, в первую очередь, экономическими причинами) объективно привело к возникновению так называемых киберкорпораций (рис. 1), постоянно и гибко реконструирующих свой бизнес.
Проектирование таких ИС (ранее определяемых в отечественной практике как АСУП или ОАСУ) всегда содержало декларации о включении человека в эти системы. Если для некоторой информационно-справочной системы общего назначения ее пользователь мог (пусть с натяжкой) выступать как элемент, внешний по отношению к системе, то рассматриваемые ИС по своей сути — человеко-машинные информационно-управляющие системы. Этот факт часто упускается еще на этапах анализа и построения общей архитектуры ИС. (Выражение «пользователь системы» дополнительно может
Рис. 1.Трехслойная схема современного предприятия — «киберкорпорации»
подталкивать к концептуальной ошибке.) Теперь, когда в бизнес- реинжиниринга ставится всемерная поддержка, усиление информационных и аналитических возможностей деятельности каждого работника, какое-либо отделение ИС от функционирование предприятия в целом становится неприемлемым. В силу этого, в процессах проектирования целесообразно считать, что корпоративная ИС составляет информационно-управляющую систему, включающую бизнес-архитектуру предприятия, его персонал, используемую ИТ-архитектуру, и является действующей частью киберкорпорации.
Это положение позволяет точнее определить расширяющими границы корпоративной ИС. Следует исходить из того, что в виде ИС проектируется часть предприятия, которая непосредственно осуществляет «бизнес», т. е. организационно-производственную деятельность.
С учетом этого, в более широком смысле, новое системное проектирование (НСП) является методологией соединения постоянного бизнес-реинжиниринга и новых информационных технологий (ИТ).
Приведем две иллюстрации, отражающие принципиальные недостатки каскадной схемы и разницу между идеализированными и фактическими процессами проектирования АИС. На рис. 3.2, а показан идеальный вариант каскадной схемы, по которой полагается проектировать ИС. Рис. 3.2, б иллюстрируя реальные итерации, заставляющие возвращаться к этапам проектирования и определения требований даже в ходе работ по комплексному тестированию ИС.
Рис. 3.2. Идеальный (а) и реальный (б) процессы разработки по каскадной схеме
На рис. 3.3, а показано плановое распределение специалистов, которые должны были бы работать (при последовательном, конвейерном стиле) на разных этапах каскадного проектирования.
На рис. 3.3, б приведена соответствующая схема Э. Ферентино, из которой видно, что группа, определяющая требования пользователей и разрабатывающая внешние спецификации системы, работает постоянно на всем цикле жизни системы, выполняя и корректирующие, и контролирующие функции. С тех пор требования к параллельности и спиральности проектирования, комплексности групп разработчиков возросли. Тем не менее до сих пор большое число управляющих проектами ИС (в том числе больших ИС) считает верной схему рис. 3.3, а.
а)
б)
Рис 3.3. Распределения людских ресурсов при разработке программной системы: а — конвейерное (1970 г.); б — реальное (схема Э. Ферентино, 1982 г.)