Светская архитектура зрелого и позднего средневековья.
Кастель дель Монте в Неаполе, Авиньонский дворец пап, палаццо Веккио во Флоренции, палаццо Публико в Сиене, дворец Дожей в Венеции, замок Альбрехтсбург в Майсене, рынок в Ульме, ратуши в Брюсселе, Лувене, епископский дворец в Руане.
Как только коммунальная борьба в городах утихает, феодалы перебираются в города. В 14 веке количество дворцов увеличивается. Первоначально дворцы носят крепостной характер и напоминают феодальные замки с системой внутр.дворов с башнями, надвратными сооружениями, подъемными мостами через ров и донжоном. В период поздней готики созданы ратуши и здания богатых цехов, где выработанные при строительстве жилых домов навыки дополнялись приемами из церковной замковой арх-ы.
Расцвет городов(XII-XIII века) совпал по времени с эпохой готики, поэтому в гражданском строительстве применяются приемы, характерные для готики(хотя, часто, в чуть упрощенном виде): своды на нервюрах, система контрфорсов. Особенности гражд. строит-ва.Проемы. В средневековых городах опасно делать проемы на уровне улицы, поэтому на первом этаже была массивная дверь и маленькие, плотно закрывающиеся окна. Только со 2 этажа окна больших размеров. В богатых жилищах фасад за счет больших окон, начиная со 2 этажа, превращались как бы в сплошную решетку. Ограниченная высота помещений заставляла заменять стрельчатую арку более или менее пониженной кривой. Часто в домах, чтобы открыть вид на улицу, выдвигают окна верхних этажей (Англия, Фландрия).
Четко продуманная система отопления (печи, камины и воздуховоды). Система вентиляции (поперечные потоки воздуха).
Важные типологии: замки, ратуши, рынки, колончи, госпитали (которые постепенно отделяются от монастырей и становятся самостоятельными учреждениями), колледжи, дома цехов и, конечно, дворцы.
Замок Альбрехтсбург в Майсене. 14-16 века. Приспособленность к ландшафту. Он считается первым замком, построенным в Германии и представляет собой прекрасный пример перехода от крепостной архитектуры к дворцовой. Долгое время Альбрехтсбург являлся образцом для замкового строительства во всей Германии. Вплотную к нему примыкает Майсенский собор. Дворец Альбрехтсбург выстроен по единому архитектурному проекту с четкой эстетической концепцией. В нем воплотился оригинальный подход к решению архитектурных задач. прогрессивность архитектуры сочетается в нем с необычайной динамичностью. Вход - главная винтовая лестница, ведущая в главный корпус и в северное крыло. Из северного крыла открывается доступ в расположенную по диагонали к нему пристройку к северо-восточному углу. Из восточной стены дворца выступают пять сторон капеллы, а к западной стене пристроена большая винтовая лестница. Южная стена дворца примыкает к северной стене готического собора; в сочетании эти два здания образуют впечатляющий архитектурный комплекс. Сложенный из белого камня замок отличается резкостью, угловатостью форм, своеобразным “экспрессионизмом”. Гладкие стены членятся на ярусы лишь посредством простых карнизов, но зато они пронизаны большими “окнами-занавесами” в арках (эта форма окна распространилась очень широко, вплоть до Португалии и Мексики). Весьма эффектен также профиль крыши, где впервые в Германии – если не считать ганноверской ратуши – были использованы мансардные окна (они появились здесь ранее 1453 года).
В башнеобразном сооружении, примыкающем к западной стене дворца, помещается оригинальная винтовая лестница, которую видно снаружи через сквозные аркады. В конструкции этой лестницы, которая кажется невероятно пологой и плавной, следует отметить несколько важных инноваций: это изогнутые ступени, полая сердцевина и опоры в виде тонких колонок, “перетекающих” в перила (на один марш приходится три колонки). Все элементы лестницы, кроме ступеней, сложены из кирпича. блестящее творение – “кристаллы” ячеистых сводов, почти лишенные нервюр.
Замок в Неаполе - построен по приказу Фридриха II,основан в 1240 и строился до 1250-ых. На углах замка находятся башни выстроенные в виде восьмиугольников. Конструкция замка — две стороны башни состыкованы с одной из сторон основного восьмиугольника. Главный вход замка направлен на восток. Кастель-дель-Монте часто называют известнейшим замком мира, однако это сооружение не является замком в точном значении этого слова. У него отсутствует ров, вал и подъёмный мост, вместо этого присутствует церквеподобный портал. Нет также помещений для припасов, конюшен, отдельной кухни. Назначение его является загадкой. Чаще всего предполагается, что он был задуман как охотничья резиденция, однако внутренние помещения были, по мнению некоторых исследователей, слишком богато украшены и обставлены для этого. этот замок по сути – резиденция выполненная в традициях архитектуры замков. это дворец, которому придали вид замка.
Авиньонский дворец пап. 14 век. Внешне – крепость (для защиты). Вытянутое по горизонтали здание.Отсутствует единая система этажных членений:в одной части маленькие оконца, в другой- высокие стрельчатые окна. При этом-художественное единство, все уравновешано, правое крыло уравн. Приземистой 4угольной башней, завершающей левую часть здания. Сила и величие. Перходный тип от замка-крепости к замку-дворцу. Палаццо Веккио во Флоренции (Палаццо дела Синьория) 1299-1314. Архитектор Арнольфо ди Камбио. Это резиденция коммунальных властей. Облицованное крупными блоками желтоватого рустованного камня, здание кажется гигантским монолитом — настолько компактен его объем и выразительна толща стен, скупо расчлененных сравнительно небольшими оконными проемами. Пластику этого массива великолепно подчеркивает сильно вынесенный вперед внушительный ярус машикулей и крепостных зубцов, а энергия вертикального ритма концентрируется в победном взлете дозорной башни.
палаццо Публико в Сиене 1298-1312 Строители добились необычной для дворцовых сооружений этого времени ритмической организованности фасада, выделив его центр невысокой квадратной башней, подчеркнув горизонтали поэтажных членений, упорядочив ритм окон, расположенных на одном уровне и одних и тех же вертикальных осях. Характерно для Италии: четкая ярусность фасада(3 яруса) Основное строительство было осуществлено в 1309—1424 гг. дворец Дожей в Венеции. Это главное здание Венеции было прежде всего резиденцией дожей республики. 2 яруса аркад из белого мрамора несут на себе высокий блок, ничем почти нерасчлененный (широко расставленные окна и маленькие круглые окошки над ними). Необычное для европ. Зодчества соотношение верхней и нижней части. Влияние востока. Надстроенный сверху балкон служил своего рода праздничной трибуной. Ратуша в Лювене(Франция) Ратуша-место заседания муниципальных властей. Стиль пламенеющей готики. Напоминает архитектуру соборов пламенеющей готики, Только иное решение внутреннего пространства. Разделение на отдельные помещения. 15 век. Ратуша в Брюсселе. пламенеющая готика. Это главное здание на знаменитой площади Гранд-Плас. А знаменита она прежде всего своей Башней, 96-метровый шпиль которой венчает статуя св. Михаила. Стремление вверх и членение горизонтальные,центр.объем выделен благодаря башне. Рынок. В средневековых городах рынок играл ту же роль, что и агора в Древней Греции. Обычно-большое помещение, перекрытое двускатной крышей, или площадь, окаймленная крытыми улицами. Если город богатый-то большие рыночные здания. Обычно рыночные площади располагались рядом с соборами. или соприкасались с соборной площадью под углом. Большую роль на рыночных площадях играли скульптура и городские бассейны. Эти сооружения часто украшались каменной резьбой наподобие готических стрел.