Готический витраж 12-14 века.
12-13 век: Сугериевские витражи Сен-Дени, Бурж, Шартр, Сен-Шапель, Собор и церковь Сент Урбен в Труа, Наумбург, Страсбург, Иорк.
14 век: Сент Уан в Руане, Эвре, Св.Стефана в Вене, ратуша в Люнебурге.
Все началось с Сугерия, под руководством которого, в 1144 году была возведена апсида в королевской церкви аббатства Сен-Дени. Площадь окна церкви заполнена рядом вертикально расположенных витражных ронделей и медальонов. В каждом медальоне заключен один ключевой эпизод истории, исполненный в бодром живом ритме, которого недостает более статичным персонажам романского стиля. Понятная архитектоника композиций придает сценам особую объемность и монументальность. Цветовая схема сложна, а наложение фигур создает примитивное, но ощутимое впечатление глубины пространства. Налицо новое визуальное и психологическое осмысление сюжетов. В панно были включены жизнеописания некоторых святых, Марии и Христа, их родословные и, возможно, первый крестовый поход и история Карла Великого.
Изобретение Сугерием историзированного оконного медальона оказало глубокое влияние на повествовательность сюжетов витражного искусства следующей половины века. священные темы как логическое продолжения современных, поворот в манере представления религиозных образов на цветном стекле. Окна становятся эквивалентом рукописных текстов, описывающих жизненный путь христианских святых.
В крытой галереи Сен-Дени свет и цвет смешиваются. еще больше окон и витражей. Остроконечная аркада и ребристые своды сделали ненужными стены между опорными колоннами. Все свободное пространство было отдано под окна. Аббату Сугерию удалось скомбинировать божественное освещение и природный свет.
Изобретательность Сугерия оказалась заразительной. В течение одного поколения его ранняя версия «дворцового стиля» вывела романскую архитектуру и изобразительное искусство на порог готики.
Альтернативы романскому стилю продолжали развиваться во Франции и Англии до конца века. Три больших окна западного фасада Шартрского собора были застеклены примерно в 1145-1150 годах и относятся к позднероманскому стилю. Дошедшие до наших дней в хорошем состоянии, они напоминают Сен-Дени. К тому времени «стиль Сен-Дени» широко распространился среди мастеров-стеклоделов Франции и Англии, где в середине XII века началось строительство Йоркского собора. Христос сравнивается с пеликаном, поскольку кормит кровью детенышей. Комбинация прозрачного стекла и сюжетов.
Вплоть до 14 века из основы для красок у витражистов была только черная и коричневая гризайлью. Дальше заново была открыта серебряная краска, которая из Франции излюбленный сюжет в 12-13 веках – притча о блудном сыне. Несколько уроков. Первый: она предостерегала верующего от всяких соблазнов.
первая чистая готика - соборы Нотр-Дам в Париже и в Кентербери. В ходе двух перестроек в Кентербери (ок. 1178-1206 и 1213-1220) новые большие окна, заполненные историческими сюжетами, получили хоры часовни Святой Троицы, апсида и усыпальница Томаса Беккета (ок. 1118-1170). Для склепа художники создали первые в средневековом искусстве повествовательные описания современных событий. Там еще Адам роет лопатой землю, а какой-то чувак мечом зарубает кролика. Окна нижнего – сюжетные витражи, верхний – предки Христа на престолах. Позднее часть витражей убрали.
Большинство великих готических соборов было заложено и многие завершены в первой половине тринадцатого века. Дожившие в большинстве своем до наших дней, они утвердились в общественном сознании как оптимальная форма храма божия. Архитектурная концепция готических построек кардинально отличает их от массивных приземленных зданий романского периода. Впервые в западной церковной архитектуре свет стал основным элементом интерьера. Логическое понимание конструкции и соотношения между стенами и окнами совершило переворот в архитектуре Северной Европы и доминировало на протяжении последующих трех столетий. Тщательная дозировка света в готических соборах способствовала средневековому синтезу духовного и мирского. Привязанные к земле постоянным продолжением конфликта добра и зла готические церкви всеми силами рвутся ввысь, символизируя неземное великолепие.
Наиболее ранним архитектурным памятником полностью развитой готики является собор в Шартре. На его примере можно полностью оценить неограниченную силу и великолепие готических витражей в аккомпанементе окружающей архитектуры. Соборы Шартр и в меньшей степени Бурже сохранили большую часть остекленения начала XIII века. По мере воплощения в Шартре передовых идей готической архитектуры впервые сложилась всеобъемлющая концепция внутреннего убранства собора. Каждая его часть – фасад, неф, трансепты и хоры – обогатилась пылающими образами пейзажей. К тому времени готическая архитектура еще не пришла к раскрытию стен до точки их явной дезинтеграции, в результате чего окна Шартрского собора как будто разрывают сумрак внутренних помещений.
Разнообразие конструктивных вариантов окон в Шартре послужило примером для крупных соборов и церквей, создававшихся впоследствии по схеме «креста» или «латинского креста». Нижние окна боковых приделов в Шартре отличает удивительное разнообразие тем от «Жизни богородицы» до «Легенды Карла Великого», отражающих интересы жертвователей на их создание.
Среди главных украшений Шартрского и многих других соборов выделяются «окна-розетки». В Шартре их три: одно на самом верху западного фасада и по одному на каждом поперечном нефе (трансепте). Эти работы исключительно сложны как в техническом, так и в символическом отношении. Главная сюжетная фигура – обычно Дева Мария или Христос на небесах – всегда окружена концентрическими рядами символов. Окно-розетка вполне может считаться наиболее привлекательным и изысканным достижением средневековой духовной выразительности. Наполовину символические, наполовину реальные, эти работы называли «глазами небес» одновременно за фигуральное предоставление ими света и за толкование роли Христа и Девы Марии как единственных источников истины и спасения. По форме окно-розетка приближено к мандале, священному символу Вселенной. В пропорциях окна виден математический расчет, косвенно усиливающий гармоничность и чистоту небесного начала. В свете этих качеств окно-розетку можно рассматривать как указатель пути к святой мудрости и к спасению.
Вместе с XIII веком готический стиль набрал силы, и еще несколько крупных соборов, таких как Бурже или Сансе, получили полный комплект витражей. В то же время заявила о себе новая сила, определившая стилистических фокус в искусстве и архитектуре на оставшуюся часть века и начало следующего. В отличие от соборов, постройкой которых занимались странствующие бригады мастеров, королевский двор в Париже свел вместе и объединил усилия величайших художественных талантов Франции.
На витраже в Бурже представлено начало притчи о блудном сыне, где блудный сын изображен в типично средневековых куртуазных одеждах. Он восседает на серой лошади и держит на запястие ловчего сокола. Дальнейшие события притчи изображены в серии сцен, вписанных в большие квадрифории маленькими медальонами. Данная трактовка библейской притчи рассчитана на аристократов. В сюжетных – белый, фиолетовый, зеленый. А орнамент – красными и синими выделяется. Персонажи помещены либо у нижней границы обрамления, либо на помостах, либо в интерьере, либо под открытым небом.
К 40-м годам 13 века в Шартре образовался новый зрелый готический стиль с изяществом пропорций и крупными складками одежд. Постепенный переход к новому стилю, поскольку работали вместе молодые и старые мастера.
Сан Шапель. Эти фигуры примечательны своими гармоничными пропорциями и изящной осанкой. И вообще это самый совершенный образец лучистого стиля готики. Очень яркие цвета и вообще клево. Все здание пронизано многочисленными ажурными окнами, такая изысканная стеклянная клетка. Новая задача – сцены для очень высоких и узких ланцетных окон. Решено было разделить окно на правильные поля для сюжетных сцен, а пространство заполнить орнаментом. Однако окна были слишком узки, поля уменьшили в размерах и увеличили в числе. Несколько сотен сцен охватывают всю историю мира от сотворения до прибытия в Париж процессии со священными реликвиями. Сцены цикла изобилуют аллюзиями на монархию, связи между королями и ветхозаветными царями и Христом.
В первой половине 13 века в немецкоязычный областях сформировался и вошел в широкое потребление новый живописный стиль, основанный на традициях византийского искусства. Проихведения этого стиля изобилуют резими линями и резкими углами, за что стиль порзвали угловатым. Во второй половине 13 в. угловатый стиль приблизился к зрелой готики сложившейся во Франции. Эти перемены можно проследить по Наумбургскому собору. Лучшие произведения Н. Мастера – гробница епископа Дитриха и статуи донаторов. Работал в стиле первоначального периода зрелой готики. Витражисты заимствовали у него принципы моделировки фигур, объединив их с эллементами угловатого стиля. Фигура св. Себастьяна помещена в декоративное обрамление двух квадрифориев на фоне пышного сплошного орнамента. Этот тип композиции, популярный в немецком витраже 13 в. позволял мастеру вписывать в одно поле несколько самостоятельных фигур. Фигуры друг над другом. Облик и жесты себастьяна связывают его с обликаи донаторов в западном хоре. Однако моделировка складок одежды и скрещенные ноги остаются всецело в традиции угловатого стиля и его романских истоков. Основная роль – синий и красный, соседствующие с зеленым и желтым.
Страсбург. Верхний ряд окон центрального нефа. Между 1250-1275 гг. можно проследить за переходом угловатого стиля к поздней готике. Двойным квадрифориями обрамлены только фигуры на крайнем восточном витраже южной стены. Фигуры эти занимают почти всю область окна, поэтому орнаментальный фон здесь отсутствует. На севверной стене – новый тип композиции. Поля квадрифор обрамлены арками с балдахинами. Витражисты не изобретали новые формы, а просто копировали их с архитектуры. Фигуры изображены живо и правдоподобно. Выразительное лицо достаточно индивидуализированно, волосы, борода, глаза и губы резко контрастируют с телом. Популяризация французской готики в немецкоязычных областях.
Стиль французской и зрелой готики вскоре проник и в англию, хотя изящные пропорции и складки одежд получили там повсеместное признание лишь в 70-80е гг. крупнейшие английские соборы в Солсбери, Йорке и Линкольне были украшены преимущественно в техники гризали, монохромными орнаментальными пластинами стекла наподобии тех, какими по идеологическим соображениям ограничивались в декоре оконных проемов цистерианцы. Это обеспечивало прекрасное освещение позволявшее продемонстрировать все пышные детали ранней английской готики и украшенного стиля. Важную роль в развитии зрелой готики в английском витражном искусстве сыграли еще два заимствования из Франции: ажурное окно и фигуры под балдахином, почерпнутые из репертуара ажурных форм. Благодаря ажурной работе восточные стены и западные фасады соборов в Йорке Эксетере и Глостере превратились в сплошные стеклянные плоскости. В результате при рассмотрении из хора вся восточная стена превращалась по существу в гигантский заалтарный образ.
Следующий этап – цикл витражей Сен Уэн в Руане. 1325-1338. уже отмечалось, что при работе с ажурными окнами – проблемы, поскольку теперь нужно было строить композицию, учитывая высокие и узкие проемы. В то же время детализированность и орнаментальность лучистого стиля требовали хорошей освещенности интерьера, без которой посетителю храма было бы трудно оценить все достоинства этого варианта готики. Поэтому они стали делать более тонкие и прозраные стекла и пользоваться более яркими красками. В конце концов они перестали заполнять весь проем окна цветным стеклом, ограничивались цветными вставками в прозрачную основу.
Что касается проблемы узких оконных проемов, то первоначально она решалась несколькими способами. Каждый из витражей хоров в соборе в Труа, выполненных из цветного стекла, разделен на три секции, расположенные одна над другой. Каждая секция заполнена сценами или фигурами, помещенными в рамку из живописной архитектуры, или же в двойной квадрифорий.
Эвре. Выдающийся образец витражного искусства. Если в хоре сен Уэн были на бесцветном фоне, то здесь три восточных стены целиком заполнены цветным стеклом. Нижняя зона каждой из трех композиций – Мадонна с младенцем и Иоанн креститель, коронование Марии, Благовещение – изображены коленопреклоненные донаторы их гербы. Поражает изяществом.
ратуша в Люнебурге. 1410. в центре этого витража помещена фигура монарха. Он ихображен коленоприклоненным, в небольшой перекрытой сводом часовне. Вместе со стоящим рядом св. Диониссием король обращен лицом к Богоматери.
В середине 15 века витражное искусство стало испытывать все более заметное влияние фламандской станковой живописи, ведущей школы того периода. В 1451 году богатый купец Жак Кер заказал щедрое пожертвование на декора в своей капелле в Бурже, этот витраж отмечен печатью стиля Ван Эйка. Выполнен в художественных традициях Парижской школы, но по эскизу фламандского художника.