Позднеготическая скульптура Франции.
Алтарная преграда Нотр Дам, порталы трансепта собора в Руане статуя Адама из музея Клюни в Париже, надгробие Филиппа Смелого, колодец Моисея и портал церкви Шартрез де Шанмоль Клауса Слютера, надгробие Филиппа По, алтарная преграда Альби, скульптурный анамбль в Бру.
Алтарная преграда Нотр Дам,
Порталы трансепта собора в Руане, портал южного фасада считается более поздним, на всех трех регистрах тимпана изображены сцены страстей Христовых. На центральной колонне портала помещено изваяние фигуры Христа, на откосах – статуи апостолов. Все фигуры стоят на высоких пьедесталах. Установленный между тонкими полуколоннами и обрамленные вертикальными полосами орнамента из Квадрифории, эти пьедесталы украшены барельефами с циклами на тему ветхозаветных преданий. На центральной колонне портала история Иова, на правом откосе – цикл, посвещенный Иосифу, на левом – Иакову. Читаются, как книга в картинках, иконографически и типологически они связаны со сценами страстей Христовых на тимпане, но отличаются от них большей повествовательностью. Но фигуры выполнены довольно примитивно. Портал книжников обязан своим названием тому, что перед ним торговали книгами. Тимпан – страшный суд. А сохранились только два нижних регистра. На нижнем изображено воскресение мертвых, на верхнем – отделение праведников от грешников. Сцена на нижнем регистре необычна. Люди, встающие из могил, расположены в два ряда, совмещенные внутри одной горизонтальной секции. Это создает впечатление сумятицы и беспорядка. На верхнем рельефе ряды фигур размещены внахлест, что создает ощущение пространственной глубины, Более типичной для рельефов Италии.
статуя Адама из музея Клюни в Париже,статуя обнаженного Адама, ныне выставленная в музее Клюни, соседствовала с фигурой Евы в южном трансепте Нотр-Дама. Они стояли у ног Спасителя, рядом с которым ангелы держали орудия страстей. Детали изящного, немного удлиненного тела, проработаны с чрезвычайно строгостью и сдержанностью. Отсутствие одежды позволяет оценить изящную контрапостную позу (слегка оставленное правое бедро Адама продолжает линию правой ноги, на которую приходится вес тела, левое плечо развернуто вперед, уравновешивая левую ногу, которая немного длиннее правой, голова слегка повернута направо. Статуя в натуральную величину. Статуя свидетельствует о значительном прогрессе в восприятии человеческого тела и его двигательных возможностей. Изваяние, скорее всего, стояло в нише и предполагало только фронтальный обзор. Первоначально тело было окрашено в бледно-розовый цвет.
надгробие Филиппа Смелого и колодец Моисеятоже приписываются Слютеру.
портал церкви Шартрез де Шанмоль Клауса Слютера,на центральной колонне портала помещена Мадонна с младенцем. Поза гармонична. Вес тела приходится на левую ногу. Верхняя часть тела развернута к младенцу Христу, которого она держит на сгибе левой руке. Ее пышый плащ прорисован на бедре и ниспадает струящимися складками. В правой руки когда-то держала скипетр. С точки хрения истории искусства эта статуя принадлежит к типу «прекрасной Мадонны» но она делает шаг вперед в своем развитии. То же относится к моделировке лица, где чуть заметен второй подбородок, ямочка на щеке, а также формой глаз и лба, несомненно взяты из реальной жизни. Что касается откосов портала, то их иконография граничит с еретической, а композиция совершенно необычна. Фигуры, укращающие их, единственные в своем роде, и, вероятно, Слютеру удалось поместить их сюда потому что здание не предполагалось для широкой публики. На левом откосе изображен в натуральную величину коленопреклоненный и молитвенно простирающий руки к Богоматери Филипп Смелый, напротив его – его супруга. За спинами властителей Бургундии стоят их небесные покровители, святые Иоанн и Екатерина. Лица супружеской четы портретны. Раньше не было живых людей на порталах.
42. Готическая живопись: типология, стилистика, особенности национальных школ. См.ниже.
Средневековый философ Фома Аквинский назвал «яркость и ясность» в числе главных признаков красоты. Поэтому мы называем предметы красивыми, если они окрашены ярким и ясным цветом.
Все, включая статуи и рельефы и алтарную живопись мыслилось как своеобразная энциклопедия средневековых знаний, конечно, подчиненных богословию. В каждом соборе прослеживаетя какая-то главная сквозная тема. Парижский посвещался Богоматери, Амьенский – идея миссионерства (фигуры пророков на фасаде), собор в Лане выдвигает на первый план аллегории наук и свободных искусств и рассказывает о чудесах творения. Реймс наиболее национален и историчен, особая роль отводится портретам французских королей. Бурж прославляет добродетели святых, Шартр – энциклопедия. Замыслы были расплывчаты, поэтому там было обширное разнообразие. Например, многочисленные сцены ихображения ремесленных и сельских работ, кузнецов, оправданы тем, что труд был заповедан Богом согрешившему человеку. Также включались аллегории времен года, грехов и греховных страстей (повод изобразить чудовищ), звери и растения олицетворяли мир, созданный в первые дни творения. Часто изображались образы, имеющие мало отношения к церковной концепции, жонглеры, музыканты, плясуны. Гротески. Нередки фривольные мотивы. Целое поколение художников занимались тем, что сплетали хвалу Богу из всех живых существ, наивно рассказывали свои переживания, надежды и чаяния. Искусство говорило о жизни, а жизнь была не только интересна, но и жестока и драматична. Все было фиговенько, поэтому драматический пафос. В Византии жизнь народных масс была более жестока, но контроль был строже и регламент тоже, поэтому искусству трудно было пробиться к низам, а в европе, где не было такой централизации власти, голос низов был слышен. Возросшее сознание собственной личности крепостного подвергаются постоянному поруганию. Образ страдающего оскорбленного человека – затаенный внутренний мир готики. Недаром готика так возлюбила сюжеты, связанные с мученичеством и мучительством. Истязание Христа гвоздями, распятие, оплакивание, страдание Иова, не щадят душевный покой зрителя, принебрегают благообразием. Готика выдает миф о Христе, сыне плотника, который претерпел страдания от властьимущих. абстрактного религиозного величия нет в готическом Боге, у него много человеческого, даже плебейского. Это особенно очевидно в народных, низовых течениях искусства. Там сложился особый иконографический тип Христа скорбящего. Он не на кресте и не во славе, а просто сидит на камне, поперев голову рукой. Тело у него окровавлено. в таком искусстве, красоте физической, красоте античности не могло уже придаваться было значение. Готике чужда та влюбленность в красоту нормальных соразмерных форм, гармонических пропорций, стремление к телесному жизнеподобию античного искусства. Готика предпочитала выражение вдохновенного экстаза в некрасивом истощенном теле. Не столько отрицание плоти вообще, сколько отвращение к сытой, ублаготворенной плоти наложило отпечаток на искусство. Телесное благополучие ассоциировалось с миром сеньеров, жирных лукавых монахов, плутов, чиновников. Нищенствующие проповедники порицали церковников за роскошь. Проповедь аскетизма. Предельное напряжение душевной жизни готических фигур и лиц, античности и не снилось. Смятенный и возмущенный дух бепощаден к своему телу. Он его иссушает, бороздит глубокими морщинами, сводит в судорогах. Герой средневекового искусства заглядывает в темные провалы бытия, созерцает бездну человеческого горя, мучительно размышляет, силится понять что-то. В шартрском портале есть фигура Бога сомневающегося, отчаивающегося, он творит мир и видит несчастье мира, тяжело задумывается и вглядывается в творение своих рук. В готике есть то., что называют психологически правдивыми деталями. то есть, правда переживания, сказывающаяся в частностях, штрихах, жестах , оттенках.
Шартр.Сцена Авраама с Исааком. Руки уже связаны, отец повернул голову к ангелу, рука его невольно прикасается к щеке ребенка.
В Нотр Даме рельеф Иов и его друзья. К несчастному Иову пришли его прежние друзья, которые ужасаются и сочувствуют со злорадством. А старик – истиный друг, прикрывает лицо рукой, а другую положил на плечо, не страшась страшных язв. Тишина глубокого чувства. Самая одухотворенная готическая статуя – часть целого, ее подчиненность архитектонике. А в витражах подчиняются стеклышку. Сами архитектурные детали превращаются в элемент изображения. У них есть тела, глаза, они смотрят, и какова бы ни была конструктивная ф-ция детали, она выполняет ее очеловеченно. В огромном количестве рукописных книг, украшенных миниатюрами, образ жизни средневековых людей запечатлен разнообразно. Помимо художественного значения иллюстрированные рукописи представляют собой источник исторических сведений. Это обширные галереи крошечных картин, сияющих красками, наивных, прелестных, наполненных часто очень точными деталями быта. Всевозможные жизненные сцены содержатся в бревариях, книгах с отрывками из Библии, псалмами, гимнами и т.п. знаменитые французские «большие» хроники представляют всю историю Франции, начиная с мировингов. В Германии 14 в. иллюстрировали книгу любовных песен. Это изобразительная летопись рыцарского куртуазного быта. Готическим картинам не чужды идеи пространства, но пространственные отношения трактуются скорее символично и переводятся на плоский орнаментальный язык. Фигуры, предмеетыЭ, разно масштабны, перспектива, если она есть, обратная. Это связано с оптическим законом, что фигуры смотрятся раньше, чем в центра, поэтому они делают их крупнее, чтобы выделить их значимость. Нередко в одной композиции объединяются разновременные явления, которые друг друга поясняют. Тогда разномасштабность смотрится символично.изломы складок, жестикуляция рук, если в них всматриваться, мы увидим искреннее и тонкое наблюдение натуры. Готический стиль эволюционировал внутри себя. Ренессансные черты появляются в 16 столетии. В Германии и в 16 веке и скульптура и архитектура оставались готическими, хотя живопись была ренессансной.