Итальянская готическая скульптура.
Николо Пизано: фонтан в Перудже, кафедры Пизанского баптистерия и Сиенского собора. Арнольфо ди Камбио. Джованни Пизано: кафедра церкви Сант Андреа в Пистойе и собора в Пизе, статуи Сиенского собора. Лоренцо Маитани: скульптура собора в Орвьето. Андреа Пизано: двери флорентинского баптистерия и рельефы кампаниллы во Флоренции.
В отличие от французской итальянская готика не была так тесно связана с архитектурой, она была связана в первую очередь с внутренним убранством и декором храмов.
Арнольфо ди Камбио – один из самых клевых учеников Николо. Он сделал гробницу кардинала де Брайе в Орвье.
Николо Пизано: фонтан в Перудже. Нижний бассейн покится на круглом основании с четырьмя ступенями в плане 25-угольник, на каждой из сторон которого помещено по два рельефа,разделенных тонкими колоннами. Тема: месяцы года, персонажи басен эзопа, аллегории свободных искусств и мифы. Внутри этой ограды помещено кольцо маленьких колонн, лишь ненамного возвышающихся над краем нижнего бассена. На них опирается многоугольник второго бассейна, форма которого очерчена 24-мя угловыми статуями. Совершенно различные сюжеты, от библейских до языческих. В центре верхнего бассейна возывашается колонна с гладкой бронзовой чашей и подписью автора. Венчает фонтан борнзовая группа из трех женских фигур, стоящих спина к спине, и поддерживающих на плечах маленькую чашу с водой.
Кафедры Пизанского баптистерия В Пизе первая в истории искусство кафедра с изобразительным декором. Это весьма значимо в свете типичной для францисканцев тенденции к обогащению проповеди зрительными образами. Из 6 колонн с капителями, украшенными лиственным орнаментом, три опираются на спины львам. Колонны поддерживают полуциркульные арки с вписанными в них трилистниками. В углах основания кафедры помещены статуэтки, изображающие главные добродетели. На пазухах арок изваяны пророки и евангелисты. Кафедра, покоящаяся на этих арках, опирается еще и на дополнительную центральную колонну, у основания которой помещена скульптурная группа из человеческих фигур и животных. 5 из 6 боковых сторон кафедры покрыты рельефами, которые фланкированы маленькими, почти везде парными колонками. Шестая сторона не закрыта стенкой. Орел поддерживает аналой. Элементы ее конструкции несут на себе следы различных стилей. В первую очередь – заимствование из античности. Композиция рельефов представлена множеством тесно скученных и выстроенных нисходящими рядами фигур. В качестве примера – совмещение в одном рельефе сцен благовещения, рождества, омовения младенца Христа и возвещения пастухам о Рождестве. Однако, сцены Распятия и Страшный суд выполнены в другой манере. Здесь не античные, но византийские источники. Еще важнее присутсвтие элементов французской готики в виде распятия на трех гвоздях.
Кафедра Сиенского собора. Выполнялась с помощью учеников, имеет восьмиугольную форму, восемь колонн, 4 из которых так же стоят на львах, увенчаны фигурами воинов, разделяющих полуциркульные арки, в которых и здесь вписаны трилистники. 7 мраморных рельефов, фланкированных статуэтками, представляют серию сцен, тематически схожих со сценами на пизанской кафедре. Но оформлены они в принципиально ином стиле. Фигуры по-прежнему тесно примыкают друг к другу, но уже не вследстви античной традиции. Особенно показательно одеяние угловых фигур, ниспадающее на пол готическими волнообразными складками. Рельефы стали более выразительными и эмоциональными, чем на пизанской кафедре. Пизано мастерски вариирует глубину рельефа. Теперь в рельефах нет монументальности. Есть предположение, что примером послужила французская мелкая пластика.
Джованни Пизано: кафедра церкви Сант Андреа в Пистойе как и пизанская николина, эта имеет форму шестиугольника, но стиллистически гораздо ближе к готике. Вместо полуциркульных арок с трилистниками, здесь – стрельчатые арки. Из 5 рельефов из истории Христа от благовещения до страшного суда, эффектнее всего выглядит сцена избиения младенцев. Есть впечатление еидной связанной композиции, хотя каждая группа четко отделена от других.
кафедра собора в Пизе,она имеет восмиугольную форму, хотя кажется круглой из-за круглого в плане основания и выпуклвых рельефов. Эта из четырех оформлена наиболее мастерски, но не очень единообразна стилистически, ибо над ней, помимо Дж. Трудились еще люди.
Лоренцо Маитани: скульптура собора в Орвьето.Был главным мастером строительных работ. Это, типа, ну очень почетно. Он не только проектировал фасад, но и создавал некоторые скульптуры. 4 контрфорса на фасаде украшены мраморными рельефами, тянущимися от цоколя до той высоты, которой достигают откосы центрального портала. На крайнем левом контрфорсе изображены сцены сотворения мира, грехопадения, происхождения искусств. Слева от центрального портала а контрфорсе – страшный суд. На устое справа от центрального портала – эпизоды из жизни Христа и страсти. На крайнем правом контрфорсе – воскресение мертвых, отделение праведников от грешников и ад. Следы влияния французской и античной традиции. Здесь тщательно изображены детали обнаженного человеческого тела.проработаны всякие сухожилия, анатомическая точность. Автор выделяет обнаженную фигуру Адама с рельефа на контрфорсе.
Андреа Пизано: двери флорентинского баптистерия. Нас интересует первая из трех декоративных дверей на южном портале баптистерия. Тематика и композиция иконографической программы свидетельствует о том, что крестильня, поэтому изобразили на ней св. покровителя церкви Иоанна Крестителя, который был так же покровителем и защитником Флоренции. Кроме того, программу следовало разместить таким образом, чтобы створки двери казались страницами книги, изображения на каждой из которых складываюся в последовательность. Каждую створку украшают 14 рельефов. 10 верхних рельефов на левой створке посвящены житию Иоанна, 10 на правой – его смерти. На 8 нижних рельефах помещены изображения добродетелей. Все эти сцены и фигуры заключены в квадрифории, составленные из частей ромбов и окружностей. Более того, можно сделать вывод, что рамка вокруг каждой композиции превращается в систему отсчета пропорций. Также квадрифорий имеет символическое значение. Стилизованные листья, как стандартная форма из репертуара готики, б ли одним из главных приемов средневековой символики, прежде всего благодаря хз способности обозначать числа. числа. Квадрифорий обозначает 4 стороны света, 4 времени года, 4 стихии и другие.