Позднеготическая архитектура Германии.
Церковь Св.Марии в Любеке, Капелла Св. Анны в церкви Св.Марии в Любеке, собор Св. Вита в Праге, Церковь Швабского Гмюнда, церковь Санкт Мартин в Ландсхуте, северный неф собора в Брауншвайге, церковь в Аннаберге, церковь в Ингольштадте Владиславский зал в Праге.
В северо-восточной Германии, где было мало пригодного для строительства камня, преобладали постройки из кирпича, первый опыт был проделан в Любеке, а затем «кирпичная готика» нашла само широкое применение в других ганзейских городах, в Скандинавии и Прибалтике. Уже в церкви Марии в Любеке новый материал повлек за собой значительное изменение формы: фасад стал плоским, без глубоких членений, башни – простыми четырехугольными, увенчанными шатрами; над боковыми кораблями протянулись простые аркбутаны, лишенные пинаклей. Из нового материала зодчик умели извлекать замечательные декоративные эффекты. Примером может служить церковь в Хорине, представлявшая собой трехнефную базилику. Сохранился до нашего времени ее западный фасад, в котором премами кладки кирпича достигнуто впечатление простоты, вертикально устремленности, вместе с тем органичнсти и уравновешенности форм.
Готические сооружения из кирпича отличаются монументальным характером своего внешнего и внутренного вида.
Церковь Св.Марии в Любеке, построена по инициативе купцов в центре Любека. Высота башен – 125 м., высота нефов – 40 м. Построен из кирпича, что позволило дополнительно подчеркнуть некоторые архитектурные формы. Башни, обрамляющие его западный фасад, разделены на ярусы карнизами с орнаментами из четырехлистников и увенчаны треугольными фронтонами, встроенными в шатровые шпили, характерные для романики Германии. Шатровый стиль – один из устойчивых мотивов немецкого средневековья. Корпус М. Представляет собой широкую базилику без трансепта, но с диамбулаторием и венцом капелл. Широкие боковые нефы можно интерпретировать как наследие первоначального проекта зальной церкви. Особенности плана этой церкви состоят в том, что боковые нефы здесь шире диамбулатория, а в пятиугольной апсиду размещены лишь три капеллы. Половина свода – часть капелл, вторая перекрывает димбулаторий. План хора М. Оказался переработкой плана зального хора собора в Любеке. В профиле место трифория заняла неприрывная внутренняя галерея с ажурной баллюстрадой и пинаклями, характерными для внешнего декора храма. А тут – внутри. Верхний ярус центрального нефа оформлен в виде системы глубоких ниш, часть которых наглухо заложена кирпичом. Прототип профилей некоторых колонн и пилястров М. Можно обнаружить в соборе Кельна. Пучки колонн и многие нервюры свода окрашены в красный цвет и резко контрастируют с белыми стенами.
Церковь Швабского Гмюнда,в церкви несколько новшеств. Облик здания изменился в к. 15 века обрушились башни над западной частью хора, позже был снесен свод хора. На месте старого хора появился новый более компактный зальный хор, над западной оконечностью невысокого венца капелл поднимается второй этаж. Контрфорсы нижнего этажа включены в стену и служат границами, разделяющими капеллы венца. Выступающие из стены контрфорсы – на втором этаже. Чтобы обозначить, где внизу контрфорсы, архитектор обрамил их пилястрами. Еще один важный мотив – круглые арки под ажурным парапетом, идузим по краю крыши. Эти плоские лучковые арки отчетливо выделяются на фоне стены благодаря украшающему их резному рельефу. Главное новшество в проекте хора церкви святого Креста состояло в том, что внутренняя апсида отделилась от внешней. Внешняя апсида охватывает 7 сторон 12угольника, подчеркнуто контрастирует с внутренней, план которой имеет форму половины шестиугольника. Это отказ от симметрии. Пространство внутренней части хора церкви оказывается унифицированным благодаря непрерывному горизонтальному пояску, который тянется через все пролеты и образует выступы перед каждым опорным столбом. Колонны имеют цилиндрическую форму, как в центральном нефе.
церковь в Аннаберге,галеря имеет такой вид: нижний ряд окон соответствует капеллам, расположенным под стенным корридором. Ажурное кружево парапета уступило место пластическому декору. Что касается прочих особенностей церкви, контрфорсы перенесены внутрь здания и пронзают своды. Грани колонн слегка вогнуты. Этот мотив заимствован с севера. Особого внимания заслуживает цветочный узор, форма пятовых камней, вырастающих из опорного столба и плавное переплетение нервюр, которые изгибаются во всех трех измерениях с удивительной свободой, редкой не только для готики, но даже для барокко. Модель для сводов – своды светской постройки Владиславского зала в Праге. Благодаря длинным гибким нервюрам, устремляющимся во всех направлениях и формирующим цепь ячеек пространство зала освобождается от господства прямоугольных форм.
Церковь Санкт Мартин в Ландсхуте.Башня. 130 м в высоту. Самая высокая кирпичная. Стены башни сложным образом расчлинены глухими и сквоздными арками, детали выполнены из светлого камня. Хотя не образует вороньего гнезда, но тем не менее отлично вписывается в традицию собрных шпилей типа Ульма. Интерьер церкви принадлежит к числу смелых архитектурных пространств в истории готического храмовго зодчества. Строили два архитектора. Центральный неф состоит из 9 пролетов и оснащен двумя рядами имелючительно тонких опорных столбов, которые при диаметре всего в 1 метр достигают 22 в высоту. Свод спроектирован по образцу Св. Витта. Архитектор – Петр Парлерж. По центральной оси каждого центрального столба проходит тонкий скругленный пилястр, соединенный с нервюрами свода. Как только Прага стала самостоятельным архиепископством, был заложен собор св. Вита. Нижние секциии созданы по проекту одного архитектору, а верхний и ярусы контрфорса – по проекту другого. Интересная особенность плана в том, что сводыне приведены в соответствие с границами пролетов. Это достигнуто за счет отказа от продольного ребра и путем удвоениия числа диагональных нервюр, которые образовали сложную сеть ромбоидов треугольников. В результате взгляд зрителя переходит от стены к стене по зигзагообрразной траектории. Этот отход от единообразности пролетов позволил создать принципиально новую, гораздо более динамичную пространственную структуру. В разрезе свод имеет округлое очертании и заостренную вершину. Цилиндрический свод рассечен поперечными сводами, обрамляющими окна. При этом все нервюры имеют одинаковый диаметр. При этом все нервюры имеют одинаковый диаметр. Профиль апсиды основан на кельнской моделе, но несколько упрощен. Здесь апсида охватывает не 7, а всего 5 сторон 10угольника. В композиционном отношении зодчий также стремился к большей отчетливости и ясности, о чем свидетельствует выразительное обрамление окон и парапет, идущий вдоль нижнего края крыши, как в гораздо более старом хоре собора в Реймсе. Господствующая роль в композиции – вертикали, абсолютно норваторский мотив во внешнем оформлении восточной части собора. Пинакли, которыми украшены контрфорсы между капеллами диамбулатория прорывают карниз насквозь и фиалы их оказываются поверх карниза. Клевая конструкция портика перед южным порталом. Аркады портала образованы богато профелированной полукруглой аркой с балдахинами, покрывающими лепные украшения. Но эта аркада частично скрыта за нервюрами, которые лишены орнаментальной заделки в местах пересечений и сходятся на вершине выдвинутой вперед центральной колонны порталов. Трифорий огражден парапетом с ажурным орнаментом, структура которого расплывчата. Последний слой, образованный поднимающимися снизу из области аркады колонками связан с плоскостью стены верхнего яруса посредством застекленных арочек. Таким образом образуется расположенный под углом к плоскости стены окошки. Эти окошки украшены внутри трилистниками, увенчаны фиалами и краббами.