Готическая архитектура Италии.
Сан Франческо в Ассизи, Санта Мария Новелла во Флоренции, Санта Кроче во Флоренции, собор в Сиене, собор во Флоренции, Санта Мария дель Фиоре в Венеции, Сан Петронио в Болонье, Миланский собор.
В Италии типичные черты готики появились раньше, еще после норманов, принесших стрельчатую арку (11 в.) от арабов. Неврюрные своды – еще раньше. На концепции пространства, хар-ной для римской античности были найдены решения, не характерные для Франции. Мастера старались опираться на итальянское наследие. Первые модели – церкви францисканцев доминиканцев, грузные и массивные. Они выглядят утонченными не за счет вытянуютых интерьеров, а за счет сбалансированных пропорций. Господствующий элемент города – здание городского самоуправления, похожее на башню. Его силуэт высился над другими зданиями горделивым символом власти. Борьба элементов за власть помогла сформироваться уникальной готики. В Италии было скептическое отношение к готики. Не нравилось, что словно вырезаны из бумаги, а не сложены из камня и что не похожи на античное, что-то варварское. Фактически Вазари дал наименование готике, потому что он считал, что это искусство пришло от готов, то бишь варваров, которые разрушили памятники античности. Поэтому готику он называл проклятым искусством.
Еще одна проблема – развитие поздней готики во всей Европе. Это осень средневековья или заря современности. Подчеркивают различие, а не взаимозависимость между готикой и дальше.
История. Отдельные разобщенные регионы. Конфликт священной римской империи и папства. Все было понтово и широко. Анжуйская династия – мощное внимание французской культуры на южную Италию. Смерть Фридриха 2 повлекла ослабление власти на севере и стали выделяться отдельные регионы. Все же – суровые потрясения (чума, гражданские войны) породили раскол. Пытались установить народное правление, не вышло, в результате – 14 в – правление аристократов. Противостояние города республики и могущественных аристократов.
Индивидуальный облик готике придали нищенствующие монашеские ордера. В отличие от цисторианцев, которые строили свои монастыри изолированные, нищие хотели приблизиться к народу. Они хотели хорошенько проповедовать, церкви строили рядом с городскими центрами и были достаточно просторными, чтобы уместить толпу. В плане эти церкви были просты и безыскусны, орнамент и декор – минимум. Роспись служила наглядными пособием.
Сан Франческо В Ассизи. Начало новой эпохи не только в архитектуре Италии, но и во всей ее культуре. Это двойная церковь, одно церковное здание расположилось над другим была основана как усыпальница Францисска Ассизского в год его канонизации. В ее конструкции и декоре – новый идеал благочестия, провозглашенный Фр. И его добровольным изгнанничеством. Слагаемые – трудовая жизнь в бедности и смирении, сострадание ко всем живым существам и полное отречение от всей мирской власти. Джотто и др. – фрески с биографией в верхней церкви (с птичками и стигматами). Нижняя церковь близка по типу к романской крипте, верхняя – принципиально новая арх. Концепция ставшая дальше моделью для всех. Двухъярусная в профиле церковь, обширное структурированное пространство, залитое ярким светом. Тонкие пучки колнн поддерживают нервюры сводов, перекрывающих четыре прямоугольных пролета, несмотря на то, что планы профиля это церкви создавались по фр. Моделям (собор в Анжи), она производит иное пространственное впечатление. Пропорции горизонтальных и вертикальных линий четко сбалансированы, нет никаких попыток замасскирровать опоры, столбы не отделены от стен. Воплощение эстетической философии единообразного и самодостаточного пространства, ассоциации как с Древним Римом, так и с романикой. Образцу следуют многие другие церкви.
Санта Мария Новалла во Флоренцииустановила новые стандарты итальянского храмового зодчества. Сохранена общая цистерцианская схема трехнефного здания с трансептом, квадратными в плане капеллами и срезанной восточной стеной. Новаторство – оформление внутреннего пространства. Изящные опорные столбы со связанными полуколоннами и высокими аркадами не столько отделют цернтральный неф от боковых, сколько создают ритм. Длина – около 100 м. Интервалы постепенно сокращаются в направлении с запада на восток. В эпоху Ренессанса такой метод построения использовался для увеличения глубины, вершины сводов подняты выше обычного , в результате – вертикальная устрмленность, нетипичная для итальянских храмов. Можно ослабить распор сводов и обойтиись без внешних контрфорсов. Еще одна особенность – полосатая аркада, где чередуются светлые и темно-зеленые полоски. Можно предположить, что францисканцы соперничали в области архитектуры. Так как оба эти ордена стремились во вчто бы то ни стало усилить свое внимаание. Францисканци апеллировали в первую очередь к эмоциям паствы, доманиканцы – к разуму (в результате – связь с университетами). Когда соперничество мло иместо, полем служил не архитектурный стиль, а просто красота и размер построек.
Санта Кроче во Флоренции.В 1294 году францисканци приступили к строительству новой церкви, чтобы превзойти доминиканцев. Получилась здоровенная. Затмила даже многие французские соборы размерами. Многие богатые флорентиййцы хотели себе часовни во францизских церквах. Там разместились несколько часовен (Борди, Перуцци, Альберти). И еще богачи получили себе циклы фресок. В последствие фрески покрыли побелкой. Францисканцы побаивались вступать в контакт с богачами, потому что это противоречило тому, чему учил их главный. Несмотря на это Санта Кроче выстроили в духе раннехристианской ментальности. Амбиции выразились не в декоре, а в масштабах, четкости и элегантной простоте. Границы между центральым нефом и боковым едва заметны. Их разделяют лишь восьмигранные столбы и тонкие стенки верхнего яруса. Декорации – только плоские пилястры от капителей опорных столбов и баллатоио, огражденная дорожка на кронштенах над аркадой. Центральный неф перекрыт деревнянными стропилами, что создает дополнительное устремление. Трансепт почти у самой оконечности нефа ярко освещен. Слева и справа от апсиды – по 5 капелл.
Источником затруднений для итальянских архитекторов был западный фасад. Многие храмы долго стояли без западного фасада, да и в наши дни он еще не завершен и очевидно, что базиликальный разрез здания с трудом мог вписаться в эстетические принципы итальянских зодчих.
Собор в Сиене,Создатели не задавлись превзойти французов, хотели привзойти других итальянцев по монументальности и оригинальности. И снова Сиена вышла на старт первой, явив миру образчик настоящей гражданской мании величия. Собор был романским. Решили значительно увеличиьт размеры средокрестия, чтобы обеспечить опору купола, который должен был перекрыть почти весь центральый неф. Высота купола предопределила изменения в проекте самого нефа и центрального фасада. На востоке – прямоугольный баптистерий, который оказался ниже центрального нефа и должен был послужить основанием для нового хора. В дальнейшем алтарную часть хотели расширить и снабдить пышным фасадом. Потом решили под прямым углом к старому зданию – возвести новый собор, включив в него старое здание в качестве трансепта. Но тоже не стали, потому что были траблы с расчетами и со вкусом. В результате строительные работы прекратились. Теперь собор Сиены представляет собой компромис. Удивительно гармоничное впечатление благодаря полосатой облицовке. Там было много вариантов планов, в результате приняли неф, перекрытый гигантскими нервюрными сводами. Централный неф с четырьмя пролетами, большими. Восьмиугольное средокрестие, которое собирались увенчать куполом. Когда был возведен барабан купола, в связи с дальнейшей работой возникли проблемы. Фасады. Западный – ключевой, как всегда. Те соборы, которые построили ранние архитекторы, были снесены, в 19 веке строили неоготику. Несмотря на сложности разработали фасады. Был создан трезчасный растянутый фасад, фланкированный двумя крепкими башнями, на уровне нижнего яруса доминируют три глубокие, профелированные полуциркульные арки, увенчанные декоративными вимпергами. В верхнем ярусе – роза, пропорционально подходящему. По бокам от розы – галереи с аркадами и фронтончиками, а весь фасад увенчан монументальным фронтоном над рамой окна розыю тимпаны поверхности стен покрыты мозаикой и лепниной.
Сан Петронио в Болонье. Ее изначально планировали как собор, соперничающий с миланским. Деревянная модель представляет собой трехнефную базилику. Поскольку ее намеривались построить из кирпича и снабдить боковыми каипеллами, планировалась гигансткая алтарная часть. Средокрестие хотели перекрыть куполом, захватывающим часть трансепта и хора. Начали в 1390. через 10 лет архитекторы умерли, завершив два из 6 пролетов центрального нефа. Остальные пролеты, а также временный южный хор и временный фаса были выстроены к 1525 году, после чего работы остановились.