Романская скульптура франции.
См. выше, а также алтарная преграда и портал Вознесения Сен Сернен в Тулузе, капители Клюни, скульптура капителей Отена и Везле, скульптура Суйяка.
Зарождение на рубеже 11 и 12 вв. романской скульптуры и живописи - важный шаг вперед в истории средневекогово изобразительного искусства Франции. была выработана, сложная иерархия церковных сюжетных циклов. Живопись и скульптура, тесно связанные с высокоразвитым зодчеством, приобрели монументальный характер.
В скульптуре процесс превращения каменной резьбы в скульптурный сюжетный рельеф. Возродилась круглая монументальная пластика, еще зависевшая от монументально-декоративного храмового ансамбля и высеченная в каменном блоке столба или иной архитектурной детали здания. Художественный язык оставался условным.
Два пути формирования монументальной каменной романской скульптуры в 11 в. Первый – введение в геометрический и растительный орнамент капителей изображений отдельных человеческих фигур, а позднее – многофигурных сюжетных композиций. Второй - украшение наружных стен фасада большими рельефными композициями. Обычно для этого использовали элементы архитектуры, связанные с оформлением главного входа: надвратную балку-архитрав и тимпан. Позднее стали украшать статуями и уступчатые срезы портала. Стены внутри храма предназначались для больших циклов фресковых росписей, которые, как правило, скульптурой не украшались.
В начале 12 в. завершилось становление романского стиля в скульптуре и наступил период его яркого расцвета. определились две основные художественные тенденции. Первая связана с более реалистическим восприятием образа человека, со стремлением к относительно ясным и простым монументальным композициям. Мастера шли по пути овладения объемной пластической формой, пользуясь высоким, почти круглым рельефом. Их произведения отличаются примитивной понятной, но крепкой тектоникой. Вторая тенденция - орнаментально-беспокойная композиция, выразительная линия, передача духа сумрачной фантастики. Эти две тенденции то противостоят друг другу в разных сооружениях, то переплетаются и мирно уживаются в одном и том же храме и даже в одной композиции.
Местные скульптурные школы совпадали с географическим расположением архитектурных школ. Церкви северной и северо-восточной Франции были бедны скульптурными украшениями. Школа Пуату не сыграла большой роли в развитии романской скульптуры. Скульптурный декор на фасадах церквей Пуату строился на сочетании относительно крупных по размеру объемных статуй святых и сочной декоративной резьбы, заполняющей плоскость фасада и служащей как бы фоном для статуй (фасад Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье).
капители, выполнявшие в архитектурном ансамбле более скромную и подчиненную роль, чем фасадные скульптурные композиции или циклы настенных росписей, почти во всех школах украшались относительно правдивыми изображениями. Таковы «Бегство в Египет» в церкви Сен Назер в Отене(Бургундия), «Ирод и Саломея» в Муассаке.
В капителях Клюни встречается сочетание крепко моделированных объемов с полным движения сложным переплетением линий. символические изображения тонов музыки в виде мужчин, играющих на музыкальных инструментах, и грамматики — в образе закутанной в плащ фигуры. Особенно выразителен бородатый мужчина, склонивший голову над лютней и символизирующий собой «третий тон музыки». Здесь мастер уже достиг некоторой, правда, неперсонифицированной и неопределенной передачи духовного состояния человека, которая составила позднее важное достижение романского искусства.
Для мастеров Лангедока художественно целостное отражение мира достигалось путем создания фантастических образов, причудливо сплетенных в орнамент, полный пульсирующего движения. Таков как бы вырезанный из каменного блока столб западного портала церкви в Суйяке, в узор которого вплетены динамичные фигуры зверей и птиц. рельефные изображения пророков на стенах портала церкви в Суйяке. Причудливо удлиненная, изогнутая фигура Исайи как будто пронизана тем же беспокойным, гибко текущим ритмом, который охватывает весь сложный декоративно-монументальный ансамбль портала. Вместе с тем фигура Исайи хотя и не оторвана от общего орнаментального ритма композиции, но уже выделена из него. И все же мастер не смог выявить самостоятельную пластическую выразительность человеческой фигуры, да вряд ли он и осознавал с достаточной отчетливостью эту задачу. Действительно, неестественно изогнутая, как бы приплясывающая фигура Исайи лишена личного душевного состояния, конкретной психологической и пластической выразительности, она лишь участвует в создании неопределенно беспокойной эмоциональной атмосферы, которую несет композиция портала. Таков же характер и изображения св. Петра в Муассаке.