Романская архитектура Франции.
Церкви Сен Филибер в Турню, Отена, овернская (любая), Нотр Дам ла Гранд в Пуатье, Сен Фрон в Периге, Сен Савен сюр Гартамп, Ангулемский собор, аббатство Фонтевро, аббатство Понтиньи.
Период формирования и расцвета романского искусства занимает во Франции 11 и большую часть 12 столетия. Это было время относительного подъема духовной культуры средневековой Франции.
Производительные силы развивались главным образом в области земледелия. Однако быстро стали расти и фоеодальные города – центры ремесел и торговли. Сложившиеся на юге Франции еще в 10 в., к. 11 в. города были еще экономически и политически слабы, но уже начали бороться за свои вольности и против власти местных феодалов.
Различные области феодальной Франции были в хозяйственном и политическом отношении мало свяаны между собой.
Особую роль в жизни Франции играла католическая церковь, которая и в 11 - 12 вв., как и раньше была главной идеологической опорой феодального уклада и хранительнице начатков образования и науки. В обстановки всеобщей анархии и относительной слабости королевской власти церковь, обаладая мощью и крепкой устойчивой организацией, являлась носительницей идей феодального порядка и единства. В какой-то мере она противостояла тенденциям крупных светских феодалов.
Появление ранних форм романской архитектуры относится к концу 10 – первой половине 11 в. для наиболее ранних сооружений этого периода характерно плоское перекрытие центрального нефа. Типичны также низкие трехнефные слабо освещенные базилики, перекрытые тяжелыми цилиндрическими сводами, опираюшимися на широкие арки и редко расставленные приземистые столбы. Церковь Сен Филибер в Турню (н. 11 в.) отличается более сложными формами: между двумя фланкирующими фасад башнями расположен большой двухъярусный нартекс; на нижнем его ярусе применены полуцилиндрические и крестовые своды, в то время как главный неф имеет плоское перекрытие.
Постепенно к середине 11 в. в романском зодчестве определились основные школы или направления. Архитектурные системы условно можно объединить в три больше группы: храмы с купольным перекрытиыем, зальные (базиликальные в плане) церкви и базиликальные церкви с поднятым над боковыми нефами высоким средним нефом (этот тип с самыми различными вариациями и был самым распространенным). Географические зоны этих типов зданий могут быть намечены лишь приблизительно, поскольку приглашение мастеров из одной области в другую хоть и не часто, но все же имело место. В южной и юго-западной Франции, где сохранилось много остатков древнеримскй архитектуры, видимо никогда не умирало умение возводить своды и купола. Здесь возникли купольные сооружения, в плане имеющие форму равноконечного креста (например, церковь Сен Фрон в Перигё), а также купольное перекрытие церкви с трансептом, имеющие форму латинского креста (собор в Ангулеме), либо без трансепта (собор в Кагоре). В юго0западной и западной Франции был разработан также тип «зальной» церкви, близкой к базилике, но с одинаковой или почти одинаковой высотой всех трех нефов; все они перекрыты сводами, а свет поступает через окна боковых нефов. Такой тип получил наибольшее развитие в Пуату, например, Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье, но встречается и в других местах. В Оверни (центральная Франция) план базилики был видоизменен: над боковыми нефами воздвигались эмпоры. По овернской системе сооружались церкви не только во Франции. Особенное внимание овернская школа обращала на разработку хора. Боковые нефы продолжались за трансепт и огибали полукруглое завершение хора. По внешнему контуру такого хора с обходом размещался так называемый венок капелл (Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране). Такое решение обычно применялось в церквах, обладавших реликвариями и привлекавших толпы паломников.
Отличительной особенностью трехнефных церквей Прованса является главный портал, представляющий собой однопролетную или трехпролетную арку, богато украшенную скульптурой. Такое решение, возможно, было вызвано обращением к традиции римских триумфальных арок, которых сохранились на территории южной Франции. В Бургундии и на севере строились преимущественно базиликальные церкви с высоким средним нефом.
Но различия между отдельными романскими школами отнюдь не сводится к конструктивным приемам – с ними были неразрывно связаны особенности художественно-образного характера. Обзор наиболее значительных сооружений целесообразно начать с памятников центральной и северной Франции, так как именно в Бургундии и Нормандии развивались те формы романского зодчества, которые, может быть оказали известное влияние на позднейшую разработку готического собора.
В архитектуре юго-западной Франции сильнее всего выразилась особенность собственно романского периода французского зодчества.
По своему типу юго-западная и южная французская архитектура существенно отличается от северной. В ней ясно ощущается воздействие традиции позднеримского и византийского зодчества. Характерный пример – церковь Сен Фрон в Перигё.
Современный внешний вид собора несколько изменен позднейшими пристройками. В особенности многочисленные декоративные вышки нарушают спокойный, ясный силуэт пяти куполов и вносят в него чуждую величавому памятнику дробность. Тем не менее облик здания отличается благородной ясностью пропорций и торжественность общей композиции. Относительно сохранился западный, главный фасад. Архитектура фасада сопоставлена - по принципу открытого и вместе с тем уравновешенного контраста – с непосредственно за ним расположенной башней. Особенный интерес представляет планировка собора и интерьер, сохранившийся в главных чертах. В основу плана положен равноконечный крест с удлиненным западным концом, несущим высокую многоярусную башню. Главный купол покоится на четыре центральных массивных столбах-пилонах, накрест прорезанных узкими сквозными арками. Эти арки превращают каждую из опор в группу близко сдвинутых квадратных в плане столбов. Однако, поскольку арки не прорезают пилона во всю его высоту, он воспринимается и как единые массив, что подчеркивается также парными декоративными оконцами в верхней части каждой стороны пилона. Сдержанный, но нарастающий ритм полукруглых окон арочек в пилонах и могучих подкупольных арок подготовляет полный спокойной силы взлет больших куполов.
Нотр-Дам до Пор в Клермон Ферране – трехнефная зальная церковь из Оверни. Ее узкий и полутемный средний неф перекрыт цилиндрическим сводом, боковые нефы – крестовыми, расположенные над ними эмпоры – цилиндрическими сводами. Широкие и высокие арки, соединяющие нефы, контрастируют с гладью глухих стен верхней части центрального нефа, прорезанных небольшими арками эмпор. Таким образом, боковые стены центрального нефа имеют простое двухъярусное членение. Скудный свет поступает в храм сквозь снабженную редкими окнами аллею эмпор и через три небольших окна в фасадной стене. Этот же дух суровой простоты и сильных почти грубых композиционных сопоставлений выражен во внешнем облике здания. На боковых стенах чередуются редко расположенные небольшие окна и слепые арочки, образуя нечто вроде прерывистого фриза. Вверху под карнизом, скупо размещены небольшие декоративные рельефы. Лишенные обрамлений, они как будто вырастают из плоскости стены и усиливают впечатление материальности больших и крепких стен.
Конструкция Нотр-Дам ла Гранд в Пуатьепроста архаична. Все три нефа почти равные по высоте и перекрытые цилиндрическими сводами, имеют одну общую крышу. Интерьер приближается к типу зальной церкви – типичная черта школы. Эмпоры отсутствуют, и свет поступает из боковых нефов сквозь редко расположенные окна, прорубленные в толстой, почти крепостной стене. Над перекрестием центрального нефа со слабо развитым трансептом подымается приземистая башня. Западный фасад фланкирован невысокими угловыми башенками. Хотя постройка собора была завершена только к концу 12 в., архитектура здания дает ясное представление о типе раннероманских храмов в западной части центральной Франции. Важной особенностью храма в Пуатье и вообще всей школы, является обильное скульптурное убранство фасада. Нижний ярус заполнен резным орнаментом, барельефными группами, образующими почти сплошной стекающий по стене узор. Выше, в нишах второго и третьего ярусов, помещены статуи святых, отличающиеся грубовато-тяжеловесной, крепко выраженной объемностью. Вся стена фасада стремится к тому, чтобы быть заполненной. Античные реминисценции, типа черепичная крыша. Повторяется мотив колонн и арок. Башня вообще состоит из колонн, очень высоких. Выглядит атектонично.
Своеобразный вариант однонефной постройки с купольными покрытиями представляет собор Сен Пьер в Ангулеме. Продольный неф увенчан тремя сферическими куполами; над средокрестием вместо обычной башни возвышается четвертый. Крылья тренсепта также перекрыты небольшими куполами. Восточный фасад храма исключительно выразителен. Большая полукруглая алтарная абсида сильно выдвинута вперед, ее объем подчеркнут выступающими из стены полукружиями маленьких капелл. Пологие широкие арки вверху усиливают ощущение приземистости всего массива абсиды. Снаружи купола не видно, их закрыли крышей. Видно только один. Все сделано кирпичом. Второй и первый ярус объединяются большими арками, а в первом есть более мелкие арочки.
Фасад храма в Ангулеме перекликается с фасадами церквей Оверни и Пуату, однако более строен и гармоничен по пропорциям. Богато и разнообразно его скульптурное убранство. К сожалению, фасад был беспощадно реставрирован. Большая декоративность и относительная композиционная и образная самостоятельность отдельных групп.