Монументальная живопись Рима 6-9 веков.
в это время Рим очень связан с Византией. собственно, в 6 веке Юстиниан захватил Италию, потом там были лангобарды(с 7 века)-они под влиянием Византии. в общем в культурном плане там в это время сильное византийское влияние. часто папы-греки. но, что еще важно, поскольку Рим, Италия - -то есть еще 2-ая традиция, которая влияет - а именно - античность. которая у них повсюду валялась. Византийская традиция. -условность, схематичность. плоскостность.
Рим. церковь Козьмы и Димиана.6 век. Апсида. Христос на небе, по сторонам -Петр, Павел, Козьма, Димина, папа Феликс и св.Петр. 2 пальмы по бокам. синий фон(небо) Внизу - фриз с агнцами(символическое изо Христа и апостолов) Темноличное письмо-экспрессивность, напряженность]
Капелла св.Винанция при лютеранской базилике. Построена в 642-649 при папе Федоре. Мозаики сохр в апсиде и триумф арке. Апсида: Христос с ангелами, ниже -Богоматерь с апостолами. В триумф арке- святые и евангелисты. Суть композиции всей -апокалиптическое видение Христа во славе. Золотой фон, цветные облачка. Обобщенность, вытянутость пропорций. бестелесность.
Базилика св.Агнессы на Нументанской дороге.642-648 мозаики в апсиде. Низ -мраморная инкрустация. Золотой фон, условный позем. В конхе: св. Агнесса и 2 папы. Плоские фигуры, отсутствие всякой пространственности. удлиненность пропорций, схематичность проработки тел. Румянец-схематичные кружочки.
Другая линия живописи - классические античные традиции. Ц. St. Maria Antiqua на Римском Форуме. Много слоев живописи-первые-2 половины 6 века. Начало 7 века -Ангел в помпейском стиле (похож прямо-таки на римлянина))), Благовещение. Выявлена фактура живописи, античные черты. С-з алтарный столб: еще одно благовещение. сохр изо ангела: тип лица - римский, техника греческая. сюжет: Маккавеи. естественный свет, напоминает эллинизм. Св.Анна с младенцем –Марией. мягкость, пластичность. Но черты лица - греческие. Большая часть фреско-8 век при папе Иоанне 7.
Ц.St.Maria На Бычьем Форуме.Фрагмент мозаик с поклонением волхвов.
Ораторий папы Иннокентия 8.Мозаики. Вход в Иерусалим.
8 век--так называемый малый римский ренессанс при Папе Пасхалии. когда в Византии было иконоборчество, он принимал у себя приезжих греческих художников. стилистика -византийская, небольшая линейность, схематичность, жесткость.
ST Maria in Dominiсa3нефная, колонная Декор сохр в аспиде м на триумф. Аркой Конха: Богоматерь с младенцем. у ног — папа Паскалий. по сторонам - сонмы ангелов Нет сложных моделировок, но выразительность жеста.
Базилика Santa ProcedeДвойной алтарь (две триумфальные арки) Единая иконографическая программа (напоминает ц. Козьмы и Дамиана) Повествовательность. фигуры плоские, вычерченные., простой, но выразительный язык.
Базилика Santa Secillia in TRastavereСохр мозаики в конхе апсиды Внизу - агнцы, посередине агнец с крестом и нимбом. Вверху Христос в золотых одеждах Синий фон Римский вариант византийского искусства.Важное значение имеют в изобилии сохранившиеся книжные миниатюры.
4.Книжная миниатюра раннего средневековья: типология, стилистика, особенности национальных школ.
В раннем средневековье появился кодекс (то есть книга, вместо античных текстов на пергаменте) 4-5 века - иллюстрирование античных текстов. затем с 5 начало и в 6 доминируют - церковные книги: псалтири, библии и т.д. Национальные школы. Италия: 4-5 века. - античные тексты. В монастыре Монтекассино и в другх бенедиктинских аббатствах южной Италии преобладающее значение имела византийская школа, отодвигавшая на второй план местную традицию(«лекционарий переписчика льва» и «чудесные деяния Бенедикта»). Римский Вергилий, Ватиканский Вергилий - -миниатюры иллюстрируют тексты Вергилия (поэма Буколики--это про пастухов) и Энеиду. античная манера, импрессионизм. к этой же манере относятся (но это не Италия): Генезис (то есть книга бытия) лорда Коттона. Кведлинбургская Италла (библия) Островная традиция (Англия, Ирландия) (картинки в инете есть) здесь 2 тенденции.
1. своя, местная, так называемый островной стиль. нет знакомства с античной традицией, безумные орнаменты, плоскостность, все воспринимается через орнамент. всякие фантастические животные.
Самобытная народная традиция Ирландии выразилась в своеобразном орнаментальном стиле выраженном в книжной миниатюре. Геометризм и линейно-плоскостная трактовка форм, в том числе и тела. Это даже англосаксоксонская и ирландия миниатюра. Характерно: крупный инициал начальной страницы, не менее в половину страницы, в пределах ее очертаний сложнейший и тончайший орнамент. Особенность: изображение почти неотделимо от фона. Спирально-трубчатый орнамент и зверино-ленточный. Евангелие Дарроу 2 пол. 7 века. ангел-символ евангелиста Матфея. Ангел уподобляется плоской, покрытой геом. Орнаментом стеле с головой в фас и с ногами в профиль, без рук. Условность переносится и на раскраску. Келлсская книга:8 век. Эхстернакское евангелиеконец 7 века: экспрессивное изо животных-символов евангелистов. каллиграфичность линии, геометричность. То же и в Сент-галлинском евангелии.
Антикизирующая традиция на острове- в Англии(Юго-Западе)там римские миссионеры а в Ирландии - отдельное распространение христианства от Рима.
Золотой кодекс из Кентербери. середина 8 века. похоже на итало-византийское влияние. но упрощенность. Евангелист Матфей сидит на троне в арке, в тимпане арки--ангел-символ евангелиста. Мотив окружности становится ведущим, округлые линии. Наиболее ранние рукописи в Винчестерской и Кентерберийской школах. Богатство орнамента и сложность композиции.
меровингская Франция. Украшение рукописей носят орнаментальный хар-р,особенно типичен изоморфический тип инициалов, остов которых образуют рыбы птицы животные, реже чел-ие фигуры. Геллонский один из лучших.(изо Девы Марии в восточном платье, капюшоне, с крестом и кадилом в руках). Подчинение задачам украшения текста. Галласьенский сакраментарии. из примитивизма этого стиля выйдет каролингское искусство.Сакраментарий-собрание текстов, которые произносились во время мессы.
оба - 7 век.