Периодизация западно-европейского средневековья.
Периодизация западно-европейского средневековья.
Под культурой средневековья понимают обычно культуры Западной и центральной Европы и Скандинавии. Они обладают определенной культурной общностью, которая их связывает. Столкновение культуры з.е. совершалось в условии полярных явлений. Рубеж между древностью и средневековьем был более резким, чем в Византии. Кризис и падение Римской империи, переселение, варварские королевства. В начале – закат высокой цивилизации и энергия новых королевств. Противостояние язычества и христианства, первобытные представления и искусство. Взаимодействие этого всего, их взаимопроникновение и выработали все это клевое. Разное отношение к античности на различных этапах. Сначала не понимали и отрицали, потом стали интенсивно воспринимать. Значительная роль – стройная художественная система Византии, хотя повторить не могли в своих условиях. Особое место – христианская церковь. Формировалась как феодальная, независимая от гос-ва. Монастыри стали звеньями политически активных орденов. Епископы имели войско и вершили суд. Папа был не только духовным пастырем, но и правителем собственного гос-ва. Вокруг были варвары, а церковь сохраняла свое. Особое положение церкви из-за господства религиозного мировоззрения. Основа – архитектура, главный системообразующий элемент, изобразительное искусство и архитектура заняли исключительное положение. В обществе, где грамота была уделом немногих, образование - монополией церкви, а языком богослужения, науки и ученой лит-ры – латынь, искусство оставалось наиболее действенным средством воздействия. По новому открылись новые возможности света в искусстве и архитектуре, новые свойства материала. Тесная связь с ремеслом. Ручной труд – главная форма материальной деятельности. Произведение искусства могло возникнуть лишь как плод усилий многих мастеров или даже поколений. Формирование понятия личности. человеческое я еще не стало центром миропонимания. Для античности Средизем. Море – внутри, а дляСр. Веков – оно между мусульманским и западным миром. Много отличий. Искусство развивалось в течение целого тысячелетия. Три этапа.
1. к. 5 – сер 10 вв – эпоха складывания феодализма, отмеченная интенсивным противостоянием античных и варварских элементом, их взаимопроникновением, столкновением и пониманием.
2. 10 – 12 вв – переход к развитой фазе и канонизацией мировоззрения. В образе изо этот период характеризуется сложением первого общеевропейского художественного стиля, романского.
3.к. 12 – 13 вв. появление и расцвет готического искусства, высшая точка развития феодализма. готика стала высочайшим достижением средневеково-философской художественно-технической мысли. Заканчивается примерно в Реформацию – раскол церковного мира на католический и православный (1517). Конец 15в. – эпоха географич.открытий. Отношение к этому времени каждый раз менялось, европейские страны отказывались, а потом спохватывались. Англия первая,Франция после революции..Романтическое увлечение средневековьем-связано с созданием единого государства, готика – свое и неотъемлемое.
Позднеготическая архитектура Франции.
Собор в Се, церковь яковитов в Тулузе, церковь Сент-Уан в Руане, церковь Сен Маклу в Руане, южный фасад собора в Санлисе, южный фасад собора в Бове, крыльцо собора в Альби, епископский дворец в Руане. Сент Эсташ в Париже.
Собор в Се,
церковь яковитов в Тулузесоздавалсь в несколько этапов. Первое здание имело двойной неф. Потом к ним были добавлены два пролета и многоугольная апсида. Потом, в к. 14 века – полная реконструкция. Ряд необычно толстых колонн, тянущийся вдоль центральной оси просторного продольного нефа. Великолепно оформленные окна, расположившиеся над низкими боковыми капеллами по всему периметру здания. Центрированный свод апсиды, нервюры которого звездой сходятся от крайнего восточного столба (пальмы). Все это производит яркое впечатление. Концепция опиралась на лучистую готику и на стиль двухнефного храма северной Франции. Именно благодаря ей впоследствии сформировался тип южно-французских храмовых интерьеров.
Церковь Сент-Уан в Руане, общая длина 137 м., высота центрально нефа 33 м. Из-за столетней войны собор очень долго строился. Начали в н. 14 в., а закончили в сер. 15., но все строилось по одному плану.Профиль центрального нефа. Трифорий занимает почти половину области стены над аркадой. Пазухи арок украшены лепными фигурами музицирующих ангелов, которые помещены в трилистники и расписаны в технике гризали. Единственная плоская секция стены снобжена символическими окнами, ощущение, что здание полностью из стекла. Апсида охватывает 5 сторон восьмиугольника, таким образом при взгляде на нее вдоль центральной оси нефа, видны только три стороны. (по примеру собора в Реймсе). Практически полностью повторяет Сен-Микез в Реймсе. Осевая капелла оснащена дополнительным внешним пролетом и далеко выступает за линию восточной стены.
Андреа Пизано: двери флорентинского баптистерия. Нас интересует первая из трех декоративных дверей на южном портале баптистерия. Тематика и композиция иконографической программы свидетельствует о том, что крестильня, поэтому изобразили на ней св. покровителя церкви Иоанна Крестителя, который был так же покровителем и защитником Флоренции. Кроме того, программу следовало разместить таким образом, чтобы створки двери казались страницами книги, изображения на каждой из которых складываюся в последовательность. Каждую створку украшают 14 рельефов. 10 верхних рельефов на левой створке посвящены житию Иоанна, 10 на правой – его смерти. На 8 нижних рельефах помещены изображения добродетелей. Все эти сцены и фигуры заключены в квадрифории, составленные из частей ромбов и окружностей. Более того, можно сделать вывод, что рамка вокруг каждой композиции превращается в систему отсчета пропорций. Также квадрифорий имеет символическое значение. Стилизованные листья, как стандартная форма из репертуара готики, б ли одним из главных приемов средневековой символики, прежде всего благодаря хз способности обозначать числа. числа. Квадрифорий обозначает 4 стороны света, 4 времени года, 4 стихии и другие.
Алтарная преграда Нотр Дам,
Порталы трансепта собора в Руане, портал южного фасада считается более поздним, на всех трех регистрах тимпана изображены сцены страстей Христовых. На центральной колонне портала помещено изваяние фигуры Христа, на откосах – статуи апостолов. Все фигуры стоят на высоких пьедесталах. Установленный между тонкими полуколоннами и обрамленные вертикальными полосами орнамента из Квадрифории, эти пьедесталы украшены барельефами с циклами на тему ветхозаветных преданий. На центральной колонне портала история Иова, на правом откосе – цикл, посвещенный Иосифу, на левом – Иакову. Читаются, как книга в картинках, иконографически и типологически они связаны со сценами страстей Христовых на тимпане, но отличаются от них большей повествовательностью. Но фигуры выполнены довольно примитивно. Портал книжников обязан своим названием тому, что перед ним торговали книгами. Тимпан – страшный суд. А сохранились только два нижних регистра. На нижнем изображено воскресение мертвых, на верхнем – отделение праведников от грешников. Сцена на нижнем регистре необычна. Люди, встающие из могил, расположены в два ряда, совмещенные внутри одной горизонтальной секции. Это создает впечатление сумятицы и беспорядка. На верхнем рельефе ряды фигур размещены внахлест, что создает ощущение пространственной глубины, Более типичной для рельефов Италии.
статуя Адама из музея Клюни в Париже,статуя обнаженного Адама, ныне выставленная в музее Клюни, соседствовала с фигурой Евы в южном трансепте Нотр-Дама. Они стояли у ног Спасителя, рядом с которым ангелы держали орудия страстей. Детали изящного, немного удлиненного тела, проработаны с чрезвычайно строгостью и сдержанностью. Отсутствие одежды позволяет оценить изящную контрапостную позу (слегка оставленное правое бедро Адама продолжает линию правой ноги, на которую приходится вес тела, левое плечо развернуто вперед, уравновешивая левую ногу, которая немного длиннее правой, голова слегка повернута направо. Статуя в натуральную величину. Статуя свидетельствует о значительном прогрессе в восприятии человеческого тела и его двигательных возможностей. Изваяние, скорее всего, стояло в нише и предполагало только фронтальный обзор. Первоначально тело было окрашено в бледно-розовый цвет.
надгробие Филиппа Смелого и колодец Моисеятоже приписываются Слютеру.
портал церкви Шартрез де Шанмоль Клауса Слютера,на центральной колонне портала помещена Мадонна с младенцем. Поза гармонична. Вес тела приходится на левую ногу. Верхняя часть тела развернута к младенцу Христу, которого она держит на сгибе левой руке. Ее пышый плащ прорисован на бедре и ниспадает струящимися складками. В правой руки когда-то держала скипетр. С точки хрения истории искусства эта статуя принадлежит к типу «прекрасной Мадонны» но она делает шаг вперед в своем развитии. То же относится к моделировке лица, где чуть заметен второй подбородок, ямочка на щеке, а также формой глаз и лба, несомненно взяты из реальной жизни. Что касается откосов портала, то их иконография граничит с еретической, а композиция совершенно необычна. Фигуры, укращающие их, единственные в своем роде, и, вероятно, Слютеру удалось поместить их сюда потому что здание не предполагалось для широкой публики. На левом откосе изображен в натуральную величину коленопреклоненный и молитвенно простирающий руки к Богоматери Филипп Смелый, напротив его – его супруга. За спинами властителей Бургундии стоят их небесные покровители, святые Иоанн и Екатерина. Лица супружеской четы портретны. Раньше не было живых людей на порталах.
42. Готическая живопись: типология, стилистика, особенности национальных школ. См.ниже.
Средневековый философ Фома Аквинский назвал «яркость и ясность» в числе главных признаков красоты. Поэтому мы называем предметы красивыми, если они окрашены ярким и ясным цветом.
Все, включая статуи и рельефы и алтарную живопись мыслилось как своеобразная энциклопедия средневековых знаний, конечно, подчиненных богословию. В каждом соборе прослеживаетя какая-то главная сквозная тема. Парижский посвещался Богоматери, Амьенский – идея миссионерства (фигуры пророков на фасаде), собор в Лане выдвигает на первый план аллегории наук и свободных искусств и рассказывает о чудесах творения. Реймс наиболее национален и историчен, особая роль отводится портретам французских королей. Бурж прославляет добродетели святых, Шартр – энциклопедия. Замыслы были расплывчаты, поэтому там было обширное разнообразие. Например, многочисленные сцены ихображения ремесленных и сельских работ, кузнецов, оправданы тем, что труд был заповедан Богом согрешившему человеку. Также включались аллегории времен года, грехов и греховных страстей (повод изобразить чудовищ), звери и растения олицетворяли мир, созданный в первые дни творения. Часто изображались образы, имеющие мало отношения к церковной концепции, жонглеры, музыканты, плясуны. Гротески. Нередки фривольные мотивы. Целое поколение художников занимались тем, что сплетали хвалу Богу из всех живых существ, наивно рассказывали свои переживания, надежды и чаяния. Искусство говорило о жизни, а жизнь была не только интересна, но и жестока и драматична. Все было фиговенько, поэтому драматический пафос. В Византии жизнь народных масс была более жестока, но контроль был строже и регламент тоже, поэтому искусству трудно было пробиться к низам, а в европе, где не было такой централизации власти, голос низов был слышен. Возросшее сознание собственной личности крепостного подвергаются постоянному поруганию. Образ страдающего оскорбленного человека – затаенный внутренний мир готики. Недаром готика так возлюбила сюжеты, связанные с мученичеством и мучительством. Истязание Христа гвоздями, распятие, оплакивание, страдание Иова, не щадят душевный покой зрителя, принебрегают благообразием. Готика выдает миф о Христе, сыне плотника, который претерпел страдания от властьимущих. абстрактного религиозного величия нет в готическом Боге, у него много человеческого, даже плебейского. Это особенно очевидно в народных, низовых течениях искусства. Там сложился особый иконографический тип Христа скорбящего. Он не на кресте и не во славе, а просто сидит на камне, поперев голову рукой. Тело у него окровавлено. в таком искусстве, красоте физической, красоте античности не могло уже придаваться было значение. Готике чужда та влюбленность в красоту нормальных соразмерных форм, гармонических пропорций, стремление к телесному жизнеподобию античного искусства. Готика предпочитала выражение вдохновенного экстаза в некрасивом истощенном теле. Не столько отрицание плоти вообще, сколько отвращение к сытой, ублаготворенной плоти наложило отпечаток на искусство. Телесное благополучие ассоциировалось с миром сеньеров, жирных лукавых монахов, плутов, чиновников. Нищенствующие проповедники порицали церковников за роскошь. Проповедь аскетизма. Предельное напряжение душевной жизни готических фигур и лиц, античности и не снилось. Смятенный и возмущенный дух бепощаден к своему телу. Он его иссушает, бороздит глубокими морщинами, сводит в судорогах. Герой средневекового искусства заглядывает в темные провалы бытия, созерцает бездну человеческого горя, мучительно размышляет, силится понять что-то. В шартрском портале есть фигура Бога сомневающегося, отчаивающегося, он творит мир и видит несчастье мира, тяжело задумывается и вглядывается в творение своих рук. В готике есть то., что называют психологически правдивыми деталями. то есть, правда переживания, сказывающаяся в частностях, штрихах, жестах , оттенках.
Шартр.Сцена Авраама с Исааком. Руки уже связаны, отец повернул голову к ангелу, рука его невольно прикасается к щеке ребенка.
В Нотр Даме рельеф Иов и его друзья. К несчастному Иову пришли его прежние друзья, которые ужасаются и сочувствуют со злорадством. А старик – истиный друг, прикрывает лицо рукой, а другую положил на плечо, не страшась страшных язв. Тишина глубокого чувства. Самая одухотворенная готическая статуя – часть целого, ее подчиненность архитектонике. А в витражах подчиняются стеклышку. Сами архитектурные детали превращаются в элемент изображения. У них есть тела, глаза, они смотрят, и какова бы ни была конструктивная ф-ция детали, она выполняет ее очеловеченно. В огромном количестве рукописных книг, украшенных миниатюрами, образ жизни средневековых людей запечатлен разнообразно. Помимо художественного значения иллюстрированные рукописи представляют собой источник исторических сведений. Это обширные галереи крошечных картин, сияющих красками, наивных, прелестных, наполненных часто очень точными деталями быта. Всевозможные жизненные сцены содержатся в бревариях, книгах с отрывками из Библии, псалмами, гимнами и т.п. знаменитые французские «большие» хроники представляют всю историю Франции, начиная с мировингов. В Германии 14 в. иллюстрировали книгу любовных песен. Это изобразительная летопись рыцарского куртуазного быта. Готическим картинам не чужды идеи пространства, но пространственные отношения трактуются скорее символично и переводятся на плоский орнаментальный язык. Фигуры, предмеетыЭ, разно масштабны, перспектива, если она есть, обратная. Это связано с оптическим законом, что фигуры смотрятся раньше, чем в центра, поэтому они делают их крупнее, чтобы выделить их значимость. Нередко в одной композиции объединяются разновременные явления, которые друг друга поясняют. Тогда разномасштабность смотрится символично.изломы складок, жестикуляция рук, если в них всматриваться, мы увидим искреннее и тонкое наблюдение натуры. Готический стиль эволюционировал внутри себя. Ренессансные черты появляются в 16 столетии. В Германии и в 16 веке и скульптура и архитектура оставались готическими, хотя живопись была ренессансной.
Периодизация западно-европейского средневековья.
Под культурой средневековья понимают обычно культуры Западной и центральной Европы и Скандинавии. Они обладают определенной культурной общностью, которая их связывает. Столкновение культуры з.е. совершалось в условии полярных явлений. Рубеж между древностью и средневековьем был более резким, чем в Византии. Кризис и падение Римской империи, переселение, варварские королевства. В начале – закат высокой цивилизации и энергия новых королевств. Противостояние язычества и христианства, первобытные представления и искусство. Взаимодействие этого всего, их взаимопроникновение и выработали все это клевое. Разное отношение к античности на различных этапах. Сначала не понимали и отрицали, потом стали интенсивно воспринимать. Значительная роль – стройная художественная система Византии, хотя повторить не могли в своих условиях. Особое место – христианская церковь. Формировалась как феодальная, независимая от гос-ва. Монастыри стали звеньями политически активных орденов. Епископы имели войско и вершили суд. Папа был не только духовным пастырем, но и правителем собственного гос-ва. Вокруг были варвары, а церковь сохраняла свое. Особое положение церкви из-за господства религиозного мировоззрения. Основа – архитектура, главный системообразующий элемент, изобразительное искусство и архитектура заняли исключительное положение. В обществе, где грамота была уделом немногих, образование - монополией церкви, а языком богослужения, науки и ученой лит-ры – латынь, искусство оставалось наиболее действенным средством воздействия. По новому открылись новые возможности света в искусстве и архитектуре, новые свойства материала. Тесная связь с ремеслом. Ручной труд – главная форма материальной деятельности. Произведение искусства могло возникнуть лишь как плод усилий многих мастеров или даже поколений. Формирование понятия личности. человеческое я еще не стало центром миропонимания. Для античности Средизем. Море – внутри, а дляСр. Веков – оно между мусульманским и западным миром. Много отличий. Искусство развивалось в течение целого тысячелетия. Три этапа.
1. к. 5 – сер 10 вв – эпоха складывания феодализма, отмеченная интенсивным противостоянием античных и варварских элементом, их взаимопроникновением, столкновением и пониманием.
2. 10 – 12 вв – переход к развитой фазе и канонизацией мировоззрения. В образе изо этот период характеризуется сложением первого общеевропейского художественного стиля, романского.
3.к. 12 – 13 вв. появление и расцвет готического искусства, высшая точка развития феодализма. готика стала высочайшим достижением средневеково-философской художественно-технической мысли. Заканчивается примерно в Реформацию – раскол церковного мира на католический и православный (1517). Конец 15в. – эпоха географич.открытий. Отношение к этому времени каждый раз менялось, европейские страны отказывались, а потом спохватывались. Англия первая,Франция после революции..Романтическое увлечение средневековьем-связано с созданием единого государства, готика – свое и неотъемлемое.