Здания торгово-бытового обслуживания.
Предприятия торгово-бытового назначения являются элементами системы обслуживания населения. Эффективность обслуживания определяется, с одно!) стороны, максимальным приближением торгово-бытовых объектов к потребителю, с другой - созданием крупных кооперированных центров с широким диапазоном услуг.
К торгово-бытовым относятся предприятия торговли (магазины, рынки), общественного питания (рестораны, столовые, кафе и пр.), бытового обслуживания (парикмахерские, прачечные-химчистки, дома моды, бани и пр.).
Основным объектом розничной торговли является магазин. В зависимости от вида реализуемых товаров выделяют продовольственные и непродовольственные магазины, среди которых универмаги (магазины с универсальным ассортиментом товаров) и специализированные (с товарами определенного вида). Распространение системы самообслуживания в торговых задах вызвало строительство крупных универсамов.
Состав помещений и объемно-планировочное решение магазина должны отвечать элементам и направлению функционально-технологического процесса, в соответствии с которым размещаются основные группы помещений: торговые залы, кладовые, подсобные, помещения администрации и персонала, технические помещения.
В проектной практике используются следующие объемно-планировочные схемы: фронтальная (размещение помещений вдоль линии главного фасада), глубинная (вдоль оси, перпендикулярной главному фасаду), угловая и смешанная.
Магазины размещаются в составе торговых центров, в отдельно стоящих зданиях, в пристройках (встройках) при жилых домах.
Планировочное построение крупного торгового центра основано на вертикальном зонировании пространства: торговые залы размешают на первом этаже, складские, технические и часть подсобных помещений размещают на последнем этаже и в подвале. При размещении торговых залов на этажах (кроме первого) следует устанавливать эскалаторы.
В торговых залах, имеющих в плане форму квадрата или прямоугольника с соотношением сторон от 2:1 до 3:1, создаются наиболее благоприятные условия для организации технологического процесса (движения покупателей, расстановки оборудования и т.д.). Такие залы проектируются, в основном, в отдельно стоящих зданиях.
Торговые залы встроенных магазинов в силу пространственных ограничений, создающихся конструкциями основного здания, имеют форму сильно вытянутого прямоугольника. Такая форма усложняет процесс торговли и взаимосвязь торговых и складских помещений, увеличивает путь движения товаров, вынуждает разбивать пространство на отсеки с отделами продажи товаров различных видов.
Высоту торгового зала принимают в зависимости от его площади: 3.3 м при площади до 300 м2 и 4.2 м - при площади более 300 м2. Высота подсобных, складских и административных помещений принимается равной 3,3 м.
В зависимости от радиуса обслуживания, вида и количества оказываемых услуг предприятия торгово-бытового обслуживания подразделяют на предприятия местного и городского значения.
Предприятия бытового обслуживания населения по характеру предоставления услуг и технологии производства можно разделить на две группы:
1) предприятия непосредственного контакта с потребителем (парикмахерская, мастерские срочного ремонта одежды и обуви, приемные пункты заказов и т.п.);