Конспектом не являются фотографии, ксерокопии, распечатки, отсканированные и распознанные материалы, их электронные версии.
Иллюстративная часть
Для выполнения зарисовок используйте только иллюстрации первоисточника – фотографии, чертежи из книг, интернета, а не конспекты или работы других студентов.
Рисунки-схемы должны быть выполнены от руки и дополнены краткими сведениями об объекте. Эта работа выявляет понимание студентами существенных черт архитектуры определенного периода, тектонических и пространственных представлений, достижений эпохи, типичных и уникальных свойств объекта.
Примером расположения поясняющих надписей-выносок могут служить иллюстрации, демонстрируемые на лекциях. Минимум подписей – что? где? когда? кто автор?. Не следует выбирать трудоемкую графику и механически воспроизводить все детали чертежа (пересчитывать колонны, окна). Достаточно карандашного, контурного рисунка, с соблюдением пропорций, разбивки осевых линий, обозначения существенных элементов структуры. Смотрите примеры в приложении.
Примечание:
Обширные сведения по истории архитектуры и дизайна, публикуемые в сети Интернет, не всегда являются корректными. Наиболее ошибочные суждения содержатся на сайтах многочисленных дизайн-бюро, и Web-страницах «интерьерно-мебельных» коммерческих фирм.
Обращайте внимание на авторов, происхождение информации. Критерием достоверности могут служить публикации специализированных институтов или ученых, соответствующих специальностей. А также публикации авторитетных издательств, уже выходившие ранее в печати.
При сетевом поиске иллюстраций по ключевым словам, помните, что выдаваемый набор картинок содержит и не относящиеся к искомому фотографии, так как в результат поиска включаются все иллюстрации, помещенные на страницы, в текстах которых встречаются слова, введенные в строку поиска.
Структура индивидуального семестрового задания
Для самостоятельной работы подбираются темы, расширяющие круг вопросов лекционных занятий. Их выполнение формирует навыки анализа архитектурных форм и знакомит с методами прикладных научных исследований, оформления их результатов.
При выдаче задания указывается тема, в результате изучения которой студенты делают выводы по конкретному вопросу, их краткое изложение в графоаналитической форме. Не следует выходить за рамки поставленного вопроса, приводить копии статей и разделов из литературных источников, касающихся темы вообще. Все иллюстрации, таблицы и схемы, приводимые в задании, должны иметь обоснование и служить аргументации выводов, а не просто наполнять объем.
Помимо основного содержания, работа имеет титульный лист, оглавление (план), список источников (библиографии, иллюстраций).
Краткость и системность работы являются главными критериями её качества. Так, например, тема «Типологические особенности архитектуры (Индии V-X вв..)» не требует пространных описаний многочисленных памятников и сведений по истории страны. Здесь структура будет выглядеть так:
1) Перечень типов сооружений и комплексов, характерных только для Индии. Т.е. являющихся характерными для данного региона и не распространенных в других странах. Желательно разделение типов на укрупнённые группы, например – жилые, культовые, мемориальные, общественные, а так же градостроительные комплексы или ансамбли, имеющие устойчивые типологические признаки.
2) Временной диапазон возникновения и развития каждого из этих типов, с указанием происходивших изменений (трансформация, эволюция).
3) Рисунки, чертежи, фотографии, ясно выражающие черты каждого из типов (1–2 примера). На иллюстрациях должны быть поясняющие надписи, условные обозначения.
4) Сведения о заимствованиях и влияниях других культур (если обнаружены). Т.е. откуда (или от чего) ведет происхождение тот или иной тип, его образное, пространственное или конструктивно-планировочное решение.
5) Краткие сведения о региональных особенностях неспецифических типов зданий, т.е. таких, которые распространены и на других территориях (вне Индии) но, получивших своеобразные черты, позволяющие различать региональную принадлежность.
Таким образом, вся работа укладывается в небольшой объем, но достаточно плотный информационно. Количество страниц не имеет значения, их может быть 5, или 10, в зависимости от размера и количества иллюстраций, интервалов строк. Содержание работы отображает только существенную часть новых сведений и впечатлений, приобретенных в процессе изучения материала для выполнения работы.
Рекомендации по оформлению индивидуального задания
По желанию, работу можно подать в виде развернутой хронологической таблицы, или плаката. В том числе с использованием средств компьютерной презентации и верстки. Можно в электронной форме (без распечатки).
Все иллюстрации должны иметь надписи или подписи (см. примеры). Иллюстрации, содержащие несколько видов одного объекта или его деталей, полностью подписываются при первом упоминании. Требуется указать: место и наименования объекта, дату постройки или проектирования, авторов (если они установлены). Подписи остальных видов и проекций данного объекта сокращаются. Иллюстрации дополняют надписи, поясняющие структуру объекта, его отличительные особенности, даты перестройки отдельных частей, габаритные размеры, специфичные термины. Иллюстрации, заимствованные из внешних источников, должны иметь на них ссылки.
В реферативных и аналитических работах должны визуально различаться авторский текст студента и тексты используемых материалов – иметь обозначение начала и конца цитат (либо подчеркивание, другой шрифт, цвет, форматирование, отметки на полях). Работы должны содержать ссылки на используемые источники, приведенные в библиографическом списке и примечаниях. Ссылка проставляется в виде номера источника по списку в квадратных скобках, например так – [2]. Список может быть составлен в алфавитном порядке, но лучше в порядке упоминания.
В университете существует система внутренних стандартов организации на оформление работ, соответствующая федеральным ГОСТам. Это, например, пособие по учебным рефератам СТО ЮУрГУ 17–2008. Электронная версия имеется в свободном доступе через сайт библиотеки. Там приведены примеры оформления титульного листа, библиографического списка и других элементов.
Рекомендуемая литература
(в список включены издания, имеющиеся в библиотеке ЮУрГУ, а также в открытом доступе через сеть Интернет)
а) основная литература: